Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Титова Екатерина Михайловна

Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для формирования речевой активности детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, педагог обратилась к кинетическому песку как средству формирования речевой активности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_razvitie_rechevoy_aktivnosti_titova_e.m.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Титова Екатерина Михайловна

Управления образования администрации Яковлевского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка» г. Строитель

Яковлевского городского округа»

«Развитие речевой активности дошкольников

с тяжелыми нарушениями речи

посредством использования кинетического песка»

Автор опыта:

Титова Екатерина Михайловна,

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

2022 г.

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта  ….…………………………………………………8

Результативность опыта........................................................................................14

Библиографический список…………………………………………………......16

Приложение к опыту…………………………………………………………….17

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Автор опыта Титова Екатерина Михайловна работает воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа». В детском саду функционирует двенадцать групп, из них две группы компенсирующей направленности. В группе компенсирующей направленности, где работает автор опыта, большинство детей c ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) имеют тяжелые нарушения речи (далее - ТНР).

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), современный дошкольник должен быть: инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения. Владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия [7].

Детям с ОВЗ в разной степени, присущи характерные черты:

- низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании, рассеянное внимание;

- отсутствие способности к концентрации и интереса к обучению;

- недостаточность навыков самоконтроля и минимальная мотивация к познавательной деятельности;

- низкая игровая активность;

- неразвитость крупной и мелкой моторики;

- повышенная тревожность и раздражительность, впечатлительность, обидчивость, плаксивость и беспокойность, сильная возбудимость.

Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

Для выявления уровня речевой активности детей дошкольного возраста была использована методика, Бабаевой Т.И., Сомковой, З. В. (Приложение №1). Использовались преимущественно малоформализованные диагностические методы, ведущими среди которых являлись наблюдение, проявление ребенка в деятельности и общении, свободные беседы с детьми. Результаты диагностики показали, что 80% детей имеют низкий уровень развития речевой активности, 20 % - средний уровень.

Так как развитие речи дошкольников происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей (законных представителей), то с целью выявления их заинтересованности в развитии речевой активности дошкольников было проведено анкетирование (Приложение №2). Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, на основании полученных результатов автор опыта пришла к выводу, что традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для формирования речевой активности детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, педагог обратилась к кинетическому песку как средству формирования речевой активности детей дошкольного возраста.

Актуальность опыта

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья не способны проявлять те или иные чувства, в большинстве случаев у них наблюдается сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений, снижено сенсорное восприятие, не развита речь.

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы [6].

Речевая активность - важный элемент речевого механизма, отражающий стремление человека к вербальному высказыванию, выражающееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном владении языком, основанном на потребности речевого самовыражения.

Основу новой системы образования составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому, гармоничное воспитание личности ребёнка не мыслится вне развития его речевой активности.

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности актуальной не только в связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями, её значимостью для развития речи, но и рядом других причин:

- существенным падением общего уровня культуры в обществе;

- недостаточным вниманием педагогов к её формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности;

- ростом количества детей, чьё раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации - лишение возможности удовлетворять основные психофизиологические, социальные потребности.

Для достижения у дошкольников с речевыми расстройствами способности свободно «использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…», необходимо поддерживать интерес к деятельности, снимать эмоциональное и мышечное напряжение, возникающее в ходе коррекционной работы, находить новые эффективные средства, тем самым, сокращая сроки этапов коррекционного воздействия и направляя усилия на активизацию самостоятельной речи.

Кинетический песок, завоевавший популярность не только у детей, но и взрослых, является отличным средством решения не только главной проблемы – развития речи, но также хорошо справляется с характерными особенностями детей с ОВЗ и проблемой коммуникации. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Работая над проблемой развития речевой активности детей посредством использования кинетического песка были обнаружены следующие противоречия:

- между новыми психологическими возможностями ребенка и сложившимися стереотипами деятельности и речи;

- между необходимостью формирования речевой активности дошкольников и низкой эффективностью используемых методов и приемов работы, которые не соответствуют психологическим особенностям и потребностям современного ребенка;

- между необходимостью приобретения кинетического песка для развития речевой активности и нежеланием родителей приобретать этот материал из-за его особенностей.

