Ориентировочные реакции на раздражители разной модальности, насыщение сенсорной информацией у ребенка от 0 до 3 лет
консультация по логопедии (младшая группа)

Зубцова Тамара Николаевна

В данной статье рассказывается что является ориентировочной реакцией для неговорящего ребенка от 0-до 3 лет, как запустить инструмент получения и обработки информации , обеспечить бесперебойное функционирование анализаторных систем, для накопления сенорного опыта, формирующего более сложные психические функции как речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентировочная реакция на раздражители разной модальности, насыщение сенсорной информацией.

Восприятие.

Правильно протекающий процесс восприятия-залог большого объема накопленных ребенком образов, а значит в будущем и словаря. В процессе восприятия кроме  анализаторных систем,  также принимают участие эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание и память.

Сенсорная сфера. Общие указания.

Основной коррекционной задачей является обучение ребенка последовательному следующих мыслительных операций: анализ, выделение доминанты, сличение, достраивание, категоризация.

Анализаторные системы – это  инструмент получения информации и начальная ступень ее обработки. Их бесперебойное функционирование позволяет мозгу накапливать ценный сенсорный опыт, формировать в ответ на него адаптивное поведение и проявлять более сложные психические функции, такие как речь.

В ходе коррекции необходимо учитывать  важные особенности. Мозг воспринимает тактильную, проприоцептивную и вестибулярные системы как жизненно важные, а следовательно будет стараться всеми силами компенсировать недостаток поступающей  от них информации (это может стать  причиной агрессии, самоагрессии, самостимуляции, навязчивых движений и т.д). При сильном дефиците на уровне этих систем  развитие вышележащих функций будет частично  или полностью блокировано.

При наличии эпилептического статуса любая стимуляция проводится крайне осторожно. Следует избегать сильных запахов, световых вспышек и прочих агрессивных стимулов, а также рекомендуется разводить во времени работу с разными модальностями сигналов, чтобы нервная система не испытывала ненужных перегрузок.

Цель: активизировать непроизвольное внимание ребенка в ответ на различные раздражители. Насытить сенсорные системы входящей информацией.

Ориентировочная реакция- это возможность завладеть вниманием ребенка и запустить механизм получения и обработки входящей информации в его мозгу. Это первый шаг к произвольному вниманию, обработке сенсорной информации, восприятию окружающего мира и построению схемы собственного тела.

Когда применяем:

  • в одной или нескольких модальностях уровень восприятия не выше выделения доминанты;
  • ребенок  изначально испытывает недостаток той или иной информации: например при ДЦП ( дефицит тактильной , проприоцептивной и вестибулярной информации), при нарушении слуха или слуховой  неречевой агнозии- снижение уровня слухового восприятия и пр.,
  • есть признаки сенсорного поиска или сенсорной защиты, свидетельствующие о сенсорно- интегративной дисфункции.

Что делаем?

Взрослый предъявляет ребёнку стимул той модальности, которая находится в дефиците (тактильный, слуховой, вестибулярный и пр.). Любая реакция ребенка на стимул подкрепляется эмоциональным ответом взрослого. После нескольких повторений стоит попробовать убрать опору и отследить реакцию ребенка.

Важно!

  • Если ребенок игнорирует какой- либо вид сигнала (зрительный, слуховой, тактильный и т.д), у него не формируются образы соответствующей модальности  и функции, связанные  с той или иной сенсорной системой.  В таком случае первоочередной задачей будет как раз активизация непроизвольного внимания и насыщение ощущениями.
  • При грубом нарушении восприятия в одной из модальностей необходимо  опираться на более сохранные анализаторные системы. Например: ребенок не реагирует на тактильные стимулы – тогда игры будут проводится с опорой на зрение и/или слух.
  • Стимулы, которые используются для активации той или иной дефицитарной системы, могут применяться в качестве опоры, если восприятие здесь сохранно.

Что используем:

Стимулы для дефицитарной системы

1.Тактильная система.

Прикосновения к разным частям тела, поглаживания, надавливания и пр.:

  • кубики льда;
  • мягкие игрушки на руку;
  • грелки;
  • мячики разной фактуры(мягкие, твердые, тяжелые, легкие, ребристые, гладкие и т.д)
  • вибромассажер;
  • мокрые салфетки или полотенца;
  • утяжелители;
  • вода (брызгать из пульверизатора);
  • слаймы;
  • шишки;
  • наклейки;
  • пластырь;
  • продукты разной фактуры (каши, спагетти, хлеб и т.д.);
  • сухие бассейны (песок, пластиковые мячи, крупы, бобовые, кофе, сухие листья, желе и пр.)

Предлагать ребенку облизывать, рассасывать, пить через трубочку, разжевывать и т.д)

  • мороженое;
  • чай;
  • газировку;
  • замороженные ягоды;
  • орехи; твердые /мягкие фрукты и овощи и пр.

2.Вестибулярная система.

