Криотерапия при автоматизации звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
МБДОУ №244
Конспект подгруппового логопедического занятия
с использованием криотерапии и суджоктерапии на тему:
«Автоматизация звука Ш»
Подготовила: учитель – логопед
Хайрутдинова Ю.Ш.
г. Ульяновск
2024 год
Цель: правильно и четко произносить звук [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Задачи коррекционно-образовательного характера:
- Достижение автоматизированного произношения звука [Ш] в различных речевых единицах: слогах, словах и фразах.
- Совершенствование навыков образования форм множественного числа существительных.
- Обучение правильному согласованию количественных числительных с именами существительными.
- Практика использования существительных в форме родительного падежа.
Задачи коррекционно-развивающего характера:
- Развитие фонематического восприятия и речевого дыхания.
- Совершенствование навыков звукового анализа и определения места звука [Ш] в составе слов.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Активизация и развитие познавательных процессов: концентрации внимания, запоминания и мышления.
Задачи коррекционно-воспитательного характера:
- Формирование навыков самоконтроля и дружелюбного отношения к окружающим.
- Создание положительной мотивации к участию в занятиях.
- Необходимые материалы и оборудование: мультимедийная презентация, прозрачные пластиковые кристаллы в форме сердец, контейнеры со льдинками, пластиковые тарелки, бумажные салфетки.
Ход занятия:
Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием мультимедийной презентации.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
Чередовать « Заборчик» – « Трубочка».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
Уточнение правильной артикуляции звука «Ш».
– зубы в улыбке
– губы сближены в «Ватрушку»
– кончик языка упирается в нижние зубы
– воздушная струя холодная, направлена посередине языка
– звук «Ш» произносится без голоса – глухой
Логопед: Ребята, сегодня вас познакомлю с волшебными мячиками и колечками, которые помогут вам правильно произносить звук «Ш».
Учитель раздает детям цветные суджок мячики.
Логопед: Посмотрите на эти разноцветные колючие шарики. Но кто же знает, как с ними играть????
Дети дают свои варианты ответов: кидать, катать по руке/ в ладошке и пр.
Логопед: Встречайте удивительный шарик! Он особенный, с иголочками – настоящий колючий друг! Сегодня мы откроем для себя мир су-джок шариков, научимся играть с ними и узнаем много нового.
Эти шарики прибыли к нам из Китая. Их колючая поверхность не только забавна, но и полезна! Выполняя определенные упражнения, о которых мы сегодня поговорим, можно получить отличный эффект.
Эти замечательные шарики-ежики станут вашими верными помощниками, чтобы:
- Поддерживать крепкое здоровье.
- Всегда чувствовать себя бодрыми и счастливыми.
- Достигать успехов в учебе.
Пальчиковая гимнастика с элементами Су-Джок терапии
(при помощи презентации)
«ПОД ЗОНТИКОМ»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(стучи медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом.
(стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли, (шарик находится под ладонью)
От дождя себя укрыли. (сжимаем шарик в ладони) .
«ОВОЩИ»
В огород пойдём, Урожай соберём.
(катаем шарик на ладони вперёд- назад)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
(на каждую строчку прокатываем
шарик по пальцу)
И вернёмся по дорожке. (катаем шарик круговыми движениями на ладошке)
«СОВУНЬЯ»
У глазастой совушки
Хищная головушка, (катаем шарик круговыми движениями на ладошке) Пёрышки пушистые,
(катаем медленно шарик вперёд-
назад)
Ноженьки когтистые. (шариком проводим по ладошке)
Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.
(сжимаем шарик в ладошке)
«ЁЖИК»
Наш волшебный мудрый ёжик (прокатываем по левой руке)
Не нашёл в лесу дорожек.
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко. (катаем между ладоней вертикально)
Если будем с ним играть
Ручки будем развивать. (катаем между ладоней горизонтально)
Ловкими станут пальчики,
Умными – девочки, мальчики.
(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху).
«БЕГЕМОТИК»
Едет тихо на машине бегемот,
(медленно катаем шарик между ладонями
вперёд-назад)
Потому что очень сильный гололёд! (сжимаем и разжимаем шарик в ладошке)
Вдруг из-за угла появился еж.
(быстро прячем шарик в ладони, а потом ставим его на ладонь)
Испугался бегемот и на тормоз быстро жмёт.
(шарик на ладони, а при слове «тормоз» быстро сжимаем шарик рукой).
Логопед: А теперь прокрутите шарик, откройте его и достаньте пружинку. Приготовьте одну ручку, на каждую строчку стихотворения надеваем пружинку.
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(поочередно надевать массажное
кольцо на каждый палец)
