Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: “Постановка звука Р”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: формирование правильной речи, постановка звука [Р]

Задачи:
-Коррекционно-образовательные:
 

●      упражнять в правильном произношении звука [Р]

●      закрепление правильных артикуляционных укладов при произношении звука [Р]

●      закреплять правильное произношение звука [Р]

●      упражнять в определении наличия и места звука [Р] в словах

●      упражнять в подборе слов-антонимов

-Коррекционно-развивающие:

●      развивать устную речь, внимание, мышление

●      развивать фонематическое восприятие

●      развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза

●      развивать пространственную ориентировку и внимание

●      развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание

●      развивать подвижность речевого аппарата

●      развивать память

●      развивать мелкую моторику пальцев рук

-Коррекционно-воспитательные:

●      формировать положительную мотивацию к занятиям

●      воспитывать самоконтроль над речью

●      воспитывать умение внимательно слышать и слушать педагога

Наглядность и оборудование:

Словарь: слова-антонимы


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
“Постановка звука Р”

Цель: формирование правильной речи, постановка звука [Р]

Задачи:
-Коррекционно-образовательные:

  • упражнять в правильном произношении звука [Р]
  • закрепление правильных артикуляционных укладов при произношении звука [Р]
  • закреплять правильное произношение звука [Р]
  • упражнять в определении наличия и места звука [Р] в словах
  • упражнять в подборе слов-антонимов

-Коррекционно-развивающие:

  • развивать устную речь, внимание, мышление
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза
  • развивать пространственную ориентировку и внимание
  • развивать просодическую сторону речи, выработать правильное речевое дыхание
  • развивать подвижность речевого аппарата
  • развивать память
  • развивать мелкую моторику пальцев рук

-Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям
  • воспитывать самоконтроль над речью
  • воспитывать умение внимательно слышать и слушать педагога

Наглядность и оборудование:

Словарь: слова-антонимы


Структура занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

  1. Подготовительный этап

Организационный момент:
- Здравствуй Роман, как твои дела, настроение?

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское «тпру». (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: «Дын – дын» или «Ды – ды», имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упр. выполняется в течение 10–15 с.

  1. Основной этап

Основной этап

1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (согласный, звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)

3. Упражнения на олняет упражнения из модуля «Дыхание»)

- Первое упражнение – «футбол». Давай забьем как можно больше голов

1. Постановка вибрации кончиком языка

  - Объясните ребёнку, как правильно положить язык: кончик языка должен слегка касаться альвеол (место за верхними зубами).

  - Попросите произносить вибрирующие звуки, например, «д-д-д», добиваясь кратковременных вибраций.

2. Аффрикативная постановка

  - Используется переходный звук: сначала возникает согласный «л» или «д» с последующим переходом к «р» — например, «др», «тр».

  - Это помогает почувствовать вибрацию.

3. Постановка звука в слогах

  - После развития вибрации переходят к простым слогам с «р»: «ра», «ро», «ру» и т.д.

  - Необходимо тренировать правильное произношение в сочетаниях с разными гласными.

4. Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

- Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (в это время зондом, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])

5. Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

Закрепление звука[ Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(применение зонда)

Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук Р в словах:

рак, рыба, роза,

помидор, сыр, мухомор

муравей, баран, барабан, парус

Картинки, схема слова и карточка звука (красная, синяя, зеленая

  1. Заключительный этап

Заключительный этап.

1. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

2. Рефлексия.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

- Спасибо тебе за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» для детей 6 – 7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:«Постановка звука [Л]».Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [ш]».

Индивидуальное логопедическое занятия для постановки звука [ш]. Основной целью занятия является формирование правильного произношения звука [ш]. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]»...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Постановка звука [Т]"

Данный конспект разработан для ребёнка старшей группы. Все задачи реализуются через игровые моменты. В конспекте учитывается смена видов деятельности для того, чтобы ребёнок не уставал на занятии....