Презентация на тему: "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии

Горячева Наталья Юрьевна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1998 «ЛУКОМОРЬЕ» Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Подготовила учитель-логопед Горячева Н.Ю.

Слайд 2

Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис . Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова( или других слов) с помощью специальных средств.

Слайд 3

Процесс овладения грамматическим строем речи в норме I период – период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 месяцев – 3 года). III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). У ребенка , речевое развитие которого соответствует норме, к старшему дошкольному возрасту оказываются сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Слайд 4

Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах 1 младшая группа (от 2 до 3 лет) Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов.

Слайд 5

2 младшая группа (от 3 до 4 лет) Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Слайд 6

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных , употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах( лисята-лисят, медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных( вилок, яблок). Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов ( Лежи! Поезжай! Беги!). Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные ( пальто, пианино, кофе, какао). Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Слайд 7

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка– зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных ( « длинноушный »), предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь- медведица– медвежонок– медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал). Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Упражнять в употреблении простых сложносочиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Слайд 8

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Вырабатывать у детей навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Продолжать развивать навык согласования слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать у детей элементарное представление о предложениях, разной их структуре. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения структурных частей предложения( чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Слайд 9

Место грамматических игр в педагогическом процессе: планируются и проводятся как часть занятия в соответствии с лексической темой недели по развитию речи, ознакомлению с окружающим, природой, чтению художественной литературы (в рамках проведения одного занятия возможно использование нескольких дидактических игр); как динамическая пауза во время занятия с выполнением движений, действий ; вне занятий в утренние, вечерние часы, на прогулке; могут быть рекомендованы для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях; могут вноситься в развивающую среду группы в виде настольных дидактических игр, схем и т.д.

Слайд 10

Различные формы проведения грамматических игр: Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах: фронтально подгруппами индивидуально В младшем дошкольном возрасте грамматические игры проводятся, в основном, в индивидуальной форме. В старшем дошкольном возрасте форма может быть любой и определяется поставленной педагогом задачей. В зависимости от использования в процессе игры наглядности: устная форма без опоры на наглядность; с опорой на наглядность (предметные, ситуативные, сюжетные картинки; полиграфические и рукотворные настольные игры; опорные графические схемы, модели); с использованием игрушек, макетов, тренажеров и т.п. Для детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе работы особенно актуальной является опора на наглядность. Грамматические игры и упражнения сначала следует предлагать с наглядным сопровождением и только потом – в устном варианте. Таким образом эффект проводимой грамматической работы значительно усиливается. В старшем дошкольном возрасте наглядность используется по мере необходимости, а также в зависимости от количества играющих. В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми, а также в работе с подвижными микрогруппами можно использовать настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Существует ряд полиграфических настольных игр («Противоположности», «Большие и маленькие», «Четвертый – лишний» и другие). Используя один и тот же наглядный материал, с детьми можно проводить такие игры как «Чего нет?» (форма им. существительного в родительном падеже ед. числа), «Что без чего?» (форма существительного в родительном падеже ед. числа с предлогом «без»), «Что забыл нарисовать художник?» (форма им. существительного в винительном падеже единственного числа) и т.п. В зависимости от использования в процессе игры различной атрибутики, двигательной активности, речемыслительной деятельности: в кругу с ловлей и бросанием мяча; в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы, двух команд; в виде викторин; с использованием фантов за правильный ответ; с использованием элементов театральных костюмов (масок, шапочек).

Слайд 11

Примеры дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах

Слайд 12

Младший и средний дошкольный возраст «Один – много» (образование множественного числа существительных): мяч– мячи, кукла – куклы… «Назови семейку» (употребление названия животных и их детенышей в ед. и мн. числе): кошка – котенок – котята, утка – утенок – утята…

Слайд 13

«Кого вижу?», «Кого зовут мамы?» (употребления названий животных и их детенышей в винительном падеже): кошек, собак, коров; котят, лисят, утят… «Назови ласково» («В гостях у гномика») (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мяч – мячик, кукла – куколка… «Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши» («Жадина») (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе): мой мяч, моя кукла, мое платье, мои игрушки…

Слайд 14

«Кто что делает?» (согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе): Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут… «Что делаем? Что сделали?» (употребление глаголов совершенного и несовершенного вида): лепим – слепили, рисуем – нарисовали… «Что будем делать?» (употребление глаголов в будущем времени). «Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в использовании простых предлогов в, на, у, за, под, около ).

Слайд 15

«Какой – какая – какое - какие?» (согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе): синяя чашка, синий платок, синее ведро, синие ленты; теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки… «Чего много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже): игрушек, вилок, тарелок… «Скажи наоборот» (подбор прилагательных с противоположным значением): чистый – грязный, веселый – грустный; высокий – низкий…

Слайд 16

Старший дошкольный возраст «Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны… «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик… «Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов… «Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана… «Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

Слайд 17

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

Слайд 18

«Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…

Слайд 19

«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки… «Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши… «Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел… «Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая… «Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

Слайд 20

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов). «Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник… «Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло… «Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят… «Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее… «Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…

Слайд 21

В систему развития у детей грамматической стороны речи входит и работа над формированием различных видов и типов предложений . В грамматической работе над предложениями можно использовать различные упражнения: составление предложений по опорным словам и графическим схемам, распространение предложений с помощью вопросов, работа с деформированным предложением, текстом, составление сложных предложений из двух простых с помощью союзов «а», «потому что», «так что», «если», « если бы» и др. С этой целью педагог может проводить с детьми дидактические игры типа «Размытое письмо», «Помоги Незнайке», «Живые слова», « Перепутаница », «Предложение рассыпалось», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Подробности», « Почемучкины вопросы», «Что будет, если…», «Если бы…» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...

Презентация "«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание, поскольку значение речи в становлении личности ребёнка ...

Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....