Содержание опыта работы по теме «Формирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством использования кинетического песка» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, способствующих развитию речевой активности дошкольника посредством использования кинетического песка.

Длительность работы над опытом

Работу по разрешению противоречий между необходимостью повышения эффективности работы по формированию речевой активности детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма для её реализации разделили на несколько этапов.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2019 года – август 2020 года - предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по данному вопросу на сайтах всемирной системы объединённых компьютерных сетей.

2 этап – основной (формирующий) – сентябрь 2020 года – апрель 2022 года. На данном этапе проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности речевой активности дошкольников, разработка комплексно-тематического планирования образовательной деятельности (Приложение №3) с использованием кинетического песка и непосредственная игровая деятельность с кинетическим песком, дающая возможность скорректировать у ребенка проблемы речевого развития (приложение №4).

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2022 года – июнь 2022 года. Педагогическая диагностика на заключительном этапе подтвердила успешность выбранной технологии для решения возникших противоречий.

Диапазон опыта представлен системой работы педагога по формированию речевой активности детей дошкольного возраста посредством использования кинетического песка. 

Теоретическая база опыта

Речь – одна из центральных важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания [11].

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности [3].

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. 

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. Есть несколько факторов речевого развития.

Первый фактор – это потребность общения. В процессе обучения необходимо предусмотреть такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание о чем-то рассказать. Вот что пишет К. Д. Ушинский: «Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным…» [16].

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это следующий фактор, способствующий развитию речи ребенка. Постепенно накапливая в памяти материал слышимой речи, выделяя в этом материале слова, словообразовательные модели, словоформы, соотнося форму единиц языка с их повторяющимися значениями, ребенок запоминает аналогии форм и значений. Эти аналогии становятся для него правилами, разумеется, лишь в тех случаях, когда они регулярно воспроизводятся в сходных ситуациях общения. Накапливаясь, они и составляют систему правил языка, что служит основой языковой интуиции.

Третий фактор – речевая активность самого ребенка. Чтобы научиться говорить, да еще хорошо и свободно, нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная, без существенных перерывов, практика речи.

 К условиям развития такой активности можно отнести:

- общую активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

- умение преодолевать скованность, застенчивость;

- способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

Основоположник методики развития речи детей дошкольного возраста, К.Д. Ушинский, доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые

окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: «Детская природа ясно требует наглядности», «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе» [16].

А талантливый педагог, последовательница К.Д. Ушинского - Е. И. Тихеева считала, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка. А ведь игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка» [17].

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму. Основную идею песочной терапии Д. Калфф сформулировала так: «Игра с песком предоставляет возможность ребёнку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики» [13].

Данный опыт работы базируется на методических рекомендациях Т.А. Андреенко, Т.М., Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которые раскрывают многогранные возможности игр с песком - это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать у ребенка проблемы развития.

Новизна опыта заключается в создании авторской системы работы по формированию речевой активности дошкольников с применением кинетического песка. Создан банк игр с кинетическим песком для активизации речи дошкольников.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Материалы опыта могут представлять практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, работающих как по адаптированным основным общеобразовательным программам, так и по основным образовательным программам дошкольного образования, независимо от определенного учебно-методического комплекта.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста в процессе использования игр с кинетическим песком в условиях дошкольной образовательной организации.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- выявить уровень речевой активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- разработать план организации образовательной деятельности, основанный на комплексно-тематическом принципе, с включением игр с кинетическим песком, направленных на воспитание звуковой культуры речи, расширение, обогащение и активация словаря, развитие монологической и диалогической речи, развитие связной речи;

- создать условия для внедрения в практическую деятельность с дошкольниками игр с кинетическим песком;

- создать условия для повышения речевой активности детей в разных видах деятельности;

- использовать способы и приемы, направленные на формирование речевой активности дошкольников в процессе игр с кинетическим песком.

Специфической особенностью развития речи является то, что её нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Развивая речь, мы развиваем мышление, память, внимание, коммуникативные навыки, а используя песок, включаем в работу руки, воображение и фантазию, конструктивные навыки и сенсорное восприятие.

Кинетический песок появился на рынке в 2013 году и довольно быстро завоевал определенную популярность. На 98% кинетический песок состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - это вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии.

