Психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с ТМНР
статья по логопедии

Серогодская Любовь Александровна

Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную систему в состояние тяжелого стресса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедия 16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

Период обучения: 2024 – 2025 учебного года

Теоретические и методические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Форма обучения: очно-заочная

учебная группа: ПП-ЛОГ-24/11-03

ФИО обучающегося ____Серогодская Любовь Александровна

Психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с ТМНР

Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, как правило, приводит семейную систему в состояние тяжелого стресса. Надежды и ожидания родителей относительно жизни семьи, будущего ребенка становятся неопределенными или рушатся, в результате чего изменяется весь ход жизнедеятельности семьи. Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум. Сложности контакта с больным ребенком, проблемы ухода и воспитания могут затруднять воспитательную функцию семьи. Тогда как для благоприятного развития ребенка с нарушениями в развития, создания условий для его выживания важна адекватная адаптация семьи к его состоянию, поскольку для такого ребенка семья имеет особое значение и выступает в качестве первичного микросоциума. Психологический микроклимат такой семьи, с одной стороны, отражает ее адаптацию ситуации заболевания ребенка, а с другой, — к окружающему «здоровому» миру. Родители понимают, что помощь нужна не только их ребенку, но и им самим. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания. Выделяют ряд стадий адаптации родителей кболезни ребенка. [1, с. 242–246] Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам. Первая реакция — шок, онемение (отсутствие какой-либо реакции), иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась. У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование проведено небрежно». Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз, но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии. Стадия — депрессия. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности. Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты ни в коем случае не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. И если мы ускоряем этот процесс, возможна вторичная травматизация. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос. Мы достаточно подробно остановились на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая на наш взгляд необходима с семьями детей-инвалидов. Психологи, которые сопровождают семью, воспитывающую ребенка с ТМНР, должны понимать, что помощь нужно оказывать, а не причинять. Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; улучшение внутрисемейного климата; налаживание детско-родительских и супружеских отношений; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей. К моменту, когда ребенок появляется в ЦССВ, а это возраст 5–10 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ОВЗ, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему. Внимание психологов более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Где отмечается более жесткое закрепление семейных функций за членами семьи, что приводит семью к большей разобщенности. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений (разобщенность сфер функционирования, жесткость ролевых позиций), росту неудовлетворенность семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать. Одна из форм взаимодействия с семьей это работа клуба «Школы родителя особого ребенка». Детско-родительские групповые занятия, используются как форма совместной психолого-педагогической работы с ребенком с ОВЗ. В работе клуба на первый план выходит обучение родителей приемам и методам оказания развивающей помощи ребенку, формированию у них навыков позитивного взаимодействия с ребенком, помочь им понять и принять индивидуальность ребенка, особенность его развития, а также обеспечить преемственность в требованиях, которые предъявляют ребенку и конечно же, укреплять доверительные отношения, которые складываются между семьей и психологом. Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением. С этой целью работает «Психологическая гостиная», где родители получают психологическую поддержку. Группа — это мощный инструмент, помогающий своим участникам справляться со своими переживаниями и негативными эмоциями. На группе создаются условия для личностного роста участников. Группа дает возможность получить новый опыт, самопонимания, отношения к себе, саморегуляции. Кроме этого, на группе появляется возможность проработки отдельных проблем участников группы. Психологические тренинги для родителей — это очень важная и нужная работа, поскольку на тренингах родители могут овладеть способами снятия психоэмоционального напряжения, это очень важно для наших родителей. И запрос на это мы всегда слышим. Снятие психологических барьеров, проявляющихся в общении, формирование навыков социальной активности, приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление уверенности родителей в собственных силах, повышение родительской компетентности. «Стать родителем самому себе», «Семья, и как в ней уцелеть», «Я лучшее, что у меня есть», «Сила позитивного мышления» — вот лишь некоторые темы встреч в «Психологической гостиной». Иногда сами родители становятся со-ведущими наших встреч, так мама «особого» ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили страшный диагноз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".

Психологическое сопровождение  описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль...

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. ...

Презентация: психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

В презентации рассказано о особенностях психологической работы с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. ...