педагогический проект "Поле весенних чудес"
проект по логопедии (подготовительная группа)
данный проект направлен на расширение речевого и познавательного опыта ребенка и использование весенних игровых моделей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 205.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г.Перми
Педагогический проект
«ПОЛЕ ВЕСЕННИХ ЧУДЕС»
для детей 6-7лет
2023- 2024 учебный год
Общение с природой для дошкольника это возможность реализовать себя в поисковой, экспериментальной деятельности, дать ответ на вопросы о происходящих сезонных изменениях.
Активная продуктивная деятельность детей формирует их познавательный интерес к явлениям живого и неживого окружающего мира, способствуя развитию речи, мышления.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании природных явлений действительности, содержательнее и полноценнее взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данный проект направлен на то, чтобы расширить речевой и познавательный опыт ребёнка и дать игровые модели применения знаний о весенних изменениях в природе;
Актуальность заявленной темы обусловлена:
низким уровнем актуализации представлений о весенних явлениях в природе;
недостаточным активным словарем и затруднениями в связном высказывании.
Новизна проекта заключается в приобщении детей к познанию весенних явлений окружающей действительности, через погружение в игровое пространство с использованием различных видов развивающих
игр.
Цель проекта: обобщение представлений о весне через игровую познавательно- речевую деятельность.
Задачи:
- закрепить представления о весенних явлениях;
- развивать фонематическое восприятие;
-развивать речевые способности, коммуникативные навыки детей;
-воспитывать пытливость, настойчивость, стимулировать познавательную активность.
Ожидаемые результаты:
-сформированность у детей представлений о весенних изменениях в природе;
-сформированность функций фонематического слуха и навыков звукового анализа слов;
-активизация словарного запаса, навыков точного использования слов весенней тематики;
- использование развивающих игр в самостоятельной деятельности;
План реализации проекта:
Сроки | Мероприятия | Ответственные лица | Планируемый результат |
1 неделя | «Методическая копилка» (подбор различных видов игр:пальчиковых, хороводных игр, на развитие дыхания | Учитель – логопед, воспитатели; | Создание картотеки игр весенней тематики (Приложение) |
2 неделя | «Калейдоскоп весенних загадок» (загадки о весенних явлениях природы, растениях, птицах, ребусы) | Учитель – логопед, воспитатели, дети | Овладение умением отгадывать загадки; - проявление речевой инициативы |
3 неделя | Игровой тренинг - игры: «Одуванчик» «Назови лишнее» «Что перепутал художник?» «Скажи наоборот» «Посчитай 1-2-5» «Один и много» «Подбери слово» | Учитель – логопед, воспитатель, дети | Наличие у детей умений использовать игры в самостоятельной деятельности, интерес детей к совместной деятельности |
4 неделя | «Мастерская букв» | Воспитатели, дети | Навык изготовления кубика с буквой |
5 неделя | рассказ о весне по мнемотаблицам | Воспитатели, дети | Презентация для сверстников группы |
6 неделя | Игра «Поле весенних чудес» | Учитель – логопед, воспитатели, дети | Овладение командными игровыми умениями, активизация знаний о весенних изменениях в природе. |
Условия реализации проекта
-Научно – методическая литература, интернет – ресурсы;
-Материально - техническое обеспечение процесса (компьютер, выход в интернет, принтер, ламинатор).
Сроки реализации проекта: апрель-май 2024 года.
Механизм реализации проекта - совместная игра.
Участники проекта:
-воспитанники подготовительной к школе группы;
-учитель-логопед;
- воспитатели;
Критерии оценки результативности:
-наличие у детей элементарных знаний о весенних изменениях в природе;
-проявление интереса к самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу.
Возможные риски:
пассивность детей
Пути их преодоления:
дополнительная мотивация некоторых детей
Распространение результатов реализации проекта:
В рамках реализации проекта предполагается:
- анализ реализации проекта;
- отчет о работе с представлением всех созданных материалов проекта;
- информирование родителей и коллег о ходе реализации проекта и его результатах в социальных сетях (в группе VK детского сада).
Перспективы развития проекта:
Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в качестве инновационного подспорья при ознакомлении с окружающей действительностью.
Сценарий интеллектуальной игры «Поле весенних чудес»
Задачи:
- обобщить знания о весенних явлениях в природе;
-развивать фонематические процессы: внимание к звуковому и буквенному составу слова;
- развивать речевые способности, интеллект;
- воспитывать пытливость, настойчивость;
- стимулировать познавательную активность.
