Советы родителям по развитию связной речи ребенка
консультация по логопедии (старшая группа)
практические советы для развития связной речи дошкольника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по развитию связной речи ребенка
Для ребенка умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Также это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Поэтому в детском саду большое значение уделяется формированию навыков рассказывания.
Основные виды работы по связной речи в детском саду:
- полный развернутый ответ на вопрос;
- пересказ (близкий к тексту, с изменением лица рассказчика, по аналогии, инсценированный, по аналогии);
- рассказывание художественных текстов, выученных наизусть (стихи);
- инсценировки (сказок, рассказов);
- рассказ (описательный – изложение характерных признаков предмета или явления; повествовательный – передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем). По содержанию различают рассказы по восприятию (о том, что ребенок видит в момент рассказа), по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа), по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
В домашних условиях необходимо поощрять и стимулировать речевое творчество ребенка: помогать организовывать сюжетные игры («в больницу», «в магазин»), нужно знакомить ребенка с художественной литературой, задавать вопросы по прочитанному, рассматривать иллюстрации в детских книгах, заучивать доступные для ребенка стихи наизусть.
Можно использовать следующие виды заданий:
- задать вопросы к прочитанному произведению, а затем попросить ребенка рассказать весь рассказ. Рассказ должен быть небольшой по объему, простой по содержанию;
- придумывание своего заглавия к прочитанному, придумывание заглавий к иллюстрациям текста;
- дополнения, продолжения, вставки эпизодов к прочитанному тексту.
Самостоятельное рассказывание является более сложным видом деятельности. Просите ребенка рассказывать о том, что он видит в окружающей жизни, чтобы он передавал свои впечатления, эмоции.
Наиболее простым типом рассказа является рассказ-описание, поскольку ребенок говорит о воспринимаемом предмете, игрушке и т.д.
Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Поэтому для речевых упражнений используются игровые приемы, такие, как «Узнай по описанию», «Что можно делать с этим предметом», «Загадай загадку». В таких играх ребенок учится составлять описательные рассказы о предметах.
Чтобы ребенку было проще, можно использовать такие приемы:
1). Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное для заимствования по форме и содержанию. Образец предназначен для подражания. Он показывает ребенку результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущего рассказа ребенка, его объем и последовательность изложения.
Например: «Я сейчас загадаю тебе загадку. Ты послушай и отгадай. Этот овощ растет на грядке. Он твердый. Этот овощ зеленого цвета. Его форма овальная. Его можно сорвать и съесть, а можно приготовить салат или засолить на зиму».
2). Составление плана – это словесное обозначение последовательности рассказа.
Например: «А теперь ты загадай мне загадку об овоще. Сначала расскажи мне, где он растет, потом скажи, какой он наощупь, какого он цвета, какой формы, в самом конце скажи, что из него можно приготовить. А я попробую догадаться, о чем ты будешь говорить».
Важно помнить, что описывать нужно конкретные предметы и явления. Описание разноплановых явлений (например, «Осень») детям дошкольного возраста не под силу.
Рассказы можно составлять не только о реальных предметах, но и по картинке. Использование иллюстраций повышает эмоциональный фон занятий.
Важно подбирать картины так, чтобы была возможность сопоставить содержание картины с ее заглавием. Лучше использовать картины, которые содержат в себе динамику. Наиболее сложны пейзажные картины. Ребенку проще составить рассказ по серии сюжетных картинок. Следует учитывать следующие требования: понятность содержания и близость его жизненному опыту ребенка, выразительность персонажей, логическая последовательность сюжета, его завершенность. Сюжет должен быть не только занимательным, но и интересным ребенку своим нравственным содержанием.
В процессе рассказывания по серии картин закрепляются представления ребенка о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умение придумывать точное название рассказа, умение логически переходить от одной картинки к другой. Такие упражнения вырабатывают у ребенка умение связывать слова в простых и сложных предложениях, связывать смысловые части рассказа, соблюдать структуру рассказа. Вопросы к картинке следует задавать сначала конкретные («кто это?», «что делает?»), а затем более обобщенные, требующие развернутого ответа, элементов рассуждения.
В любом случае необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать его естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников
В данном материале представлены игры на развитие связной речи, которые могут быть использованы родителями при занятиях с детьми....
Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников
В данной статье даются советы родителям дошкольников старше-подготовительного возраста по развитию связной речи....
Логопедические советы родителям по развитию связной речи в домашних условиях
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют ...
Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.
Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников....
Советы родителям по развитию связной речи у ребенка
В данной статье описываются возрастные речевые нормы которыми должен овладеть ребёнок к 6-7 годам, а так же описаны советы по коррекции и предупреждению речевых нарушений....

Статья советов родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.
Статья, где родители могут ознакомиться с советами по развитию связной речи у старших дошкольников....

