Познавательно-исследовательская деятельность как основа речевого, интеллектуально-личностного, и творческого развития детей с общим недоразвитием речи
план-конспект по логопедии

«Познавательно-исследовательская деятельность как основа речевого, интеллектуально-личностного, и творческого развития детей с общим недоразвитием речи».

 

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

 

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

 В современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Поэтому на современном этапе всё больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?...)

В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.

А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Таким образом, данная тема является на сегодняшний день актуальной. В соответствии с темой была определена цель -  развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

 Работа началась с изучения методической литературы, а также создания предметно-развивающей среды – главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников.

Для становления ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания я использую организацию партнёрской деятельности взрослого с детьми, развёртывающуюся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которое вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учёными, исследователями и первооткрывателями. При этом я равноправный партнёр, соучастник деятельности – это позволяет ребёнку проявить собственную активность.

Для поддержания интереса у детей я использую разнообразные приёмы:

Обеспечение интереса к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;

Стимулирование исследовательского поведения ребёнка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);

Обсуждение с детьми возможных вариантов поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, что…», «Что измениться, если…»);

Помощь в составлении алгоритма, уточнение правил и ограничений (схемы, знаки, чертежи);

Использование приёмов развития творческого воображения.

После совместной деятельности материал для экспериментирования остаётся в «лаборатории» группы, поддерживая интерес дети вновь могут воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В результате экспериментирования дети учатся:

Выделять и ставить проблему, которую необходимо решать;

Предлагать возможные решения, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения;

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

Осуществлять эксперимент;

Делать выводы  в соответствии с результатами;

Делать обобщения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, пополнении материала для экспериментирования, проведении опытов дома с предоставлением отчёта о результате.

Накопление ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области: «Труд», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад № 130» филиал «Остров сокровищ

Статья

«Познавательно-исследовательская деятельность как основа речевого, интеллектуально-личностного, и творческого развития детей с общим недоразвитием речи».

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

 В современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Поэтому на современном этапе всё больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?...)

В процессе детского экспериментирования ребёнок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.

А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребёнка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Таким образом, данная тема является на сегодняшний день актуальной. В соответствии с темой была определена цель -  развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
  4. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

 Работа началась с изучения методической литературы, а также создания предметно-развивающей среды – главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников.

Для становления ребёнка самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания я использую организацию партнёрской деятельности взрослого с детьми, развёртывающуюся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которое вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учёными, исследователями и первооткрывателями. При этом я равноправный партнёр, соучастник деятельности – это позволяет ребёнку проявить собственную активность.

Для поддержания интереса у детей я использую разнообразные приёмы:

  • Обеспечение интереса к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
  • Стимулирование исследовательского поведения ребёнка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);
  • Обсуждение с детьми возможных вариантов поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, что…», «Что измениться, если…»);
  • Помощь в составлении алгоритма, уточнение правил и ограничений (схемы, знаки, чертежи);
  • Использование приёмов развития творческого воображения.

После совместной деятельности материал для экспериментирования остаётся в «лаборатории» группы, поддерживая интерес дети вновь могут воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В результате экспериментирования дети учатся:

  • Выделять и ставить проблему, которую необходимо решать;
  • Предлагать возможные решения, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения;
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • Осуществлять эксперимент;
  • Делать выводы  в соответствии с результатами;
  • Делать обобщения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, пополнении материала для экспериментирования, проведении опытов дома с предоставлением отчёта о результате.

Накопление ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области: «Труд», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...

Особенности речевого развития детей при общем недоразвитии речи

Анализ специальной литературы показывает, что у детей с ОНР отмечаются те или иные отклонения в развитии психических процессов. В большинстве работ подчеркивается вторичный характер этих отклонений; п...