Консультация учителя-логопеда для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация по логопедии
Дети с ЗПР часто имеют особенности речевого развития, которые требуют специального подхода.
Основные проблемы речи у детей с ЗПР:
1. Задержка речевого развития – позднее появление первых слов, фразовой речи.
2. Нарушение звукопроизношения – искажение, замена или отсутствие звуков.
3. Бедный словарный запас – ограниченный запас слов, трудности в подборе нужных выражений.
4. Аграмматизмы – ошибки в согласовании слов ("красная яблоко", "много карандашов").
5. Трудности связной речи – пересказ, составление рассказов даётся с трудом.
6. Медленный темп речи или, наоборот, ускоренный, невнятный.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с ЗПР часто имеют особенности речевого развития, которые требуют специального подхода.
Основные проблемы речи у детей с ЗПР:
1. Задержка речевого развития – позднее появление первых слов, фразовой речи.
2. Нарушение звукопроизношения – искажение, замена или отсутствие звуков.
3. Бедный словарный запас – ограниченный запас слов, трудности в подборе нужных выражений.
4. Аграмматизмы – ошибки в согласовании слов ("красная яблоко", "много карандашов").
5. Трудности связной речи – пересказ, составление рассказов даётся с трудом.
6. Медленный темп речи или, наоборот, ускоренный, невнятный.
Советы логопеда для родителей:
1. Создание речевой среды
- Говорите правильно и четко – ребёнок копирует вашу речь.
- Комментируйте действия("Мы надеваем шапку. Шапка тёплая, синяя").
- Задавайте вопросы ("Что это?", "Какой он?", "Что делает?").
- Используйте простые, но грамматически правильные фразы.
2. Развитие мелкой моторики
- Пальчиковые игры ("Сорока-белобока").
- Лепка, шнуровки, мозаика, рисование.
- Массаж рук (если есть гипотонус).
3. Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для губ и языка ("Блинчик", "Часики", "Лошадка").
- Можно делать в игровой форме перед зеркалом.
4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха
- Игры на различение звуков ("Что звучит?", "Повтори ритм").
- Проговаривание слоговых цепочек ("ба-па-ба", "ко-го-ко").
5. Расширение словарного запаса
- Чтение книг с обсуждением картинок.
- Игры на классификацию ("Одежда – животные – посуда").
- Описание предметов по признакам (цвет, форма, размер).
6. Работа над связной речью
- Пересказ коротких сказок по вопросам.
- Составление рассказов по картинкам.
- Диалоги в бытовых ситуациях ("Что ты ел в садике?", "Расскажи про игрушку").
Когда обращаться к логопеду?
Если к 3 годам ребёнок:
- Не говорит простыми фразами,
- Не понимает обращённую речь,
- Имеет менее 50 слов в активном словаре.
Если к 5 годам:
- Сохраняются грубые аграмматизмы,
- Речь неразборчива,
- Есть трудности в пересказе.
Важно!
- Не сравнивайте ребёнка с другими – у детей с ЗПР темп развития индивидуален.
- Хвалите за любые успехи – это мотивирует.
- Сотрудничайте со специалистами (логопед, дефектолог, невролог).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития
В работе предложено планирование учителя-логопеда по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой культуры речи и неречевых процессов для детей средней группы с зад...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития
В работе предложено перспективное планирование учителя логопеда в старшей группе по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой културы речи и неревых процес...

Консультация для родителей "Простые правила для родителей детей с задержкой психического развития"
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии...

Консультация для родителей: «Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития»
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей....

Консультация для родителей детей с задержкой психического развития (ЗПР) о том, как играть с детьми дома
Игровая активность — один из лучших способов общения с детьми, особенно с теми, у кого есть задержка психического развития. Игры помогают развивать навыки общения, мышления, моторики и эмоционал...
