Игры на развитие фонематических представлений
консультация по логопедии (старшая группа)

Игры на развитие фонематических представлений "Волшебный мир звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_igy_dlya_razvitiya_fonematichekogo_sluha.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Волшебный мир звуков»
(игры на развитие фонематических представлений)

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
У ребенка с нарушениями фонематических процессов тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения, а также будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Развитое фонематическое восприятие позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Развивать фонематические процессы нужно не только на занятиях в детском саду, но и дома. В какие игры можно поиграть дома?
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «С»: м, с, н, с, ш, с, з; ма-са-ша-ка-са; нос, кот, сок, шутка, вес.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.). Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.

Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
Игра «Назови картинки»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук С. Например, картинки: самокат, мышь, банка, сани, шапка и т.д.
Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА — Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без
призвука Э, не ЭМ , не МЭ , а М, например, в слове «МОСТ».
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, рак – К.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце

( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).
Игра «Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове.
Например, ма-ши-на (3 слога).
Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
Игра «Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например:
кооосы- ударный гласный О.
Игра «Шутки - минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин
том (дом).

За окошком зимний сад,
Там листочки в
бочках (почках) спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет
мёд (лёд).

Кот (кит) плывет по океану,
К
ит (кот)из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный
лук (жук)
С длинными усами.

«Что такое фонематическое восприятие,

его роль в развитии речи детей

и способы его развития»

Думаю, многие слышали и знают, что такое фонематическое восприятие, но давайте еще раз вспомним.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи, что является основой для понимания смысла сказанного. Часто мы слышим так же фразу «нарушен фонематический слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал.

Чем же грозит ребенку несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с такой школьной дисциплиной как «русский язык». Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз акустическая дисграфия. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);

— не дописываются окончания слов;

Прежде чем мы поговорим о способах развития фонематического восприятия, давайте уточним, а как в норме происходит его развитие.

Возрастные нормы развития фонематического восприятия.

Не будем вдаваться в подробности начатков развития фонематического восприятия на первом году, а перейдем сразу ко второму году жизни, когда фонематическое восприятие начинает активно развиваться. К концу этого года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

На третьем году жизни – у ребенка появляется способность самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематическое восприятие совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т.д.), что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году начинает формироваться звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Итак, развитое фонематическое восприятие позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Как же помочь ребенку развить фонематическое восприятие?

1 этап развивать восприятие неречевых звуков. Узнавание неречевых звуков- это фундамент развития фонематического слуха.

Самые простые и интересные для детей игры:

Игра: «Угадай, что звучало».

Дайте детям послушать звуки переливания воды из стакана в стакан, шелест бумаги, звон музыкальных инструментов, др. бытовые звуки. Предложите им закрыть глаза (либо проделать то же самое за ширмой) и отгадать- что звучало.

Игра: «Волшебная палочка».

Возьмите карандаш (любую другую палочку), постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, миску. Детям снова предлагается закрыть глаза или отгадать, что звучит за ширмой.

Игра: «Шумящие мешочки/баночки/коробочки».

Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Дети должны угадать, что внутри коробочки по звуку.

Игра: "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, свистка и т.д.

Игра: "Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами. По аналогии можно провести игру «Потопаем», «Постучим».

2 этап – учить различать одинаковые звукокомлексы по высоте, силе, тембру.

Упражнение «Учёный медведь и воробышек».

Взрослый произносит слова разным тембром. Услышав низкие звуки, ребенок поет низким голосом как медведь — Э-Э-Э; услышав высокий голос, изображает воробышка тоненьким голоском— ЧИК-ЧИРИК.

Игра «Громко- тихо».

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенное действие, когда вы произносите слова громко и когда тихо.


3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Ребенку показывают картинку и громко, четко называют то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняют: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопните в ладоши.

Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра: «Шутки – минутки».

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

4 этап - дифференциация слогов.

Игра «Лишний слог»

Взрослый произносит ряд слогов, меняя последний, а ребенок говорят, что лишнее.

Па-па-па-ба; то-то-то-до.

Усложнение: ошибочные слоги вводятся в середину или начало; изменяются гласные звуки: ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка.

Игра «Чистоговорки»

взрослый начинает, а дети договаривают последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

5 этап - дифференциация фонем.

Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Любые игровые ситуации, когда какой-либо герой просит найти предметы/картинки, в которых есть его любимый звук (одно условие: заданный звук должен правильно произносится всеми детьми).

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Чудесная удочка»

От игры «Поймай рыбку» берем удочку, к которой прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

- Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

- По сюжетной картинке из любой детской книги подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Игровые упражнения на определение количества слогов.

Здесь все зависит от фантазии взрослого. Можно делить слова/картинки по вагонам, коробкам, ведеркам и пр. Главное обозначить количество слогов на каждом предмете: на ведерке одна точка – «собираем» слова с одним слогом, две точки – с двумя и т.д.

Надеюсь, моя консультация была для вас полезной.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематических представлений»

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяяс...

Формирование и развитие фонематических представлений у детей с задержкой психического развития

В данной статье подобраны игры и упражнения для формирования и  развития фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития....

Игры с мячом для развития фонематических представлений у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка Цель разработки: развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Будет интересна логопедам , воспитателям и родителям....