Влияние мелкой моторики на речь детей.
учебно-методический материал по логопедии

     Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
       Еще Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.»
     Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
      Речь, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.
      Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
 
 
 
      Развитию мелкой моторики способствует:
1. Развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытье рук с мылом и другое.
2. Отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на верёвочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);
3. Конструирование, собирание пирамидок, матрёшек и игрушек-вкладышей;
4. Детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
5. Складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями), а затем всё зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолётики и т.д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять её;
6. Ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, помощь маме сматывать нитки в клубок, чистка обуви губкой, вытирание пыли, включение и выключение света.
 
 
 
      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Для развития мелкой моторики руки разработано много методов и приемов, используются различные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.
И поэтому мы используем следующие приемы:
1. Систематичность проведения игр и упражнений. Не стоит ожидать немедленных результатов.
2. Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
3. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
4. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «ловкость». Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

        Еще Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.»

        Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

        Речь, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

        Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

        

        Развитию мелкой моторики способствует:

  1. Развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытье рук с мылом и другое.
  2. Отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на верёвочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);
  3. Конструирование, собирание пирамидок, матрёшек и игрушек-вкладышей;
  4. Детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
  5. Складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями), а затем всё зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолётики и т.д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять её;
  6. Ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, помощь маме сматывать нитки в клубок, чистка обуви губкой, вытирание пыли, включение и выключение света.

        

        Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

        Для развития мелкой моторики руки разработано много методов и приемов, используются различные стимулирующие материалы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

        И поэтому мы используем следующие приемы:

  1. Систематичность проведения игр и упражнений. Не стоит ожидать немедленных результатов.
  2. Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
  3. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
  4. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на речь детей в раннем возрасте

В. А. Сухомлинский говорил:«Истоки способностей и дарованиядетей — на кончиках их пальцев.От них идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли.Другими ...

Влияние мелкой моторики на речь детей в раннем возрасте

Другими словами "чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....

Влияние мелкой моторики на речь детей

Консультация для родителей...

«Влияние мелкой моторики на речь детей»

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи....

Влияние мелкой моторики на речь детей

Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.  Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Влияние мелкой моторики на речь детей

Влияние мелкой моторики на речь детей...