Главным преимуществом кинетического песка является то, что он пластичен, гипоаллергенен и абсолютно безопасен для ребенка. Консистенция приятна на ощупь и позволяет сделать из продукта множество разнообразных фигурок. Изучив его подробнее и промониторив отзывы, было найдено много плюсов. Преимущества, которые отмечены при работе с песком:

- песок не высыхает, состав вещества позволяет ему надолго сохранять тягучесть;

- для кинетического песка не нужны особые условия хранения, находясь на воздухе, он не потеряет своих свойств;

- среда вещества неблагоприятна для развития бактерий;

- при необходимости песок легко моется: под воздействием влаги он не теряет целостности;

- вариативность игр и занятий;

- не возникает сложностей при уборке (приложение №6).

Внедрение технологии в образовательную деятельность с воспитанниками группы компенсирующей направленности осуществлялось в определенной последовательности.

На первом этапе – подготовительном - проводятся занятия, направленные на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшей деятельности, на установление речевого и эмоционального контакта с педагогом. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество.

На данном этапе используются упражнения, помогающие воспитанникам познакомиться с песком. Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

- легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

- дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

- перетирает песок между пальцами, ладонями;

- оставляет на песке следы животных;

- описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Такие «приветственные» игры с песком развивают мелкую моторику рук, следовательно, активизирует умственную деятельность. Таким образом, дети «чувствуют» песок, знакомятся с ним, и настраиваются на дальнейшую работу (Приложение №5).

Второй этап – дети переходят от предметных, манипулятивных игр к сюжетно-ролевой игре, играм путешествиям, на основе которых формируется речевая активность дошкольников.

Деятельность педагога и детей при работе с кинетическим песком распределялась следующим образом:

1. Вводная часть: постановка игровой мотивации или использование речеактивизирующей педагогической ситуации, позволяющая заинтересовать, привлечь детей к предстоящей деятельности; упражнения на снижение психомышечного напряжения; релаксационные упражнения на сплочение и эмоциональный настрой.

2. В основную часть входят игры-опыты, эксперименты, упражнения, задания, которые дают детям возможность интенсивно совершенствовать мелкую моторику рук, пальцев, тактильно-кинестетическую чувствительность, зрительно-пространственную координацию, свободно выражать свои мысли, эмоции, активно взаимодействовать со взрослым, сверстниками.

3. В заключительной части использовалось художественное слово, спокойные игры и упражнения, осуществлялась обратная связь.

Игры с кинетическим песком подбираются не случайно, они соответствуют лексическим темам образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Основной акцент в рамках любого взаимодействия с песком ставится на формирование речевой активности детей (Приложение №5).

Речевая активность невозможна без богатого и активного словаря. С помощью игр, упражнений с кинетическим песком происходит расширение, обогащение и активация словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов. Так, при реализации лексической темы «Овощи» воспитанникам была предложена дидактическая игра «Что это?», когда детям предлагалось узнать, что спрятано в песочнице. «Откопав» игрушку-овощ, дети не только называли овощ и его характерные признаки, но и образовывали существительные множественного числа (много огурцов), подбирали однородные прилагательные к существительным (огурец – зеленый, крупный, шершавый), составляли предложения-противопоставления (огурец овальный, а помидор - круглый), образовывали относительные прилагательные от существительных (из огурцов приготовим салат, из моркови – сок).

Лексическая тема «Домашние животные» позволила детям проявить свою самостоятельную активность, высказывать оригинальные идеи. Активизировать речевое общение помогли такие игры с кинетическим песком, как «Чьи дети?», «Найди и назови всех домашних животных», «Назови ласково», «У кого – кто?», «Исправь ошибку». Играя и находя в песке игрушки домашних животных, у детей обогатился предметный словарь (корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, кролик, крольчиха, собака, пёс, кошка), глагольный словарь (мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать), словарь признаков (домашний, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный), словарь наречий (быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло).

Игры на совершенствование грамматического строя речи также легко переносятся в песочницу. «Чего не стало?» - одна из игр, направленных на закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. На песке нарисована картинка, ребенок внимательно смотрит и запоминает её. Затем ребенок отворачивается, педагог стирает часть предметов на песочной картинке и просит ребёнка назвать, что изменилось. 

