Обзор методик по формированию навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Никитенко Анна Ильинична

Обзор методик по формированию навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор методик по формированию навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи

Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория детей с недостаточно сформированными предпосылками для обучения чтению. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно. Формирование функционального базиса чтения Корнев А.Н.  рекомендует вести в следующих направлениях:

- развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляции слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, формирование навыков фонематического анализа и синтеза);

- развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления (отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий; совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; формирование навыков схематичного изображения пространственных представлений);

- развитие сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений;

- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания (в коррекционной работе используются упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям; делается акцент на формирование произвольной регуляции внимания).

Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения чтению.

Вторичную профилактику  дислексии, по мнению Корнева А.Н.,  о которой, говорилось выше, организационно удобнее проводить в речевой группе детского сада. Целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте с 5 лет.

К концу первого года двухлетнего курса обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи. Важно развивать способность к устному синтезу слова из слогов. Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети учатся воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п. На втором году обучения детей знакомят с буквами, вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Трудности усвоения йотированных гласных букв не встречаются у детей при знакомстве с буквой Е. Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквенных соотношений. На третьем месяце второго года обучения приступают к освоению согласных в такой последовательности: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д..., что позволяет читать предложения уже после овладения первой из них. Освоение чтения на примере полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладение навыком. При усвоении каждой согласной параллельно отрабатывается чтение всех вариантов слогов.

Милостивенко Л.Г. предлагает перечень различных упражнений по предупреждению у детей ошибок чтения и письма по различным направлениям: формирование звукопроизношения; развитие фонематического слуха; расширение словарного запаса; развитие мышления, памяти; формирование связной речи; совершенствование пространственно-временных ориентировок на себя; развитие мелкой моторики руки с использованием массажа и самомассажа пальцев; развитие тактильных ощущений; расширение «поля зрения» ребенка, развитие конструктивного праксиса; подготовка к обучению грамоте и т.д.

В своих работах Ю.Ф. Гаркуша показывает возможность формирования представлений детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения с помощью наглядных моделей и наглядного моделирования.

Рассматривая  аспекты проблемы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, Бабина Г.В. Грасс Н.А. отмечают, что принципиально важное значение для становления навыков чтения имеет сознательный фонемный анализ слов.

Для правильного осуществления действия «фонемный анализ» необходимо овладение аналитическим, синтетическим, пооперационным, серийно-последовательным способами деятельности, опосредующими умение представлять звуковую (фонемную) структуру слова в целом, выделять фонемы в слове на основе их четкой дифференциации и абстрагирования от семантики слова, устанавливать порядок следования фонем, фиксировать место каждой и сохранять количество.

Формирование навыка фонемного анализа слов у детей с общим недоразвитием речи по предлагаемой модели Г.В. Бабиной обладает преимуществом коррекционной направленности обучения: максимальный уровень материализации умственных действий на начальных этапах обучения, использование различных внешних опор и привлечение нескольких анализаторных систем в обучении детей серийно-последовательному способу деятельности в процессе анализа, доступность и постепенное усложнение лексического материала фонетическом, артикуляционном и структурном отношениях.

Автоматизация деятельности «фонемный анализ», выполнение его в уме и на сложном лексическом материале, способность к рефлексии над опытом действий, связанных с фонемным анализом, обеспечивают надёжность формирования навыка, определяют готовность детей к обучению грамоте в условиях общеобразовательной школы.

Пропедевтическая логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения имеет многоплановый характер и, по у мнению Ю.Ф. Гаркуши, Т.Н. Кротковой, должна дифференцироваться и индивидуализироваться прежде всего в зависимости от причин наблюдаемых у детей дефектов, структуры их речевых и неречевых компонентов, что выявляется в процессе комплексного психолого-медико-педагогического исследования.

Методика работы над формированием речи у детей с патологией речи, как отмечала Цветкова Л. С., должна начинаться с методов, формирующих зрительные память, восприятие и представления, их точность, дифференцированность и подвижность. Для этого работа должна начинаться с невербальных приемов и на невербальном материале.

Подготовка детей с ОНР к овладению чтением, утверждает Алексеева А.Е.,  будет эффективной при условии дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия, а также использования образовательной среды как средства формирования предпосылок готовности к овладению навыками чтения. Исследование этого автора  выявляет неоднородный характер состояния обследованных предпосылок у детей с ОНР. Проведенная с помощью анализа классификация детей по степени готовности к овладению чтением позволила выделить группы детей с разным уровнем сформированности предпосылок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

«Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи"

В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленн...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи

В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению....

Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи

Формирование навыка пересказа необходимо для формирования связной речи.   При пересказе совершенствуется произношение, структура речи, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом....