Презентация на тему: "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь –это единое смысловое и структурное целое, заключающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связная речь дошкольника –это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно и понятно для окружающих. Основная функция связной речи - коммуникативная.
Признаки связной речи Содержательность. Точность. Логичность. Понятность для окружающих. Правильность и богатство форм.
Связная речь Ситуативная Контекстная Связана с наглядной ситуацией. Дополняется жестами, мимикой. Наличие неполных предложений, много местоимений. Эмоциональность, непоследовательность . Содержание мысли понятно вне ситуации. Речь полная и развернутая. Плавная, сдержанная, последовательная. Приближена к письменной речи.
Ситуативная речь- связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи – содержание понятно из самого контекста. Сложность данной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Формы связной речи Диалог Монолог Естественная форма языкового общения двух и более человек. Разговорная лексика. Неполные предложения. Нарушение синтаксических норм. Неравномерный темп. Длительное, последовательное изложение мыслей одним лицом. Литературная лексика. Полные, развернутые предложения. Умеренный темп.
Эти две формы речи отличаются мотивами Монологическая речь Стимулируется внутренними мотивами, и её содержание выбирает сам говорящий Диалогическая речь Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника)
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития его личности.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Подготовительный период развития речи, происходит на первом году жизни ребенка, в процессе непосредственно эмоционального общения со взрослым. Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи.
К концу первого – началу второго года жизни Появляются первые осмысленные слова; Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому; Появляются первые предложения из двух слов Речь выступает как средство познания и установления контакта.
На третьем году жизни Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь; Возрастает объём словарного запаса; Усложняется структура предложений Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь Речь связана с непосредственным опытом детей
Дети 4-5 лет Активно вступают в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы Сами составляют рассказы с опорой на наглядность Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого
Дети старшего дошкольного возраста Активно участвуют в разговоре, беседе; Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы; Достаточно хорошо участвуют в диалоге Монологическая речь развивается: дети осваивают разные типы связных высказываний(описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Пять основных групп диалогических умений: Собственно речевые умения : вступать, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно. Использование речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд . Умение общаться: в паре, коллективе ; Умение общаться для планирования совместных действий; Неречевые (невербальные) умения: использование мимики, жестов
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развити и
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Ранний возраст Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых (кто это?, что делает? Какая?) Побуждают обращаться к взрослому Младший дошкольный возраст Необходимо, чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослым и детьми, выражал свои мысли словами, понятно отвечал на вопросы, делился своими впечатлениями; педагогам необходимо прививать привычку пользовать речевым этикетом, здороваться, говорить спасибо, стимулировать попытки детей задавать вопросы (кто?, где? ,что делаешь, зачем?)
Средний дошкольный возраст Детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качества, действий с ними; педагог поддерживает стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Постепенно приучает детей к участию в коллективной беседе, продолжается воспитание культуры общения детей: приветствовать знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета.
Старший дошкольный возраст Следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по- разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание следует уделить умению ребенка формулировать вопрос; следует поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения через образец педагога .
Основной и завершающий этап развития связной речи — формирование монологической речи Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой: / - коммуникативную: а) сообщения (информативная); б) побуждения к действию (регулирующая); II - средство выражения мыслей, образования и развития их. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу . Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, во втором - материалом для высказывания служит художественное произведение.
Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: Целостность (единство темы) Структурное оформление (начало, середина и конец) Объем высказывания Связность (логические связки между предложениями и частями монолога) Плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания)
Для достижения связности речи необходим ряд умений : Умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; Отбирать необходимый материал; Располагать материал в нужной последовательности; Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами задачами высказывания; Строить речь преднамеренно и произвольно
Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения По функции (назначению) описание повествование рассуждение контаминация Источнику высказывания по картине из опыта по предметам творческие рассказы Ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок по восприятию по памяти по воображению
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Ранний возраст Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки, повторять отдельные реплики и фразы. Младший возраст Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом).
Средний возраст Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных. Учатся строить рассказ по картине. Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований. Старший возраст Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картин, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по картине –придумывать последующие действия.
Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание,, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры.
Значение пересказа в формировании монологической речи 1. Качественное и количественное обогащение словарно го запаса. 2. Практика употребления обогащенной лексики в актив ной речи. 3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний. 4. Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи. 5. Развитие способности к речевому самоконтролю. 6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи. 7. Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества. 8. Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического. 9. Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.
Схема обучения пересказу 1. Выбор текстов для пересказа; 2. Подготовительная работа; 3. Непосредственное обучение пересказу. I . Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений: сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения); доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития; четкость композиции; простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией); доступность языка; высокая нравственность содержания; высокая художественность текста. II . Подготовительная работа - это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу. III . Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приемы. 1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми. Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время. 2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. 3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной). Цель беседы — усвоение содержания произведения.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается удельный вес, роль и значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм.