Игра «Машинки» направлена на употребление в речи предлогов «к, между, за, перед, из-за». Ребенок расставляет разноцветные машинки по песочному полю и рассказывает о местоположении машинки относительно других: «Красная машинка стоит между синей и белой машинками». Или «Синяя машинка находится за зеленой машинкой» и т.д. 

В игре «Подбери слово» ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

По такому же принципу строятся игры на развитие фонетико-фонематического восприятия и развития звуковой культуры речи. Детям можно предложить сгруппировать найденные в песочнице игрушки или картинки по первому звуку: «с» – собака, слон, солнышко, «з» – заяц, зонт, забор. Достать из песка или спрятать в песок только предметы, которые начинаются с определенного звука или заканчиваются им.

Развитие диалогической речи, которая является одной из составляющих коммуникативной активности, невозможно без участия, как минимум двух человек. Именно здесь помогает такая форма, как «работа парами». В начале работы партнером ребенка по общению в песочнице становится педагог, а далее присоединяются дети и педагог уходит на второй план, давая возможность детям вести свой диалог, при необходимости направляя его с нужное русло. Упражнения для диалогического общения просты. «Давай нарисуем?» - педагог начинает рисунок, например, круг и спрашивает ребенка: «Что это?», «На что похож круг?», «Давай нарисуем (слона, воздушный шар, солнце)?», «А что нужно дорисовать кругу, что бы получилось….?», «А что я могу дорисовать, чем могу помочь?», и т.д. В процессе работы устанавливается контакт, ребенок учится сам задавать вопросы, вести диалог. Ведь задачи коммуникативного развития не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка необходимо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Это особенно трудно сделать детям с ограниченными возможностями здоровья.

После усвоения приемов диалога, начинается процесс формирования монологической речи, когда ребенок, играя в песке, выполняя упражнения, сам начинает рассказывать о своей деятельности в песочнице, о планах. Педагог в данной ситуации становится слушателем, а ребенок рассказчиком: «Расскажи, что это у тебя», «Зачем нужен такой дом?», «Что дальше?», «Научи».

В группе компенсирующей направленности работа над речевой активностью дошкольников невозможна без тесной взаимосвязи работы педагога и учителя-логопеда. Используя тетрадь взаимодействия, учитель-логопед дает необходимые задания, а педагог, используя индивидуальную или подгрупповую работу, закрепляет пройденный материал с детьми. И в эту работу активно включен кинетический песок. Так, перед выполнением артикуляционной гимнастики ребенок сначала пробует нарисовать на песке или слепить из него предложенное артикуляционное упражнение, например, «Улыбка», «Горка», рассказав при этом, какая у него получилась улыбка, горка.

Используя кинетический песок, так же обыгрываются дидактические игры, например, «Подбери слова». К слову «лист» нужно подобрать слова-описания, можно просто показать картинку и спросить: «Лист, какой?», но в случае с песком, все становится интереснее. Предлагаем ребенку проверить, что спрятано в песочнице, когда он находит предмет, педагог активизирует его речь вопросами: «Что ты нашел?», «Какой он?», «С какого дерева этот лист?» и т.д. Все эти вопросы стимулируют интерес детей к заданиям, а в подгрупповые игры с песком можно включить соревновательный элемент: кто больше слов подберет, кто быстрее найдет, что спрятано и т.д.

Третий этап – формирование коммуникативных умений и навыков, переход к самостоятельным действиям.

В песочнице можно разыгрывать ситуации, сюжеты, сказки, сочинять истории, сказки, подбирая игрушки и расставляя на песке, при этом можно что-то дорисовать палочкой на песке, лепить из кинетического песка. Чаще всего это происходит в свободной деятельности, когда дети расслаблены, нет чётких указаний педагога, и дети делают, то, что хочется именно им.

Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, во всех этих действиях задействована речь. А педагог только направляет ее в нужное русло: вступает в диалог, или же простит рассказать о своей работе или какой-то детали постройки, продолжая развивать речевую активность детей.

