План-конспект логопедического занятия в старшей группе по теме:«Животные жарких стран» с использованием ИКТ и элементами песочной терапии.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Фантазёры»
по теме «Животные жарких стран» с использованием ИКТ и элементами песочной терапии.
Цели:
Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать названия животных жарких стран и их детенышей; обогатить экспрессивный словарь, совершенствовать грамматический строй речи (совершенствование навыков образования притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкател. слов).
Коррекционно-развивающие: развить связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие и представление, навыки звукового анализа, зрительного гнозиса, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитание доброжелательности, инициативности, самостоятельности, активности.
Оборудование:
фишки для звукового анализа, звуковая дорожка, презентация «Саванны Африки», видеозапись «Природа Африки», песочница с фигурками животных жарких стран, мягкие игрушки-обезьянки, коктейльные трубочки, палочки Кюизенера, IQ-кубики, игры Воскобовича «Волшебный сундучок», политическая карта мира, глобус, карточки с животными, аудиозапись песни «Красной шапочки», физминутки «У жирафа пятна,пятна… », «Голоса животных Африки», влажные салфетки, простые карандаши, смайлики-картинки, благодарственные открытки.
Ход занятия:
#1054;рганизационный этап
Логопед: Доброе утро, ребята. Дети, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Ребята, я хочу вам сообщить радостную весть: ваши любимые друзья обезьянка Чита и ее брат Чики приглашают вас на свою Родину, в жаркую страну Африку! А вы знаете где находится эта страна? Давайте подойдем к карте и найдем этот материк, (дети подходят к карте и вместе с логопедом ищут материк). А теперь давайте подойдем к глобусу и поищем Африку на глобусе (дети подходят к глобусу).
Логопед: Ребята, а на каком виде транспорте мы быстрее всего доберемся до этой удивительной страны?
Дети: на корабле, на поезде, на самолете.
Логопед: Конечно, на самолете мы быстрее окажемся на месте. Чита и Чика приглашают вас на борт с вашим личным багажом (у каждого ребенка свой багаж) и просят вас пристегнуть ремни! Наш самолет непростой, чтобы он взлетел нужно произнести волшебные слова:
РА-РА-РА-начинается игра,
СА-СА-СА-ждут в пути нас чудеса!
(Гул взлетающего самолета). На экране картина летящего самолета, видеозапись «Природа Африки».
Логопед: Мы пролетаем над тропическими лесами, горами, над вулканами и реками. В Африке есть пустыни, покрытые песком, есть саванны, покрытые травой и есть джунгли, заросшие лианами. Там всегда жарко, осадков очень мало.
Ребята, вот мы и приземлились в пустыню Африки. (Дети встают со стульчиков и подходят к столу с песком).
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.
Дождя в пустыне не бывает по нескольку месяцев, но даже здесь можно увидеть признаки жизни. Вот ползет змея (рисуем на песке зигзагообразные линии), как шипит змея Ш-Ш-Ш, а вот и выполз скорпион (перебираем пальчиками по песку, изображая скорпиона). Ветер приносит с собой надежду на дождь, как воет ветер У-У-У, он поднимает миниатюрные торнадо из пыли (дети дуют на песок через коктейльную трубочку).
И вот наконец пошел долгожданный дождь (дети набирают песок и высыпают его с обеих рук, перетирая пальчиками, опускают руки в песок по центру песочницы и делают озеро). Вместе с водой в пустыню возвращается и жизнь (погружают руки в песок по краям песочницы и находят фигурки животных жарких стран, размещают их на поверхности, помещают в песок пальмы, кактусы, другие растения).
Мы с вами оказались в очень удивительном месте, таящим много секретов. Я предлагаю вам продолжить наше путешествие и поближе познакомиться с обитателями джунглей (дети вытирают руки влажными салфетками и проходят на свои места за столом).
2. Отгадывание загадок.
Логопед. Но куда же спрятались все звери? Чтобы животные вышли из джунглей, нам нужно отгадать про них загадки.
Загадки:
1. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А по тому, что он …. (жираф).
2. По реке плывет бревно.
Ах, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил).
#1057;ерый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.
( Слон)
#1053;е олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)
3. Развитие слухового внимания
