педагогический проект "Поле весенних чудес"
проект по логопедии (подготовительная группа)

данный проект направлен на расширение речевого и познавательного опыта ребенка и использование весенних игровых моделей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370» г.Перми

C:\Users\444\Downloads\

Педагогический проект

«ПОЛЕ ВЕСЕННИХ ЧУДЕС»

для детей 6-7лет

2023- 2024 учебный год

Общение с природой для дошкольника это возможность реализовать себя в поисковой, экспериментальной деятельности, дать ответ на вопросы о происходящих сезонных изменениях.

Активная продуктивная деятельность детей формирует их познавательный интерес к явлениям живого и неживого окружающего мира, способствуя развитию речи, мышления.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании природных явлений действительности, содержательнее и полноценнее взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Данный проект направлен на то, чтобы расширить речевой и познавательный опыт ребёнка и дать игровые модели применения знаний о весенних изменениях в природе;

Актуальность заявленной темы обусловлена:

низким уровнем актуализации представлений о весенних явлениях в природе;

недостаточным активным словарем и затруднениями в связном высказывании.

Новизна проекта заключается в приобщении детей к познанию весенних явлений окружающей действительности, через погружение в игровое пространство с использованием различных видов развивающих

игр.

Цель проекта: обобщение представлений о весне через игровую познавательно- речевую деятельность.

Задачи:

- закрепить представления о весенних явлениях;

- развивать фонематическое восприятие;

-развивать речевые способности, коммуникативные навыки детей;

-воспитывать пытливость, настойчивость, стимулировать познавательную активность.

Ожидаемые результаты:

-сформированность у детей представлений о весенних изменениях в природе;

-сформированность функций фонематического слуха и навыков звукового анализа слов;

-активизация словарного запаса, навыков точного использования слов весенней тематики;

- использование развивающих игр в самостоятельной деятельности;

План реализации проекта:

Сроки

Мероприятия

Ответственные лица

Планируемый

результат

1

неделя

«Методическая копилка» (подбор различных видов игр:пальчиковых, хороводных игр,

на развитие дыхания

Учитель – логопед,

воспитатели;

Создание картотеки игр весенней тематики

(Приложение)

2

неделя

«Калейдоскоп весенних загадок» (загадки о весенних явлениях природы, растениях, птицах, ребусы)

Учитель – логопед,

воспитатели, дети

Овладение умением отгадывать загадки;

- проявление речевой инициативы

3

неделя

Игровой тренинг

- игры:

«Одуванчик»

«Назови лишнее»

«Что перепутал художник?»

«Скажи наоборот»

«Посчитай 1-2-5»

«Один и много»

«Подбери слово»

Учитель – логопед,

воспитатель, дети

Наличие у детей умений использовать игры в самостоятельной деятельности, интерес детей к совместной деятельности

4

неделя

«Мастерская букв»

Воспитатели, дети

Навык изготовления кубика с буквой

5

неделя

рассказ о весне по мнемотаблицам

Воспитатели, дети

Презентация для сверстников группы

6

неделя

Игра «Поле весенних чудес»

Учитель – логопед,

воспитатели, дети

Овладение командными игровыми умениями, активизация знаний о весенних изменениях в природе.

Условия реализации проекта

-Научно – методическая литература, интернет – ресурсы;

-Материально - техническое обеспечение процесса (компьютер, выход в интернет, принтер, ламинатор).

Сроки реализации проекта: апрель-май 2024 года.

Механизм реализации проекта - совместная игра.

Участники проекта:

-воспитанники подготовительной к школе группы;

-учитель-логопед;

- воспитатели;

Критерии оценки результативности:

-наличие у детей элементарных знаний о весенних изменениях в природе;

-проявление интереса к самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу.

Возможные риски:

пассивность детей

Пути их преодоления:

дополнительная мотивация некоторых детей

Распространение результатов реализации проекта:

В рамках реализации проекта предполагается:

- анализ реализации проекта;

- отчет о работе с представлением всех созданных материалов проекта;

- информирование родителей и коллег о ходе реализации проекта и его результатах в социальных сетях (в группе VK детского сада).

Перспективы развития проекта:

Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в качестве инновационного подспорья при ознакомлении с окружающей действительностью.

Сценарий интеллектуальной игры «Поле весенних чудес»

Задачи:

- обобщить знания о весенних явлениях в природе;

-развивать фонематические процессы: внимание к звуковому и буквенному составу слова;

- развивать речевые способности, интеллект;

- воспитывать пытливость, настойчивость;

- стимулировать познавательную активность.

