Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме "Цветы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Янабаева Лариса Хабибулловна

Игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_tsvety.docx176.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по лексической теме «Цветы» (для детей 5-7 лет)

«Один-много» (взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает)

Цветок – цветки – много цветков.

Клумба – клумбы – много клумб.

Роза - розы - много роз.

Гвоздика – гвоздики – много гвоздик.

Тюльпан – тюльпаны – много тюльпанов.

Пион – пионы – много пионов.

Нарцисс – нарциссы – много нарциссов.

Василек – васильки – много васильков.

Ромашка – ромашки - много ромашек.

Незабудка – незабудки – много незабудок.

Ландыш – ландыши – много ландышей.

Корень – корни – много корней.

Стебель – стебли - много стеблей.
Лист – листья - много листьев.

Лепесток – лепестки – много лепестков.

Тычинка – тычинки – много тычинок.

Плод – плоды – много плодов.

Семя - семена – много семян.

Шип – шипы – много шипов.

«Скажи ласково»  

Красивые – красивенькие.            Прекрасные – прекрасненькие.

Крупные – крупненькие.                Мелкие – меленькие.

Душистые – душистенькие.          Красные – красненькие.

Желтые – желтенькие.                  Голубые – голубенькие.

Длинная – длинненькие.                

«Какой? Какая? Какие?» (закрепление умения образовывать прилагательные от существительных):

Полянка из ромашек (какая?) – ромашковая,

Полянка из васильков? - …васильковая;

Цветы, растущие в саду - …садовые;

Цветы, растущие в поле - …полевые;

Цветы, растущие в лесу - …лесные;

Цветы, растущие на лугу - …луговые;

Растет весной - … весенний;

Растет летом - … летний;

Растет в комнате - … комнатный;

Приносит пользу – … полезный;

Лечит болезни - … лечебный.

Подумай, о чем можно сказать … (уточнение связи прилагательных и глаголов с существительными)

Большой (что?)…

Маленькая…

Высокие…

Низкая…

Полевой…

Луговые…

Садовая…

Длинный…

Растут (что?)

Гнётся…

Пахнет…

Распускается…

Вянут …

Голубой (что?)…

Темный…

Душистая…

Толстый…

Тонкая…

Гибкие…

Крупная…

Мелкие…

Набухают (что?)…

Колется…

Облетают …

Цветет …

Краснеет …

Разноцветные

Нежная…

Красивый…

Алые …

Лекарственная…

Цветочная …

Васильковое …

Колючая…

Сажать (что?)

Выкапывать…

Срывать…

Беречь…

Выращивать…

Закончи предложение (закрепление умения навыка употребления сравнительной степени прилагательных)

Гвоздика высокая, а роза еще ...выше.

Бархатцы низкие, а маргаритки еще …ниже.

У лилии стебель длинный, а у гладиолуса еще …длиннее.

У лилии стебель толстый, а у георгина еще…толще.

У хризантемы цветки крупные, а у пиона еще … крупнее.

У василька цветок мелкий, а незабудки еще … мельче.

Ромашка нежная, а колокольчик еще … нежнее.

Хризантема ароматная, а роза еще… ароматнее.

Подумай, о каком цветке можно так сказать? (узнавание предметов по описанию)

Алая, красивая, колючая  - это…

Голубой, нежный, полевой – это…

Садовый, алый, весенний – это…

Желтая сердцевина, белые лепестки – это..

«Загадки»

Белая росинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

                     (Ромашка.)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.

                   (Одуванчик.)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит.

                            (Колокольчик.)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

                          (Подснежник.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

                                 (Ромашка.)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Белые горошки

На зеленой ножке.

               (Ландыш)

Длинный тонкий стебелёк,

Сверху – алый огонёк.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный … мак.

Поле, словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок...                        (подсолнух).

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые... (незабудки).

Литература:

1. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. М.: Баласс, 2020.

2. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий у детей 5-7 лет: Цветы. – Издательство «Аркти», 2021 г.

3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения (5-6, 6-7 лет), 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Речевые игры и упражнения по лексическим темам"

Презентация для педагогов - направления игровой деятельности детей....

Подборка речевых игр и упражнений по лексической теме «Перелетные птицы»

Подборка речевых то и упражнений для старших дошкольников...

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с телёнком. Коза с козлёнком"

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с теленком. Коза с козленком"....

Речевые игры и упражнения по лексической теме "Грибы"

Информационная страница с рекомендациями по развитию речи детей для работы  родителей с детьми дома и для работы педагогов с детьми....

Речевые игры и упражнения по лексической теме "Дом"

Информационная страница с рекомендациями по развитию речи детей для работы  родителей с детьми дома и для работы педагогов с детьми....

Речевые игры и упражнения по лексической теме "Рыбы"

Информационная страница с рекомендациями по развитию речи детей для работы  родителей с детьми дома и для работы педагогов с детьми....

Речевые игры и упражнения по лексической теме "Инструменты"

Информационная страница с рекомендациями по развитию речи детей для работы  родителей с детьми дома и для работы педагогов с детьми....