Вот и вся семья!
(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно)
Учитель-логопед: вы –молодцы, что так здорово справились с этим заданием!
Теперь, чтобы немного отдохнуть и закрепить наши знания, предлагаю поиграть в интересную и веселую игру «Невесомость».
Физминутка. «Шарики в невесомости»
Подбрасываем и ловим двумя руками подбрасывая проговариваем слоги (шта- што- шту- шты). Во время каждого нового упражнения повторяйте за мной новые слоги!
- Подбрасываем и ловим с хлопком (шка – шко- шку- шкы).
- Перекидываем шарик с руки на руку (шма – шмо – шму – шмы).
- Перекидываем по одному шарику друг другу (ашт – ошт- ушт – ышт).
- Пробуем подбрасывать и ловить двумя руками (ашк-ошк-ушк-ышк).
Учитель-логопед: Молодцы, у вас уже гораздо лучше получается! Теперь мы готовы к знакомству с еще одним необычным изобретением. Но сначала сыграем еще в одну игру с нашими колючими друзьями!!!!
«ИГРА В СНЕЖКИ»
Раз, два, три, четыре,
(сжимаем и разжимаем шарик в ладошке) Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
(катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, а потом в другую)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим, И опять поймаем.
(действия соответствуют тексту)
Логопед: В какое время года, ребята, мы играем в снежки? Верно, зимой.
Из чего можно сделать снежки?
Дети: Из снега!!!
Логопед: Правильно! Снег – это замерзший дождик!!!!! А во что еще превращается зимой вода?
Дети: В сосульки!!!
Логопед: Правильно! Сосульки мы называем еще ледышками, льдом!!!!
Мы сейчас устроим интересную забаву!!!!!
Закрывайте глазки!!!!
Я подхожу к вам с ведерком, каждый из вас берет из него, не глядя, по одной холодной фигурке и по одной не очень холодной!!!!
Дети берут из ведерка уже подтаявшие кубики льда и пластмассовые кристаллы в форме сердечек. Их задача угадать, на подглядывая, где лед, а где игрушка.
У каждого ребенка стоит на столе одноразовая тарелочка и бумажная салфетка.
Дети перекладывают свои сюрпризы в тарелочки.
Логопед: Угадайте, ребята, где лед, а где пластмассовая фигурка? Оба предмета мокрые и холодные. Как вы их отличили??? Где ледышка-малышка?
Дети: лед тает в руках, а фигурка нагревается в ладошке!!!!
Логопед: Молодцы!!!! А теперь, чтобы согреть наши руки, вытираем их салфетками, а затем берем наши шарики-колючки и вспоминаем те упражнения, которые мы выполняли в начале занятия!!!!
После выполнения упражнений, проводится игра «Ежик ловит слова со звуком «Ш»
Логопед: Ребята! Мы сейчас поиграем в игру «Ежик ловит звук Ш».
Ход игры: Вы держите на раскрытых ладошках наши колючие мячики, а как только вы слышите в слове звук «Ш», то легко сжимаете ладошку с мячиком в кулачок.
В нашей игре есть еще одна задание, надо услышать, где находится звук «Ш» в слове: в начале, середине или в конце?
Шум, шумный, шуруп, шушукать, шушукаться, шутка, шуба
Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша
Золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки
Логопед: Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с заданиями!!!!!
С кем мы сегодня познакомились?
Дети: с шариком-ежиком, с китайским шариком!!!
Логопед: Отлично, ребята! А с кем еще мы поиграли?
Дети: с ледышками-малышками!!!
Логопед: На этом наше занятие заканчивается, ледышки тают, сердечки нагреваются, настроение поднимается, а мячики су-джок отправляются в коробочку!!! До новых встреч!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Криотерапия"
"Криотерапия" - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом.Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает бл...
НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей с ТНР»
Цель: продолжать развивать речь детей через применение различных технологийЗадачи: Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»- развитие сенсорных эталонов;- развитие речи;- развити...

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"
Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...

Применение аква- и криотерапии в коррекционной индивидуальной работе с детьми с ОВЗ
В статье обоснована актуальность применение нетрадиционных технологий в логопедической практике, представлена методика и картотека дидактических игр с водой и со льдом на логопедических занятиях...

Криотерапия
Криотерапия - это одна из нетрадиционных методик здоровье сберегающих технологий, заключается в использовании игр со льдом....

Мастер-класс "Иглотерапия и криотерапия, развиваем мелкую моторику"
Описываются нетрадиционные методы развития мелкой моторики...

Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом» с детьми первой младшей группы. (криотерапия).
Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом»с детьми первой младшей группы.(криотерапия).Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познават...