Консультация для педагогов " Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

                Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие  пьес, проявление ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

   Особенности  музыкально- ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития  речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may_2025_kons._vospitat.docx24.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей:

«Особенности музыкально-ритмического воспитания

детей дошкольного возраста   с нарушениями речи»

Выполнила: учитель-логопед Фролкина А.В.

2025 г.

        Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие  пьес, проявление ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

   Особенности  музыкально- ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития  речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

   В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направление звучания), «пошаговое»  распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий , использование  музыкальных впечатлений для выполнения  расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом  в игровой форме. При отборе песенного материала нужно учитывать динамику возрастания  речевых навыков детей.

   Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке  некоторых специально подобранных детских  песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя. Развивая музыкально-ритмические движения, педагог постепенно воспитывает ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.    

   При разучивании музыкально-ритмических упражнений,  необходимы пояснения по поводу характера движений с использованием наглядной опоры и показа. Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех упражнениях стихотворные строчки изначально произносит педагог, однако роль текста может меняться. В упражнении «Пчелы» слова педагога вместе с его движениями поясняют характер движений, которые затем должны выполнять дети. Выполняя упражнение «Помощники», они частично могут согласовывать часть текста педагога с движениями. Упражнение «Подсолнухи» содействует развитию координации движений детей со словами педагога. По мере развития речевых  возможностей,  дети могут самостоятельно произносить (пропевать) слова, одновременно выполняя движения.

Упражнение «Пчелы»

Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.                                                                        

                                                         ///  ///

Пчел учила мать, как на крылышках летать

Сначала движение выполняет взрослый или один ребенок, затем все дети повторяют. Они бегут по залу, разведя руки в стороны и отведя их немного назад. С окончанием музыки «пчелки» улетают в «ульи» (садятся на стульчики).

Пчел-детей учила мать  мед цветочный собирать.

Бегут по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки, слегка кивают головой (пчелки собирают мед хоботком). С окончанием музыки дети- «пчелки» улетают в «ульи» (на стульчики).

Упражнение «Помощники».

Цель: способствовать устранению напряженности и скованности движений; воспитывать умение контролировать речь с движением.

Щеткой пол на кухне

Дружно подметаем –

Вот как мы сегодня

Маме помогаем.

Дети держа в руках воображаемую щетку (или веник), выполняют движения, имитируя подметание

На окне цветочки

Дружно поливаем –

Вот как мы сегодня

Маме помогаем.        

имитируя движения лейкой: водят из стороны в сторону одной рукой, затем другой.

Мы свои платочки

В тазике стираем –

Вот как мы сегодня

Маме помогаем.

имитируя движения  во время стирки: потирают кулачки друг о друга. Затем, слегка наклонив туловище, плавно и свободно выполняют  движения руками влево и вправо («полощут платочки»). При изменении характера музыки они, подняв руки перед собой, энергично встряхивают руками («стряхивают воду с платочков»). После этого «вешают платочки» на воображаемую веревку: поднимают руки вверх, потянувшись, спокойно опускают вниз.

 Мы тарелки моем

Сухо вытираем –

Вот как мы сегодня

Маме помогаем.

имитируя движения, выполняемые  в ходе мытья тарелки, затем  «вытирают»ее полотенцем. 

Упражнение «Подсолнухи» 

Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса, координации речи с движением; воспитывать внимание к четкому выполнению движений.

Посадили зернышки

Мы весной, мы весной.

Дети ходят по залу, берут из ладони  «зернышки» и, наклоняясь «сажают»

 их в землю.

Поливали зернышки

Мы водой, мы водой.

Плавно водят руками, сложенными вместе, из стороны в сторону.

Ярким летом солнышко

Припекло, припекло.

Сидят на корточках, поставив руки на пояс, затем медленно поднимаются.

Много здесь подсолнушков

Расцвело, расцвело.

Медленно поднимают руки вверх, через стороны, сжав кулачки, в конце движения раскрывают кулачки и делают кистями движение «фонарик»

Ветерок по полюшку

пролетал, пролетал.

Качают поднятыми руками из стороны в сторону.

И цветок-подсолнушек

Покачал, покачал.

Качают головой  вправо и влево, поставив руки на пояс.

   Для детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста с нарушениями речи возможно более широкое включение ритмопластических упражнений в процессе музыкального воспитания.

Учитывая имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследователей в области музыкального развития детей, был разработан курс специальных занятий «Элементы ритмопластики для дошкольников с общим недоразвитием речи». Занятия данного курса имеют определенную структуру и содержание.

 В подготовительную часть занятия,  включены дыхательные упражнения, обеспечивающие плавный переход от других занятий к музыкально-ритмической деятельности. Педагог создает положительную мотивацию к выполнению упражнений, рассказывая в доступной форме о том, чему они научатся.

