Формирование речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной составляющей функциональной грамотности.
статья по логопедии (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Одно из важнейших направлений  современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскольку подготовка дошкольников  к  школе требует формирования важнейших компетенций.

На этапе дошкольного детства, развивая и обучая дошколят, педагоги  формируют предпосылки не только учебной деятельности, но и  элементарной грамотности для последующего овладения функциональной грамотностью. Главной целью педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности, является коррекция тяжелого нарушения речи и обучение ребенка с ОВЗ адаптироваться к современным условиям общества. Современное  общество стало гораздо сложнее, чем было несколько десятилетий назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике, которые связаны с социально-психологическими изменениями самого человека и появлением новейших методик и технологий.

Так что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность ребенка адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания и компетенции в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач, для дошкольного возраста примером могут быть, функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок учебной деятельности.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже со старшего дошкольного возраста, так как  функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО и один из пунктов которого направлен на  формирование речевой активности дошкольников. По  статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90%  детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, а так же развитие предпосылок функциональной грамотности, что дает  каждому ребенку с ОВЗ равные стартовые возможности и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность, как средство формирования предпосылок учебной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи уже знакома  с 5 лет. В ходе реализации АООП ДО в этом возрасте создается базовая основа математики,  чтения, письма, звуко-слового анализа и синтеза слов, анализа предложений, что является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться на следующей ступени образования, быть самостоятельным и проявлять инициативу.

Основными направлениями формирование речевой активности дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи является:

I. Формирование  правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный, основными его задачами, которого являются:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков в задачи этого этапа входит:

  • устранение неправильного звукопроизношения;
  • развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
  • формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

II. Развитие фонематического восприятия. I этап — узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

II этап — различение слов, близких по звуковому составу

III этап — дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков дифференциация слогов

IV этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

III. Формирование словарного запаса и лексико-грамматических средств языка. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлением: накопление и активизация словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель  — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Занятия по развитию лексико-грамматических средств направлены на уточнение и расширение словарного запаса  с опорой на изучаемые лексические темы. На занятиях этого типа уточняются названия предметов, их назначение, действия с ними, признаки предметов, формируется умение выделять из целого предмета  его части, формируются обобщающие понятия по лексическим темам.

Далее идет практическое усвоение детьми некоторых способов словообразования:

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных.

II этап. На данном этапе отрабатываются словообразование: прилагательных от существительных, образование возвратных глаголов, образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

IV. Развитие связной речи. Наряду с накоплением словаря основной работой на данном этапе остается формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим и интонационным оформлением. На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения. Широко используются речевые упражнения на основе образца, данного учителем-логопедом. Затем усваиваются самостоятельно построенные предложенные конструкции, а также различные преобразования предложений – перестройка предложения путем изменения; распространение предложений при введении  однородных членов; замена отдельных элементов; составление предложений по опорным словам, по предметной, сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

V. Обучение элементам грамоты. Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. Проводится специальная работа по звуковому анализу и синтезу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение: губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, твердости, глухости, звонкости. Детей знакомят с  буквами. Дети складывают из букв магнитной  азбуки слоги и простые  слова. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно по букварям с воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье. Формируются графические навыки,  дети раскрашивают предметные картинки на изучаемый звук, печатают в рабочих тетрадях буквы, слоги и простые слова.

Дети узнают, некоторые правила правописания в русском языкае: «Имена людей, клички животных и начало предложения  пишется с большой буквы», «Жи и Ши пиши с буквой И, Ча и Ща пиши с буквой А, Чу и Щу пиши с буквой У» и т.д..

Таким образом, формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические, коррекционные  технологии, которые мы успешно используем в своей работе. Функционально  грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен в адаптированных условиях применять свои знания на практике.

 

Литература

 

Интернет ресурсы:

1.https://www.maam.ru

2.https://infourok.ru

3.https://www.vospitatelds.ru

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой активности  у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как одной из главной  составляющей функциональной грамотности.