Подготовительная работа: подготовка атрибутов, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация, разучивание игры «Одуванчики».
Участники: две команды детей подготовительной группы
Болельщики: дети, педагоги
Жюри: родители, педагоги
Ход игры.
Логопед. Добрый день, дорогие дети, уважаемые взрослые и гости!
Начинаем игру «Поле весенних чудес»
В игре участвуют 2 команды детей: «Лучик» и «Капель»
Команды приветствуют друг друга. Представление жюри.Жюри оценивает ответы команд, выполнение правил игры, показывает количество очков, набранных каждой командой.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Весна» из цикла «Времена года»
- Догадайтесь о каком времени года эти слова?
- Она раскрывает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Движения полна,
Зовут ее….
Много вопросов об этом времени года мы получили сегодня по почте и разложили их в конвертах по кругу. От кого вопросы- скоро все узнаем.
Будем отгадывать загадки и открывать весенние чудеса.
Ребенок вращает юлу, стрелка показывает на конверт с вопросом. На доске соответствующий слайд
1конверт-слайд «Весна»
Вопросы команде «Лучик»
-Pacпускаются листочки или цветочки?
-Порхают птички или лисички?
-Тает снежинка или слезинка?
-Журчат ручьи или грачи?
Вопросы команде «Капель»
-Набухают почки или листочки?
-Прилетают насекомые или птицы?
-Трещит лед или ледоход?
-Ерш- это птица?
2конверт- слайд « Маша»
Угадай птицу по первым звукам картинок на доске:
УТКА ГРАЧ (Выполнить звуковой анализ этих слов)
3 конверт- слайд «Буратино»
Рассыпанное слово
Каждой команде предлагается составить слово из кубиков с буквами:
О,У,А,И,Д,В,Н,Ч,К
Вам буквы выданы не зря.
Из них составьте-ка, друзья,
Словечко подлинней,
Составьте побыстрей!
Команды составляют слово одуванчик
Логопед. Одуванчики раскрасили землю в ярко-желтый цвет.Люди любуются и радуются этой желтой красоте весны.
Поиграем все вместе в игру «Одуванчики»
Часть детей - одуванчики, другая часть - желтые лепестки, они же пушинки-семена. Лепестки обступили кругом одуванчик, прижались к нему. Зрители – ветер. Подули- пушинки полетели в разные стороны.
4. конверт-слайд «Свинка Пеппа»
Заморочки из бочки
Логопед. Вот бочка, в ней 6 бочонков с номерами вопросов о весне. Каждая команда по очереди достает по 3бочонка из бочки и дает ответ.
#1050;акое слово лишнее: проталины, снегопад, ледоход, капель?
2.закончи стихотворение:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник…
(Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник)
#1076;обавьте еще одно слово: лужа, пруд, озеро,….
#1087;риз?Назовите весенние месяцы?
#1053;азовите четвертое слово: птица-гнездо, человек-…..
6. Назовите признаки весны.
5. конверт- слайд Волк
Оживи зайчика
На мольбертах 2 одинаковых рисунка зайца, выполненных пунктирной линией. Командам предлагается набор одинаковых слов
Логопед. Волк нарисовал портреты зайцев, но их почти не видно. Оживите зайцев, прочитайте слово, подумайте, что оно означает и обведите эту часть фломастером на портрете зайца.
Глаза | зубы | уши | усы | нос |
#1082;онверт – слайд Карлсон
Игра с болельщиками
Логопед. У меня для вас игра
Под названьем «Он-она»
Попрошу вас не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте.
Он слон-она слониха
Он лось-она…
Он кот- она..
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж- она…
Он заяц- она..
Он ёж- она…
Он бык- она…
Вам знакомо это слово?
Да, да, да- она корова
Жюри подводит итоги игры. Звучит музыка, победители получают призы.
Приложение Игра “КЛЕН” Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
|
Игра “ВЕСНЯНКА”
Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.
А уж ясно солнышко припекло, припекло. | Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки. |
И повсюду золото разлило, разлило. | Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки. |
Ручейки по улице все журчат, журчат. | Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе. |
Журавли курлыкают и летят, летят. | Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев. |
Дидактическая игра: «Убери лишнюю картинку»
Задачи:
Развитие зрительного внимания;
Уточнение и активизация словаря весенней тематики;
Образование родительного падежа имени существительного;
Ход игры:
На столе картинки с изображением различных сезонных явлений (Идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника )
Ребенок выбирает и называет картинки, на которых изображены только весенние явления.