Логопед: Обезьянка Чита говорит, что в джунглях нужно быть очень внимательными, чутко прислушиваться к окружающим звукам. Закройте глаза и послушайте голоса животных, а потом скажите: чей голос вы слышали? (звучит запись «Голоса животных жарких стран»). Предполагаемые ответы детей:
- я слышал обезьяний крик; я слышал крик обезьяны;
- я слышала львиное рычание; я слышал рычание льва;
- я слышал слоновий крик; я слышал крик слона;
- я слышала носорожий голос; я слышал голос носорога;
- я слышала крокодилье рычание; я слышал рычание крокодила;
Логопед: Молодцы, ребята! А вот и наши животные вышли из джунглей. (видеозапись «Саванны Африки»).
4. Физминутка.
Обезьянка Чита и Чики предлагают нам немного отдохнуть и потанцевать под музыку (звучит песня «У жирафа пятна, пятна...»). Логопед предлагает детям сесть на свои места.
Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.
Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)
5. Звуко-буквенный анализ слова «зебра», «слон», «бегемот».
Давайте определим, какие звуки живут в слове «зебра», «слон», «бегемот» и выложим фишками.
1 ребенок: зебра
Возьми карточку и фишки.
Какой первый звук? (з) Какой он? (согласный)
Второй звук?(е)Какой он?(гласный)
Третий звук? (б) (согласный)
Четвертый звук? (р) (согласный)
Пятый звук? (а) (согласный)
Под схемой составьте слово «зебра». Посчитаем сколько слогов в слове
зе-бра. (с помощью пирамидки считаем слоги)
2 ребенок: слон
Возьми карточку и фишки.
Какой первый звук? (с) Какой он? (согласный)
Второй звук? (л) Какой он? (согласный)
Третий звук? (о) (гласный)
Четвертый звук? (н) (согласный)
Под схемой составьте слово «слон». Посчитаем сколько слогов в слове «слон»
3 ребенок: бегемот
Возьми карточку и фишки.
Какой первый звук? (б) Какой он? (согласный)
Второй звук? (е) Какой он? (гласный)
Третий звук? (г) (согласный)
Четвертый звук? (е) (гласный)
Пятый звук? (м) (согласный)
Шестой звук? (о) (гласный)
Седьмой звук? (т) (согласный)
Под схемой составьте слово «бегемот». Посчитаем сколько слогов в слове «бегемот»
Логопед. Определите положение звука [з] в слове «зебра».
Дети. Начало слова.
Логопед. Определите положение звука [л] в слове «слон».
Дети. Середина слова.
Логопед. Определите положение звука [т] в слове «бегемот».
Дети. Конец слова.
6. Работа по развитию фонематических представлений.
Возьмите листочки и по цепочке назовите изображенных на них животных. Слон, гепард, зебра, лев, жираф.
Возьмите карандаш и обведите в круг: девочки-названия животных, в которых есть звук [р], мальчики- со звуком [л].
7. Игра «Дружная семья»
Как и у нас с вами, у животных тоже есть семьи. Я каждому раздам картинки с изображением семьи животных жарких стран. А вы должны назвать всех по очереди, начиная от папы.
1 ребенок. В семье слонов папа слон, мама слониха, детеныш слоненок, детеныши слонята.
2 ребенок. Папа лев, мама львица, детеныш львенок, детеныши львята.
3 ребенок. Папа бегемот, мама бегемотиха, детеныш бегемотик, детеныши бегемотики.
8. Игра «Веселый счет»
Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте посчитаем, сколько животных в каждой семье получилось.
1 ребенок. Один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.
2 ребенок. 1 лев, 2 льва, 3 льва, 4 льва, 5 львов.
3 ребенок. 1 бегемот, 2 бегемота, 3 бегемота, 4 бегемота, 5 бегемотов.
9. Развитие тонкой моторики
1 ребенок собирает из палочек Кюизенера фигуру жирафа по схеме (схема должна лежать перед ним), 2 ребенок собирает из IQ-кубиков фигуру крокодила (по образцу), 3 ребенок клеит дорожку на ковролине (по схеме), (звучит песня Красной Шапочки «Африка»)
10. Домашнее задание.
Нарисовать любое животное жарких стран и подобрать слова - признаки.
11. Рефлексия.
Логопед: Ну вот и закончилось наше путешествие по Африке, прошу вернуться на борт самолета. Мы возвращаемся домой!!! Обезьянка Чита и Чики хотят сказать вам спасибо и похвалить вас, вы сегодня были молодцы. В благодарность я хочу вручить вам по открытке и спросить, чем мы сегодня с вами занимались, что вам понравилось?
Дети получают открытку и отвечают на вопросы.
Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное – выберите весёлого смайлика.
Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали - выберите грустного смайлика.
2. Артикуляционная гимнастика «Животные Африки»
-а теперь ребята я предлагаю вам изобразить диких животных.
«Бегемотик», «Слон», «Жираф», «Кенгуру» («качели»), «Носорог» («иголка»), «Обезьянки прыгают» («часики»), «Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки» (надувать по очереди правую и левую щёки), «Жираф жует листочки»
3. Беседа по теме занятия.
Рассматривание иллюстраций с изображениями животных, их частей тела (грива, хвост, хобот, горб).
Каких животных мы называем хищными? А каких травоядными?
- Хищные животные - это животные которые питаются мясом, охотятся за другими животными, травоядные животные – питаются травой, листьями.
4. Работа с чистоговорками.
Ра-ра-ра – в Африке жара
Ру-ру-ру – скачет кенгуру
Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы
Моты-моты-моты – появились бегемоты
Ны – ны – ны – водой брызгают слоны
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны
5. Дидактическая игра «Назови семью»
Слон – слониха – слоненок – слонята
Верблюд – верблюдица – верблюжонок – верблюжата
Тигр – тигрица – тигренок – тигрята
Лев – львица – львенок – львята
6. Игра «Добавь словечко».
В Африке живут ловкие, хвостатые…. (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые (Верблюды.)
И ещё огромные, сильные (Слоны.)
7. Физкультминутка «У жирафов…»
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, (Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
8. Упражнение «Скажи одним словом»
У слона толстые ноги, он (какой?) - толстоногий,
У жирафа короткая шесть, он (какой?) - короткошерстный
У обезьяны длинный хвост, он (какой?) - длиннохвостый
У жирафа длинная шея, он (какой?) - длинношеи
У слона большие уши, он (какой?) - большеухий
У зебры тонкие ноги, он (какой?) – тонконогий
У верблюда два горба, он (какой?) – двугорбый
У крокодила острые зубы, он (какой?) –острозубый
У льва громкий голос, он (какой?) – громкоголосый
9. Игра «Скажи наоборот» (обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами)
У жирафа длинная шея, а у бегемота…
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…
У слона большие уши, а у зебры ..
У бегемота широкая спина, а у зебры….
10. Работа с загадками.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)
Неуклюжий и большой,
Он пасется под водой.
Набивая свой живот,
Щиплет травку… (Бегемот)
Он в трубу свою гудит и,
как дом большой бежит (Слон)
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Лев, львица)
По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
нос откусит…. (Крокодил)
Я такая заводная,
Я проказница такая,
Мне сидеть на месте лень,
Прыгаю в лесу весь день (Обезьяна)
11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Зебра, северный олень, морж, тюлень
Кенгуру, обезьяна, белый медведь, зебра.
Зебра, лев, жираф, слон
Лев, тигр, морж, зебра.
Верблюд, зебра, лев, жираф.
Носорог, бегемот, тигр, волк.
Зебра, носорог, крокодил, лось.
12. Пальчиковая гимнастика "В жарких странах"
Если в жаркую страну
Я случайно попаду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль»)
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва, (Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)
Крокодила и слона.
Хорошо живётся им – (Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)
Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект индивидуального логопедического занятия
Основной целью занятия является автоматизация звука [л] в прямых слогах и словах с этими слогами.развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, формирование у де...

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.
Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:- Закреплять...

Конспект занятия по окружающему миру тема "Животные из жарких стран"
Уточнить знания детей о животном мире жарких стран...

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе "Пересказ сказки "Колосок" с элементами драматизации"
Цель занятия: развитие связной речи через игру-драматизацию.В занятии закрепляются представления детей о домашних птицах, развивается лексико-грамматический строй речи.Детям предлагается прослушать ск...

План-конспект фронтального логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"
План-конспект фронтального логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в старшей группе с элементами песочной терапии. Тема: "Путешествие в страну сказок"
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в старшей группе с элементами песочной терапии Тема: «Путешествие в страну сказок»...

План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»
Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...