Организация и проведение работы по развитию речевой активности средствами игр с кинетическим песком предполагают соблюдение следующих условий:

– отсутствие у детей противопоказаний для игр с песком (кожных заболеваний, порезов на руках, аллергии на пыль от песка);

– в начале и в конце занятий в песочнице продумывается ритуал приветствия и прощания, закрепляются правила поведения в работе с песком;

– игровое оборудование и правила игр предъявляются ребенку постепенно – в процессе выполнения игровых действий необходимо одновременно стимулировать несколько движений, не дожидаясь совершенствования предыдущих;

– развитие движений и действий осуществляется сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно;

– количество упражнений четко не регламентируется, зависит от индивидуальных возможностей ребенка. В среднем планируется 2-4 упражнения для обучения и столько же для закрепления умений. Повторяемость каждого упражнения 3-5 раз;

– содержание занятий планируется по нарастающей степени сложности соответственно возможностям ребенка и с учетом периодов (этапов) обучения.

В работе с использованием кинетического песка для педагога действуют несколько правил:

- Присоединение к ребенку.

-Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.

- Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

- Обязательно выслушивать ребенка до конца, не прерывая его речь, давая возможность выразить свои эмоции от взаимодействия с песком.

Только соблюдая эти правила, педагог сможет достичь поставленных целей.

Игры с песком используются на индивидуальных занятиях и как часть занятий в соответствии с реализуемой лексической темой, также в самостоятельной деятельности детей во второй половине дня. Организация игр с песком проводится в непринужденной обстановке, подобранные задания должны соответствовать возможностям ребенка, формулировка инструкций осуществляться в игровой форме. Негативную оценку действий, идей, результатов следует исключить, поощряя, нацеливать детей на достижение положительного результата, развитие фантазии и творчество.

Раздел III

Результативность опыта

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика, целью которой стала проверка эффективности использования метода проектов для активизации речи дошкольников. При проведении педагогической диагностики использована методика, Бабаевой Т.И., Сомковой, З. В. (Приложение №1).

Результаты педагогической диагностики представлены в диаграмме №1 и диаграмме №2.

Результаты диагностики исходного уровня развития речи детей подготовительной группы (сентябрь 2019 и 2021 года)

Диаграмма №1

Сравнительная диаграмма диагностики итогового уровня развития речи детей подготовительной группы (май 2020 и 2022 года)

Диаграмма №2

Анализ результатов показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения в развитии разных сторон речи: средний уровень увеличился на 62% и составил 87%, доля низкого уровня уменьшилась на 52%.

Использование кинетического песка в работе с детьми позволило повысить речевую активность дошкольников. Дети стали безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями (словарь), правильно определяют место звуков в слове (звуковая культура речи). Уровень грамматически правильных ответов и составление описательных рассказов значительно повысился. Воспитанники с ОВЗ являются активными участниками конкурса чтецов ДОО, занимая призовые места, с большим желанием участвуют в инсценировках, устраивают театральные постановки для детей младшего возраста.

Опыт работы по данной теме показывает, что использование кинетического песка дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки. Родители стали активными участниками образовательного процесса, что сблизило позиции детского сада и семьи.

Организация образовательной деятельности, основанной на взаимодействии ребенка, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей.

Библиографический список

1. Андреенко, Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. ФГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017 год

2. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе», СПб.: Детство-пресс, 2014. - 16 с.

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб., Речь, 2005.

4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Детство-Пресс, 2004.

5. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 96 с.

6. Карпенко, Д.А. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9 – С. 155-156.- Режим доступа: http://.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=1097

7. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – 6-е изд., испр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 320 С.

8 Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).  СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.

9. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста, учебно-методическое пособие-конспект. - СПб: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.

10. Писарева, Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112 с. 

11. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. [Электронный ресурс], Педагогическая библиотека 1979.   Режим доступа: http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=4/0033&num_page=376

12. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2017.

13. Токарева, С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика. – Волгоград: 2016. – 171 с.

14. Ушакова, О.С. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. - Самара, 2001. - 10 с. 

15. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

16. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса. / Сост. С. Ф. Егоров. – М: Педагогика, 1954.

17. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 10., изд. АПН РСФСР, 1950.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с

Приложение к опыту

Приложение №1 – Диагностический материал

Приложение №2 – Анкета для родителей

Приложение №3 – Комплексно-тематическое планирование

Приложение №4 - Материал для работы по развитию речевой активности с использованием кинетического песка

Приложение №5 – Игры-приветствия и инструкции к ним

Приложение №6 – Памятка по хранению и использованию кинетического песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.

Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Растет количество детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Успех ранней коррекции речевого не...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....