Затем дети закрывают глаза, одна из картинок убирается взрослым, ребенок отгадывает, чего не стало?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.
Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Холодно - тепло, солнечный - . . . , ветреный - . . . , радостный - . . . , глубокий - . . . , быстрый - ... . ранняя-…, солнечная-…, нежданная-…, мелкий-…, мокрая-…, рыхлая-…
Игра «Скажите ласково»
Цель: Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч oдномy из детей. Поймавший мяч ребенок должен изменить слово по образцу.
Например: снег - снежок; вода - водичка; ручей - ручеек; солнце - солнышко; лодка - лодочка; корабль – кораблик, тюльпан- тюльпанчик, трава – травушка.
. Игровое упражнение: «Что перепутал художник?»
Задачи:
Развитие зрительного внимания;
Уточнение и активизация словаря весенней тематики;
Образование родительного падежа имени существительного;
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и ответить на вопросы:
-Что перепутал художник?
- Чего не бывает весной?
Весной не бывает метели(листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.).
Игра «Подскажи словечко»
Ой, беда! Ой, беда! Самый первый день весны,
Тает снег, кругом вода. Самый - самый первый.
Не обуешь валенки, На опушке у сосны
На снегу……..(проталинки) Распустилась……(верба)
Рад весне братишка Сашка Снег в лесу, сугробов много
И собака рада Жулька Но слышна синицы трель
На припеке, с крыши нашей С крыши прямо на дорогу
Утром свесилась…(сосулька) Звонко капает… (капель)
Фантазии, рассказы на темы:
«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» .
Речевые лексико-грамматические игры:
«Подбери слово»
- подобрать к прилагательному существительные:
весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон .
весенняя- погода, листва, трава, одежда, суматоха.
весенние- дни, цветы, дожди, лужи, птицы.
«Где спрятался звук? »
- место звука в слове – начало, середина, конец:
звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;
«Чей хвост? »
-образование однокоренных слов:
у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский хвост.
«Один и много»
- образование множественного числа имен существительных:
ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнца, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капели, насекомое – насекомые, дерево – деревья,
лужа – лужи, льдина- льдины, птица- птицы, снег- снега, туча- тучи, почка – почки.
«Составьте новое слово из двух»:
-Как называется явление, когда тает снег? (снеготаяние)
-Как называется явление, когда идет лед? (ледоход)
-Каким словом можно назвать первые цветы? (первоцвет)
-Если мы долго ждем весны, то какая она? (долгожданная)
Упражнение «Посчитай 1-2-5»
- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
один ручей – два ручья – пять ручьёв;
один говорливый ручей – два говорливых ручья – пять говорливых ручьев;
одна блестящая сосулька; две блестящие сосульки- пять блестящих сосулек;
лужа; луч, дерево.
Упражнение « Подумай и отгадай»
Цель: развитие слухового внимания, мышления, связной речи. Умение отгадывания и толкования загадок по теме.
Ход: загадываются загадки по теме. Педагог просит разъяснить, как ребёнок догадался, что здесь говорится о весне.
Игра «Скажи правильно»
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Актуализация словаря по теме.
Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать пpaвильный ответ.
-Pacпускаются листочки или цветочки?
-Порхают птички или лисички?
-Тает снежинка или слезинка?
-Журчат ручьи или грачи?
-Набухают почки или листочки?
-Прилетают насекомые или птицы?
-Трещит лед или ледоход?
Игра «Думай, отвечай»
Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.
Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.
Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.
Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.
Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.
Речевые логические задачи:
«Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему «Весенние чудеса» в средней группе.
Предварительная работа:наблюдения за сезонными изменениями в природе; опыты со снегом; вывешивание кормушки для птиц, наблюдения за птицами;экспериментирование и игры с водой....

Конспект НОД с детьми старшей группы, подгрупповое занятие – игра в сенсорной комнате «Весенние чудеса в волшебной комнате».
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей и стимуляция речевой активности.Задачи: развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, обогащение словаря по темам «зима» и «весна», ориент...
Сценарий весеннего развлечения "Весенние чудеса"
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»
Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Педагогический проект"Весенние чудеса"
Познавательно-исследовательский, творческий , информационный проект, посвященныйсезонным изменениям в природе....
сценарий весеннего праздника "Весенние чудеса в траве-мураве"
сценарий для детей средней группы, про насекомых. Воспитывает бережное отношение к природе, к насекомым....