   В ходе разминки под  ритмическую музыку дети выполняют упражнения, разработанные с учетом основных движений , (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения.

   Основная часть занятий состоит из ритмических  и ритмопластических упражнений, этюдов, - импровизаций,  предлагаемых педагогом в  игровой форме. Заключительная часть – релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению формируемых навыков релаксации и правильного дыхания.

   Педагог, беседуя с детьми, подводит итог занятия.

   Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов  на вопросы  и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных  действий.

Элементы  ритмопластики для дошкольников с нарушениями речи

№ занятия

Подготовительная часть

Разминка

Основная часть

заключительная часть

1

2

3

4

5

1

Дыхательные упражнения (чередование вдоха  и выдоха с движениями рук).

Настрой на занятие (педагог рассказывает о том, чему дети научатся на занятиях)

Цель: формировать правильную осанку; развивать координацию движений, зрительное и слуховое внимание. Различные виды ходьбы и бега со сменой направления рук. Все движения выполняются под ритмичную музыку.

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать начало и конец мелодии, ее ритмический рисунок.

Игра «Слушай внимательно ритм» (повторить заданный ритм, отхлопывая в ладоши и с помощью притопов). Игра «Какой инструмент звучит?» (определить на слух, какой инструмент звучит, назвать его и имитировать игру на нем с помощью соответствующих движений). Игра «Кто лишний?» (двигаться в соответствии с характером музыки, с окончанием звучания занять места)

Релаксация «Отдыхаем на лесной опушке»

2

Дыхательные упражнения «Запахи осени»

Цель: закреплять умение двигаться под музыку в разных направлениях; учить правильно выполнять движения рук; развивать координацию движений, умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с характером музыки.

«Легкий" бег и кружение. Упражнение для рук (движения выполняются под музыку в медленном темпе) Танцевальные движения

Цель: формировать умение сменять плавные движения на быстрые и резкие; развивать четкость и точность движений; воспитывать навыки и импровизации в процессе выполнения этюдов.

Игра «Платочки» (передавать платочек по кругу плавным движением руки в соответствии с характером музыки).

Упражнение «Мельница» (плавно двигать руками  «ветер», одновременно двигать обеими руками – «крылья мельницы»). Импровизация (этюд) «Осенние листья»

   

Релаксация «Осенний букет»

Итог  

занятия

        

        3

Дыхательные упражнения «Запахи осени»

Цель: укреплять мышцы рук, стоп, туловища; развивать  гибкость и чувство равновесия.

Упражнение для рук: «Кошка мяукает и фыркает» (разжимать кисти рук плавно и резко).

«Пружинка» (полуприседать, подпрыгивать, наклоняться вперед и в стороны)

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, соотносить слово с движением в процессе игры; воспитывать навыки импровизации при выполнении этюдов.

Игра «Цапля и лягушки» (ходить, высоко поднимая ноги и сопровождая соответствующими словами – движение цапли).

Подготовка импровизации на тему «Кошка» (выставлять соответствующие картинки под музыкальное сопровождение. Демонстрация движений (индивидуальный показ подготовленного «этюда»

Релаксация «Рядом с пушистой кошкой»

4

Дыхательные упражнения «Дышим морским воздухом»

Цель: учить ритмично двигаться, ориентироваться в пространстве и группе; развивать координацию движений. Ходьба в заданном направлении со сменой движений рук. Ходьба приставным шагом с высоким подъемом ног, «змейкой». Галоп. Упражнение для рук  выполняются под ритмичную музыку

Цель: воспитывать быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители; развивать чувство ритма; учить соотносить слово с движением.

Прохлопать заданный ритм и придумать собственный.

Игра «Наш оркестр» (муз Е. Тиличеевой сл. Ю. Островского, автор – Н. Ветлугина).

Выполнять хлопки в сочетании с другими движениями

Релаксация «На берегу моря»)

Итог занятия

«Где мы побывали и чему научились?»

5

Дыхательные упражнения «Бабочки летают», «Душистый цветок»

Цель: укреплять мышцы рук и ног.

«Легкий» бег  в заданном направлении, кружение на носках, приседания. Упражнения для рук (под медленную спокойную музыку). «Пальчики здороваются (без музыкального сопровождения)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, упражнять в соотнесении предметов одного цвета; учить выделять начало и окончание музыки.

«Найди свой цветок» (сигнал для смены движений – начало или окончание музыки; наглядные опоры – различные изображения цветов).

Выполнение этюда «Цветы, бабочки, мотыльки».

Рассказ детей о том, кого они изображали.

Релаксация «Летний отдых»  

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...

Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»

Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...

Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.

Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...

Консультация для педагогов «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому ...