Консультация для педагогов " Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
консультация по логопедии
Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие пьес, проявление ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.
Особенности музыкально- ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для воспитателей:
«Особенности музыкально-ритмического воспитания
детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Выполнила: учитель-логопед Фролкина А.В.
2025 г.
Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие пьес, проявление ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.
Особенности музыкально- ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направление звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий , использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала нужно учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.
Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя. Развивая музыкально-ритмические движения, педагог постепенно воспитывает ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.
При разучивании музыкально-ритмических упражнений, необходимы пояснения по поводу характера движений с использованием наглядной опоры и показа. Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех упражнениях стихотворные строчки изначально произносит педагог, однако роль текста может меняться. В упражнении «Пчелы» слова педагога вместе с его движениями поясняют характер движений, которые затем должны выполнять дети. Выполняя упражнение «Помощники», они частично могут согласовывать часть текста педагога с движениями. Упражнение «Подсолнухи» содействует развитию координации движений детей со словами педагога. По мере развития речевых возможностей, дети могут самостоятельно произносить (пропевать) слова, одновременно выполняя движения.
Упражнение «Пчелы»
Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.
/// ///
Пчел учила мать, как на крылышках летать
Сначала движение выполняет взрослый или один ребенок, затем все дети повторяют. Они бегут по залу, разведя руки в стороны и отведя их немного назад. С окончанием музыки «пчелки» улетают в «ульи» (садятся на стульчики).
Пчел-детей учила мать мед цветочный собирать.
Бегут по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки, слегка кивают головой (пчелки собирают мед хоботком). С окончанием музыки дети- «пчелки» улетают в «ульи» (на стульчики).
Упражнение «Помощники».
Цель: способствовать устранению напряженности и скованности движений; воспитывать умение контролировать речь с движением.
Щеткой пол на кухне
Дружно подметаем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
Дети держа в руках воображаемую щетку (или веник), выполняют движения, имитируя подметание
На окне цветочки
Дружно поливаем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
имитируя движения лейкой: водят из стороны в сторону одной рукой, затем другой.
Мы свои платочки
В тазике стираем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
имитируя движения во время стирки: потирают кулачки друг о друга. Затем, слегка наклонив туловище, плавно и свободно выполняют движения руками влево и вправо («полощут платочки»). При изменении характера музыки они, подняв руки перед собой, энергично встряхивают руками («стряхивают воду с платочков»). После этого «вешают платочки» на воображаемую веревку: поднимают руки вверх, потянувшись, спокойно опускают вниз.
Мы тарелки моем
Сухо вытираем –
Вот как мы сегодня
Маме помогаем.
имитируя движения, выполняемые в ходе мытья тарелки, затем «вытирают»ее полотенцем.
Упражнение «Подсолнухи»
Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса, координации речи с движением; воспитывать внимание к четкому выполнению движений.
Посадили зернышки
Мы весной, мы весной.
Дети ходят по залу, берут из ладони «зернышки» и, наклоняясь «сажают»
их в землю.
Поливали зернышки
Мы водой, мы водой.
Плавно водят руками, сложенными вместе, из стороны в сторону.
Ярким летом солнышко
Припекло, припекло.
Сидят на корточках, поставив руки на пояс, затем медленно поднимаются.
Много здесь подсолнушков
Расцвело, расцвело.
Медленно поднимают руки вверх, через стороны, сжав кулачки, в конце движения раскрывают кулачки и делают кистями движение «фонарик»
Ветерок по полюшку
пролетал, пролетал.
Качают поднятыми руками из стороны в сторону.
И цветок-подсолнушек
Покачал, покачал.
Качают головой вправо и влево, поставив руки на пояс.
Для детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста с нарушениями речи возможно более широкое включение ритмопластических упражнений в процессе музыкального воспитания.
Учитывая имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследователей в области музыкального развития детей, был разработан курс специальных занятий «Элементы ритмопластики для дошкольников с общим недоразвитием речи». Занятия данного курса имеют определенную структуру и содержание.
В подготовительную часть занятия, включены дыхательные упражнения, обеспечивающие плавный переход от других занятий к музыкально-ритмической деятельности. Педагог создает положительную мотивацию к выполнению упражнений, рассказывая в доступной форме о том, чему они научатся.
В ходе разминки под ритмическую музыку дети выполняют упражнения, разработанные с учетом основных движений , (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения.
Основная часть занятий состоит из ритмических и ритмопластических упражнений, этюдов, - импровизаций, предлагаемых педагогом в игровой форме. Заключительная часть – релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению формируемых навыков релаксации и правильного дыхания.
Педагог, беседуя с детьми, подводит итог занятия.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий.
Элементы ритмопластики для дошкольников с нарушениями речи
№ занятия | Подготовительная часть | Разминка | Основная часть | заключительная часть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Дыхательные упражнения (чередование вдоха и выдоха с движениями рук). Настрой на занятие (педагог рассказывает о том, чему дети научатся на занятиях) | Цель: формировать правильную осанку; развивать координацию движений, зрительное и слуховое внимание. Различные виды ходьбы и бега со сменой направления рук. Все движения выполняются под ритмичную музыку. | Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать начало и конец мелодии, ее ритмический рисунок. Игра «Слушай внимательно ритм» (повторить заданный ритм, отхлопывая в ладоши и с помощью притопов). Игра «Какой инструмент звучит?» (определить на слух, какой инструмент звучит, назвать его и имитировать игру на нем с помощью соответствующих движений). Игра «Кто лишний?» (двигаться в соответствии с характером музыки, с окончанием звучания занять места) | Релаксация «Отдыхаем на лесной опушке» |
2 | Дыхательные упражнения «Запахи осени» | Цель: закреплять умение двигаться под музыку в разных направлениях; учить правильно выполнять движения рук; развивать координацию движений, умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с характером музыки. «Легкий" бег и кружение. Упражнение для рук (движения выполняются под музыку в медленном темпе) Танцевальные движения | Цель: формировать умение сменять плавные движения на быстрые и резкие; развивать четкость и точность движений; воспитывать навыки и импровизации в процессе выполнения этюдов. Игра «Платочки» (передавать платочек по кругу плавным движением руки в соответствии с характером музыки). Упражнение «Мельница» (плавно двигать руками «ветер», одновременно двигать обеими руками – «крылья мельницы»). Импровизация (этюд) «Осенние листья» |
Релаксация «Осенний букет» Итог занятия |
3 | Дыхательные упражнения «Запахи осени» | Цель: укреплять мышцы рук, стоп, туловища; развивать гибкость и чувство равновесия. Упражнение для рук: «Кошка мяукает и фыркает» (разжимать кисти рук плавно и резко). «Пружинка» (полуприседать, подпрыгивать, наклоняться вперед и в стороны) | Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, соотносить слово с движением в процессе игры; воспитывать навыки импровизации при выполнении этюдов. Игра «Цапля и лягушки» (ходить, высоко поднимая ноги и сопровождая соответствующими словами – движение цапли). Подготовка импровизации на тему «Кошка» (выставлять соответствующие картинки под музыкальное сопровождение. Демонстрация движений (индивидуальный показ подготовленного «этюда» | Релаксация «Рядом с пушистой кошкой» |
4 | Дыхательные упражнения «Дышим морским воздухом» | Цель: учить ритмично двигаться, ориентироваться в пространстве и группе; развивать координацию движений. Ходьба в заданном направлении со сменой движений рук. Ходьба приставным шагом с высоким подъемом ног, «змейкой». Галоп. Упражнение для рук выполняются под ритмичную музыку | Цель: воспитывать быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители; развивать чувство ритма; учить соотносить слово с движением. Прохлопать заданный ритм и придумать собственный. Игра «Наш оркестр» (муз Е. Тиличеевой сл. Ю. Островского, автор – Н. Ветлугина). Выполнять хлопки в сочетании с другими движениями | Релаксация «На берегу моря») Итог занятия «Где мы побывали и чему научились?» |
5 | Дыхательные упражнения «Бабочки летают», «Душистый цветок» | Цель: укреплять мышцы рук и ног. «Легкий» бег в заданном направлении, кружение на носках, приседания. Упражнения для рук (под медленную спокойную музыку). «Пальчики здороваются (без музыкального сопровождения) | Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, упражнять в соотнесении предметов одного цвета; учить выделять начало и окончание музыки. «Найди свой цветок» (сигнал для смены движений – начало или окончание музыки; наглядные опоры – различные изображения цветов). Выполнение этюда «Цветы, бабочки, мотыльки». Рассказ детей о том, кого они изображали. | Релаксация «Летний отдых» Итог занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей...

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...

ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ....
Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»
Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...

Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.
Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...

Консультация для педагогов «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому ...