Подготовительная работа: подготовка атрибутов, музыкальное сопровождение, слайдовая презентация, разучивание игры «Одуванчики».

Участники: две команды детей подготовительной группы

Болельщики: дети, педагоги

Жюри: родители, педагоги

Ход игры.

Логопед. Добрый день, дорогие дети, уважаемые взрослые и гости!

Начинаем игру «Поле весенних чудес»

В игре участвуют 2 команды детей: «Лучик» и «Капель»

Команды приветствуют друг друга. Представление жюри.Жюри оценивает ответы команд, выполнение правил игры, показывает количество очков, набранных каждой командой.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Весна» из цикла «Времена года»

- Догадайтесь о каком времени года эти слова?

- Она раскрывает почки

В зеленые листочки.

Деревья одевает,

Посевы поливает.

Движения полна,

Зовут ее….

Много вопросов об этом времени года мы получили сегодня по почте и разложили их в конвертах по кругу. От кого вопросы- скоро все узнаем.

Будем отгадывать загадки и открывать весенние чудеса.

Ребенок вращает юлу, стрелка показывает на конверт с вопросом. На доске соответствующий слайд

1конверт-слайд «Весна»

Вопросы команде «Лучик»

-Pacпускаются листочки или цветочки?

-Порхают птички или лисички?

-Тает снежинка или слезинка?

-Журчат ручьи или грачи?

Вопросы команде «Капель»

-Набухают почки или листочки?

-Прилетают насекомые или птицы?

-Трещит лед или ледоход?

-Ерш- это птица?

2конверт- слайд « Маша»

Угадай птицу по первым звукам картинок на доске:

УТКА ГРАЧ (Выполнить звуковой анализ этих слов)

3 конверт- слайд «Буратино»

Рассыпанное слово

Каждой команде предлагается составить слово из кубиков с буквами:

О,У,А,И,Д,В,Н,Ч,К

Вам буквы выданы не зря.

Из них составьте-ка, друзья,

Словечко подлинней,

Составьте побыстрей!

Команды составляют слово одуванчик

Логопед. Одуванчики раскрасили землю в ярко-желтый цвет.Люди любуются и радуются этой желтой красоте весны.

Поиграем все вместе в игру «Одуванчики»

Часть детей - одуванчики, другая часть - желтые лепестки, они же пушинки-семена. Лепестки обступили кругом одуванчик, прижались к нему. Зрители – ветер. Подули- пушинки полетели в разные стороны.

4. конверт-слайд «Свинка Пеппа»

Заморочки из бочки

Логопед. Вот бочка, в ней 6 бочонков с номерами вопросов о весне. Каждая команда по очереди достает по 3бочонка из бочки и дает ответ.

#1050;акое слово лишнее: проталины, снегопад, ледоход, капель?

2.закончи стихотворение:

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник…

(Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник)

#1076;обавьте еще одно слово: лужа, пруд, озеро,….

#1087;риз?Назовите весенние месяцы?

#1053;азовите четвертое слово: птица-гнездо, человек-…..

6. Назовите признаки весны.

5. конверт- слайд Волк

Оживи зайчика

На мольбертах 2 одинаковых рисунка зайца, выполненных пунктирной линией. Командам предлагается набор одинаковых слов

Логопед. Волк нарисовал портреты зайцев, но их почти не видно. Оживите зайцев, прочитайте слово, подумайте, что оно означает и обведите эту часть фломастером на портрете зайца.

Глаза

зубы

уши

усы

нос

#1082;онвертслайд Карлсон

Игра с болельщиками

Логопед. У меня для вас игра

Под названьем «Он-она»

Попрошу вас не зевайте,

Слово в стих мой добавляйте.

Он слон-она слониха

Он лось-она…

Он кот- она..

Ну, конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж- она…

Он заяц- она..

Он ёж- она…

Он бык- она…

Вам знакомо это слово?

Да, да, да- она корова

Жюри подводит итоги игры. Звучит музыка, победители получают призы.

Приложение

Игра “КЛЕН”

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

За окном сосулька тает,

Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх; наклоны туловища влево- вправо, влево- вправо.

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

Четыре прыжка.

И, едва растает снег,

Наклоны.

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие.

Игра “ВЕСНЯНКА”

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.

А уж ясно солнышко

припекло, припекло.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

И повсюду золото

разлило, разлило.

Идут по кругу, взявшись за руки,

медленно опускают руки.