Связность высказываний - не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса, освоения грамматических основ. Связная речь- главное достижение в речевом развитии дошкольников.
Примеры подгрупповых занятий по формированию связной речи в подготовительной группе Занятие 2. «Четыре времени года» Цель: Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану. Задачи: систематизировать знания детей о временах года; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе; уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по картинкам; активизировать словарь антонимов; учить детей пониманию значений поговорок и пословиц; развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; стимулировать мыслительную и речевую активность детей; учить детей работать сообща, помогать друг другу. Оборудование: картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), опорных картинный план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска. Ход занятия \ 1.Речевая разминка Названия речевых игр и упражнений ; Содержание ^ . «Вспомни и назови» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу; Логопед называет любой осенний месяц, например: «Сентябрь», и передает мяч ребенку слева. Ребенок берет мяч, называет следующий месяц «За сентябрем— октябрь...» — и передает мяч дальше. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед снова называет месяц: «Ноябрь, а перед ним...» и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводятся, в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. «Скажи наоборот» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Теплый день. — Холодный день. «Сложи в одно слово». Игра на развитие навыков словообразования. Листья падают — листопад; ребенок, который учится в школе, — школьник; человек, собирающий грибы, — грибник и т.д.
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Объяснение значений поговорок и пословиц. Логопед объясняет детям значения поговорок и пословиц: «Зима спросит s что летом припасено»; «Лето собирает, а зима подъедает», «Холодная зима — жаркое лето». Составление предложений о временах года и объединение их в рассказ, с опорой на картинный план. Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять предложения и объединять их в рассказы о временах года. В любом рассказе должен быть порядок, поэтому составлять рассказы мы будем по картинному плану. Дети рассматривают план, а логопед называет пункты плана и показывает порядок их следования. Логопед. Давайте выберем картинки с изображениями двух времен года (например, лето и осень) и попробуем сравнить их между собой. Каждый из вас получит за составленное по плану предложение специальную фишку. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку. Логопед по очереди приглашает детей к доске. По пунктам Плана дети последовательно составляют предложения. Рассказ не должен прерываться, Поэтому дети должны следить за ответами товарищей. Пример составленных по картинкам предложений: «На картинке слева изображена осень, а на картинке справа — лето. Осенью становится прохладно, солнце греет меньше, часто дует сильный ветер и идет холодный дождь. А летом очень тепло, ярко светит солнце, дует теплый ветерок, иногда может пройти грибной дождик...» III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Дети аплодируют им.
Занятие 17. «В гостях у хитрого лиса» Цель: Отгадывание и составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам. Задачи: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»; учить детей пониманию значений многозначных слов и образных выражений; учить детей правильно образовывать имена существительные в форме множественного числа родительного падежа; учить детей составлять загадки о животных с опорой на карточки; развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление. Оборудование: альбомы 2 (по количеству детей), мяч. Ход занятия I .Речевая разминка Названия речевых игр и упражнений Содержание «Вспомни и назови» Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть диких животных леса и следит за тем, чтобы дети не повторялись. «Кого можно встретить в лесу!» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос: «Кого можно встретить в лесу?» и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «В лесу можно встретить волков» и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Физкультминутка . На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия 1.Объяснение значений многозначных слов и образных выражений. Логопед объясняет детям значения многозначных слов хвост, нос (носик), норка и образных выражений: «Хитрый как лиса»; «Щелкать зубами от голода». 2.Отгадывание и составление загадоко диких животных леса по опорным карточкам. Логопед. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к хитрому лесу. Он решил проверить ваши знания о диких животных леса и загадал вам свои загадки. Вы должны прочитать загадки лиса, отгадать их и придумать свои загадки о диких животных леса по опорным карточкам. Работа в альбомах (альбом 2, с. 4). III. Подведение итогов занятия Физкультминутка . На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия 1.Объяснение значений многозначных слов и образных выражений. Логопед объясняет детям значения многозначных слов хвост, нос (носик), норка и образных выражений: «Хитрый как лиса»; «Щелкать зубами от голода». 2.Отгадывание и составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам. Логопед. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к хитрому лесу. Он решил проверить ваши знания о диких животных леса и загадал вам свои загадки. Вы должны прочитать загадки лиса, отгадать их и придумать свои загадки о диких животных леса по опорным карточкам. Работа в альбомах (альбом 2, с. 4). III. Подведение итогов занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Презентация содержит модели определения понятия "здоровый образ жизни", раскрывает факторы, негативно влияющие на здоровье, а также игры, которые можно использователь в работе с детьми...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"
Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1. Вводная...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Презентация по теме "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, звуковая культура речи....
