Формирование речевых компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как предпосылок читательской грамотности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
правильных речевых навыков и в выработке способности у ребенка этиВ рамках логопедической работы целесообразно рассматривать читательскую грамотность как способность ребенка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).
речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в
коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование речевых компетенций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как предпосылок читательской грамотности.
Учитель-логопед МБДОУ №38 п.г.т. Молочный
Кольского района Мурманской области
Кондрашова Юлия Викторовна
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предпосылками для формирования читательской грамотности является речевое развитие человека с раннего возраста.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в любую деятельность дошкольников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельную образовательную область. Её основная цель-обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности на основе овладения языком своего народа. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Дошкольное образование – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком – это одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания, обучения детей.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ( ФГОС ДО п. 4.6 ) является: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
В нашем ДОУ имеются группы комбинированной направленности. У обучающихся с ТНР недостаточно сформированы лексико-грамматические категории, нарушены звукопроизношение, фонематическое восприятие, формирование связной речи значительно отстает от возрастных требований, дети испытывают трудности в овладении грамотой. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР мы опираемся на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей необходимых речевых компетенций в рамках ОО «Речевое развитие» как предпосылок читательской грамотности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В рамках логопедической работы целесообразно рассматривать читательскую грамотность как способность ребенка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками).
Формирование предпосылок читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у ребенка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятиях и в общении с окружающими.
Цель работы учителя - логопеда - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно.
Для реализации уровня формирования предпосылок читательской грамотности на логопедических занятиях использую богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей.
Приемы формирования читательской грамотности, которые я использую в коррекционной работе:
- фразовый конструктор;
- мнемотеехника;
- работа с «нелепицами»;
- рассказы с картинками вместо слов;
- нейроигры.
Фразовый конструктор.
Я использую фразовый конструктор учителя логопеда Елены Константиновны Круогла, который прошел апробацию на занятиях по развитию речи у детей с алалией в её центре.
У детей с ТНР нарушено формирование всех компонентов фразовой речи: произношения звуков, лексики, грамматики. Им трудно строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении.
Пособие Фразовый конструктор – это наглядная опора для высказывания. «Опираясь на глаза» мозг ребенка с речевыми нарушениями, формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов. Таким образом идет не заучивание слов и предложений, а именно формирование языковой способности.
Задачи пособия:
-установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
-обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
-актуализация накопленного активного и пассивного словаря;
- формирование связности высказывания.
Мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса;
- обучении составлению рассказов;
- пересказа художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихов.
Нелепицы.
Работу с нелепицами можно условно разделить на два вида:
1. Работа с небылицами, где предполагается опора на слуховой анализатор.
2. Работа с нелепицами, где усиленно работает зрительный анализатор.
Например, в игре «Кто больше заметит небылиц», перед чтением произведения я раздавала детям фишки, затем читала произведение. Кто из детей замечал небылицу, откладывал фишку. Выигрывал тот, кто замечал больше небылиц. Я заметила, что на лицах детей всё чаще стали появляться улыбки при чтении подобных произведений. Они научились слушать и слышать, замечать смешные нелепые ситуации в произведениях, понимать юмор.
Нелепицы в рисунках широко используются в практике исследования критичности мышления у детей и взрослых. Нелепицы позволяют выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объём, переключаемость внимания, способность использовать личный опыт, строить суждения, а составленные при этом логико-грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно- логического мышления.
Чтение с картинками вместо слов.
Наверняка вы видели тексты с картинками вместо слов. Зачем они так составлены и для чего? Давайте разбираться.
Ребенку, который еще только начинает учиться читать, воспроизвести такие тексты легче.
Участие в чтении принимает взрослый и ребенок. Для начала рассматриваются и называются все картинки, которые заменяют слова в тексте. Затем взрослый прочитывает часть рассказа, написанную буквами, и делает паузу, когда по тексту встречается картинка, которую называет ребенок. Далее идет работа на понимание текста. Затем взрослый задает вопросы: о чем был рассказ? Какие были герои? Как их звали? Кто хороший, а кто плохой? Какие события происходили? Отвечая на вопросы, ребенок задействует память, вспоминая текст, внимание и логику, воссоздает порядок действий в рассказе.
Когда ребенок понимает, как самостоятельно находить ответы на вопросы, то чтение превращается в увлекательный процесс, который может заменить многие игры.
Такие истории с картинками очень хорошо использовать и в логопедической практике на этапе автоматизации звуков или для развития связной речи. Как правило, ребенку очень сложно проговаривать слова с труднопроизносимыми для него звуками. А вот когда слова заменяются картинками, для ребенка это подспорье. Гораздо легче и интереснее назвать картинку, чем прочитать или повторить за взрослым слово. Работу можно начинать с отдельных предложений, где ребенку необходимо назвать только одно слово с автоматизируемым звуком.
Нейроигры.
Нейропсихологические игры — это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через
выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию
речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Цель: повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, улучшение психических процессов, формирования и развития всех компонентов речи.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений. В работе использую: артикуляционную гимнастику совместно с методом биоэнергопластики, межполушарные доски, зеркальное рисование на песке, игры с использованием балансировочной доски, пальчиковый праксис.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение.
Сегодня я осветила лишь малую часть тех приемов, которые я использую в своей практике для формирования читательской грамотности у дошкольников с ТНР. На самом деле их очень много, они разнообразны, и каждый педагог выбирает свои приемы, те, что ему ближе и удобнее.
Таким образом, достижение эффективности результатов на уровне формирования читательской грамотности речевого развития детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)
"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

«Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать ...
Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов, создания актуальной предметно-пространственно...

Формирование речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной составляющей функциональной грамотности.
Одно из важнейших направлений современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскол...

Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи
Коммуникативная компетенция – важное условие развития ребёнка, основной фактор формирования личности. Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает необходимую социально-психологическую ...