Ручейки по улице

все журчат, журчат.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

Журавли курлыкают

и летят, летят.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Дидактическая игра: «Убери лишнюю картинку»

Задачи:

Развитие зрительного внимания;

Уточнение и активизация словаря весенней тематики;

Образование родительного падежа имени существительного;

Ход игры:

На столе картинки с изображением различных сезонных явлений (Идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника )

Ребенок выбирает и называет картинки, на которых изображены только весенние явления.

Затем дети закрывают глаза, одна из картинок убирается взрослым, ребенок отгадывает, чего не стало?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.

Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Холодно - тепло, солнечный - . . . , ветреный - . . . , радостный - . . . , глубокий - . . . , быстрый - ... . ранняя-…, солнечная-…, нежданная-…, мелкий-…, мокрая-…, рыхлая-…

Игра «Скажите ласково»

Цель: Закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч oдномy из детей. Поймавший мяч ребенок должен изменить слово по образцу.

Например: снег - снежок; вода - водичка; ручей - ручеек; солнце - солнышко; лодка - лодочка; корабль – кораблик, тюльпан- тюльпанчик, трава – травушка.

. Игровое упражнение: «Что перепутал художник?»

Задачи:

Развитие зрительного внимания;

Уточнение и активизация словаря весенней тематики;

Образование родительного падежа имени существительного;

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и ответить на вопросы:

-Что перепутал художник?

- Чего не бывает весной?

Весной не бывает метели(листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.).

Игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда! Самый первый день весны,

Тает снег, кругом вода. Самый - самый первый.

Не обуешь валенки, На опушке у сосны

На снегу……..(проталинки) Распустилась……(верба)

Рад весне братишка Сашка Снег в лесу, сугробов много

И собака рада Жулька Но слышна синицы трель

На припеке, с крыши нашей С крыши прямо на дорогу

Утром свесилась…(сосулька) Звонко капает… (капель)

Фантазии, рассказы на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» .

Речевые лексико-грамматические игры:

«Подбери слово»

- подобрать к прилагательному существительные:

весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон .

весенняя- погода, листва, трава, одежда, суматоха.

весенние- дни, цветы, дожди, лужи, птицы.

«Где спрятался звук? »

- место звука в слове – начало, середина, конец:

звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;

«Чей хвост? »

-образование однокоренных слов:

у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский хвост.

«Один и много»

- образование множественного числа имен существительных:

ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнца, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капели, насекомое – насекомые, дерево – деревья,

лужа – лужи, льдина- льдины, птица- птицы, снег- снега, туча- тучи, почка – почки.

«Составьте новое слово из двух»:

-Как называется явление, когда тает снег? (снеготаяние)

-Как называется явление, когда идет лед? (ледоход)

-Каким словом можно назвать первые цветы? (первоцвет)

-Если мы долго ждем весны, то какая она? (долгожданная)

Упражнение «Посчитай 1-2-5»

- образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

один ручей – два ручья – пять ручьёв;

один говорливый ручей – два говорливых ручья – пять говорливых ручьев;

одна блестящая сосулька; две блестящие сосульки- пять блестящих сосулек;

лужа; луч, дерево.

Упражнение « Подумай и отгадай»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, связной речи. Умение отгадывания и толкования загадок по теме.

Ход: загадываются загадки по теме. Педагог просит разъяснить, как ребёнок догадался, что здесь говорится о весне.

Игра «Скажи правильно»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Актуализация словаря по теме.

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать пpaвильный ответ.

-Pacпускаются листочки или цветочки?

-Порхают птички или лисички?

-Тает снежинка или слезинка?

-Журчат ручьи или грачи?

-Набухают почки или листочки?

-Прилетают насекомые или птицы?

-Трещит лед или ледоход?

Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Речевые логические задачи:

«Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему «Весенние чудеса» в средней группе.

Предварительная работа:наблюдения за сезонными изменениями в природе; опыты со снегом; вывешивание кормушки для птиц, наблюдения за птицами;экспериментирование и игры с водой....

Конспект НОД с детьми старшей группы, подгрупповое занятие – игра в сенсорной комнате «Весенние чудеса в волшебной комнате».

Цель: гармонизация эмоционального состояния детей и стимуляция речевой активности.Задачи: развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, обогащение словаря по темам «зима» и «весна», ориент...

Сценарий весеннего развлечения "Весенние чудеса"

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Педагогический проект"Весенние чудеса"

Познавательно-исследовательский, творческий , информационный проект, посвященныйсезонным изменениям в природе....

сценарий весеннего праздника "Весенние чудеса в траве-мураве"

сценарий для детей средней группы, про насекомых. Воспитывает бережное отношение к природе, к насекомым....