Одно из важнейших направлений  современного образования – это формирование функционально грамотных людей. Это направление является актуальным и для дошкольного образования, поскольку подготовка дошкольников  к  школе требует формирования важнейших компетенций.

На этапе дошкольного детства, развивая и обучая дошколят, педагоги  формируют предпосылки не только учебной деятельности, но и  элементарной грамотности для последующего овладения функциональной грамотностью. Главной целью педагогов, работающих в группе компенсирующей направленности, является коррекция тяжелого нарушения речи и обучение ребенка с ОВЗ адаптироваться к современным условиям общества. Современное  общество стало гораздо сложнее, чем было несколько десятилетий назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике, которые связаны с социально-психологическими изменениями самого человека и появлением новейших методик и технологий.

Так что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность ребенка адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания и компетенции в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач, для дошкольного возраста примером могут быть, функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок учебной деятельности.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже со старшего дошкольного возраста, так как  функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО и один из пунктов которого направлен на  формирование речевой активности дошкольников. По  статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90%  детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, а так же развитие предпосылок функциональной грамотности, что дает  каждому ребенку с ОВЗ равные стартовые возможности и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность, как средство формирования предпосылок учебной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи уже знакома  с 5 лет. В ходе реализации АООП ДО в этом возрасте создается базовая основа математики,  чтения, письма, звуко-слового анализа и синтеза слов, анализа предложений, что является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться на следующей ступени образования, быть самостоятельным и проявлять инициативу.

Основными направлениями формирование речевой активности дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи является:

I. Формирование  правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный, основными его задачами, которого являются:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков в задачи этого этапа входит:

  • устранение неправильного звукопроизношения;
  • развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
  • формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

II. Развитие фонематического восприятия. I этап — узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

II этап — различение слов, близких по звуковому составу

III этап — дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков дифференциация слогов

IV этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

III. Формирование словарного запаса и лексико-грамматических средств языка. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлением: накопление и активизация словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель  — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Занятия по развитию лексико-грамматических средств направлены на уточнение и расширение словарного запаса  с опорой на изучаемые лексические темы. На занятиях этого типа уточняются названия предметов, их назначение, действия с ними, признаки предметов, формируется умение выделять из целого предмета  его части, формируются обобщающие понятия по лексическим темам.

Далее идет практическое усвоение детьми некоторых способов словообразования:

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных.

II этап. На данном этапе отрабатываются словообразование: прилагательных от существительных, образование возвратных глаголов, образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

IV. Развитие связной речи. Наряду с накоплением словаря основной работой на данном этапе остается формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой фразы, её грамматическим и интонационным оформлением. На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения. Широко используются речевые упражнения на основе образца, данного учителем-логопедом. Затем усваиваются самостоятельно построенные предложенные конструкции, а также различные преобразования предложений – перестройка предложения путем изменения; распространение предложений при введении  однородных членов; замена отдельных элементов; составление предложений по опорным словам, по предметной, сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

V. Обучение элементам грамоты. Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. Проводится специальная работа по звуковому анализу и синтезу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение: губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, твердости, глухости, звонкости. Детей знакомят с  буквами. Дети складывают из букв магнитной  азбуки слоги и простые  слова. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно по букварям с воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье. Формируются графические навыки,  дети раскрашивают предметные картинки на изучаемый звук, печатают в рабочих тетрадях буквы, слоги и простые слова.

Дети узнают, некоторые правила правописания в русском языкае: «Имена людей, клички животных и начало предложения  пишется с большой буквы», «Жи и Ши пиши с буквой И, Ча и Ща пиши с буквой А, Чу и Щу пиши с буквой У» и т.д..

Таким образом, формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические, коррекционные  технологии, которые мы успешно используем в своей работе. Функционально  грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен в адаптированных условиях применять свои знания на практике.

Литература

1.

2.

3.

Интернет ресурсы:

1.https://www.maam.ru

2.https://infourok.ru

3.https://www.vospitatelds.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»

Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...