Консультация учителя-логопеда для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация по логопедии

Семенчева Александра Владимировна

Дети с ЗПР часто имеют особенности речевого развития, которые требуют специального подхода.  

 

Основные проблемы речи у детей с ЗПР: 

1. Задержка речевого развития – позднее появление первых слов, фразовой речи.  

2. Нарушение звукопроизношения – искажение, замена или отсутствие звуков.  

3. Бедный словарный запас – ограниченный запас слов, трудности в подборе нужных выражений.  

4. Аграмматизмы – ошибки в согласовании слов ("красная яблоко", "много карандашов").  

5. Трудности связной речи – пересказ, составление рассказов даётся с трудом.  

6. Медленный темп речи или, наоборот, ускоренный, невнятный.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация учителя-логопеда для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР часто имеют особенности речевого развития, которые требуют специального подхода.  

Основные проблемы речи у детей с ЗПР: 

1. Задержка речевого развития – позднее появление первых слов, фразовой речи.  

2. Нарушение звукопроизношения – искажение, замена или отсутствие звуков.  

3. Бедный словарный запас – ограниченный запас слов, трудности в подборе нужных выражений.  

4. Аграмматизмы – ошибки в согласовании слов ("красная яблоко", "много карандашов").  

5. Трудности связной речи – пересказ, составление рассказов даётся с трудом.  

6. Медленный темп речи или, наоборот, ускоренный, невнятный.  

Советы логопеда для родителей: 

1. Создание речевой среды 

- Говорите правильно и четко – ребёнок копирует вашу речь.  

- Комментируйте действия("Мы надеваем шапку. Шапка тёплая, синяя").  

- Задавайте вопросы ("Что это?", "Какой он?", "Что делает?").  

- Используйте простые, но грамматически правильные фразы.  

2. Развитие мелкой моторики

- Пальчиковые игры ("Сорока-белобока").  

- Лепка, шнуровки, мозаика, рисование.  

- Массаж рук (если есть гипотонус).  

3. Артикуляционная гимнастика  

- Упражнения для губ и языка ("Блинчик", "Часики", "Лошадка").  

- Можно делать в игровой форме перед зеркалом.  

4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха  

- Игры на различение звуков ("Что звучит?", "Повтори ритм").  

- Проговаривание слоговых цепочек ("ба-па-ба", "ко-го-ко").  

5. Расширение словарного запаса  

- Чтение книг с обсуждением картинок.  

- Игры на классификацию ("Одежда – животные – посуда").  

- Описание предметов по признакам (цвет, форма, размер).  

6. Работа над связной речью 

- Пересказ коротких сказок по вопросам.  

- Составление рассказов по картинкам.  

- Диалоги в бытовых ситуациях ("Что ты ел в садике?", "Расскажи про игрушку").  

Когда обращаться к логопеду?  

Если к 3 годам ребёнок:  

- Не говорит простыми фразами,  

- Не понимает обращённую речь,  

- Имеет менее 50 слов в активном словаре.  

Если к 5 годам:  

- Сохраняются грубые аграмматизмы,  

- Речь неразборчива,  

- Есть трудности в пересказе.  

Важно! 

- Не сравнивайте ребёнка с другими – у детей с ЗПР темп развития индивидуален.  

- Хвалите за любые успехи – это мотивирует.  

- Сотрудничайте со специалистами (логопед, дефектолог, невролог).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития

В работе предложено планирование учителя-логопеда по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой культуры речи и неречевых процессов для детей средней группы с зад...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития

В работе предложено перспективное планирование учителя логопеда в старшей группе по разделам  лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой културы речи и неревых процес...

Консультация для родителей "Простые правила для родителей детей с задержкой психического развития"

     Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии...

Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....

Консультация для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР) о том, как играть с детьми дома

Игровая активность — один из лучших способов общения с детьми, особенно с теми, у кого есть задержка психического развития. Игры помогают развивать навыки общения, мышления, моторики и эмоционал...