Движения вперед/назад, влево/вправо (раскачивания, наклоны), вверх/вниз (прыжки). Помните, что у ребенка не должно быть негативной реакции.

 Что можно использовать:

  • фитбол;
  • батут
  • настоящий или импровизированный гамак;
  • разнообразные балансиры;
  • раскачивания (на руках и коленях взрослого, если ребенок обездвижен);
  • танец (на руках взрослого, если ребенок обездвижен);
  • перекатывание по подушкам;
  • катание на тележке;
  • катание с горки;
  •  катание на качелях; прыжки вверх/в стороны;
  • прослеживание за подвижными предметами (ребенок в движении или на месте)
  • кружение ребенка на руках взрослого;
  • карусели всех видов (на небольшой скорости);
  • наклоны, приседания, подбрасывания (все, что доступно).

3. Проприоцептивная система.

Все, что связано с активными движениями:

  • закидывать ребенка подушками, заворачивать в одеяло., чтобы он выбирался;
  • тянуть груз на себя или толкать руками, ногами, телом;
  • катить ящик с игрушками или толкать его;
  • тянуть вантуз;
  • сжимать сквиши, поролоновые губки, разнообразные мячи;
  • поднимать предметы разного веса;
  • кидать мячи или игрушки в таз с водой., корзинку, коробку и пр.;
  • подниматься на носочки /опускаться ;
  • сгибать/ разгибать проволоку, бигуди, шланги и пр.;
  • заниматься  ЛФК (особенно важно для детей с ДЦП).

4. Обонятельная и вкусовая система.

Предлагать разнообразные ароматы и вкусы, естественные, связанные с натуральными продуктами и реальными предметами. Обучать произвольному вдоху и выдоху.

5.Зрительная система.

Крайне редко наблюдается грубое нарушение данной системы при сохранной зрительной функции. Однако при сильном снижении остроты зрения необходимо дать возможность ребенку усвоить зрительные эталоны в доступном для него объеме:

  • используем крупные черно- белые (контрастные) изображения;
  • предлагаем рассмотреть и изучить предметы разного цвета, размера и формы; используем звучащие предметы и игрушки, которые перестают звучать почти сразу после того, как ребенок обращает на них внимание;
  • привлекаем внимание ребенка движением, яркими подвижными предметами;
  • постепенно увеличиваем расстояние от ребенка до игрушки.

Стоит предлагать ребенку предметы с различными зрительными характеристиками, стимулировать взаимодействие с ними, в том числе через сохранные анализаторные системы.

6.Слуховая система

Используем разнообразные звучащие предметы и игрушки, предъявляемые в начале в поле зрения ребенка:

  • настоящие и игрушечные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ксилофоны, дудки, флейты и пр.;
  • звонки и колокольчики;
  • пищащие игрушки для ванны;
  • кастрюли и крышки;
  • игрушки для животных; свистки, бепроводные звонки;
  • мягкие игрушки;
  • бытовые звуки (
  • -примеры см. ниже)

 Примеры звуков

-скрип двери;

-льется вода из-под крана;

-закипает чайник;

-воду наливают в емкость;

-дверь закрывается;

-стук в дверь;

-звонок дверной;

- звонок телефона;

-нажатие клавиш компьютера;

-нож стучит по доске;

-вода закипает в кастрюле;

-шуршит целофановый пакет;

-шуршит бумажный пакет

-стул отодвигается по плитке;

-что-то ставят на стол;

-смыв воды в унитазе;

-щелчок выключателя;

-ложкой размешивают чай;

-звук стиральной машины;

- звук тостера (когда выпрыгивают тосты);

- принтер печатает;

-шаги;

-ключи звенят, когда открывают дверь;

-домофон;

-щелчок электрического чайника, когда отключается;

-звук будильника;

-кто-то чихает;

-кто-то откусывает яблоко;

-кашель;

-звук вентилятора;

- двигается дверь шкафа-купе;

-выдвигается ящик;

-кухонный шкафчик закрывается;

- кто-то пьет;

- стук молотка;

-звук дрели;

-веник подметает;

-шелест бумаги;

-щелчок компьютерной мышки;

-фен;

-стук соседей по батарее;

-звуки домашних животных;

-ветер в щелях;

-пылесос;

- спрей, освежитель воздуха;

-музыка;

-падает предмет;

-спички зажигают;

-звук открывающегося холодильника;

-звук двигающегося автомобиля;

-сигнал авто;

- сигнализация;

-звонок велосипеда;

-кнопки домофона при нажатии;

-карканье ворон;

-журчание ручья;

-звуки стройки;

-крики детей;

-звук мотоцикла;

-шум листвы;

-шум моря;

-звук дождя;

-скрип снега;

-скрип ржавого колеса;

-стук каблуков по асфальту;

- стук мяча;

-хлопки детей в ладоши;

-галька перекатывается в воде;

-открываются двери магазина;

-сирены скорой, пожарной и пр.;

-звук самолета;

-звук поезда;

-гудок корабля;

-кваканье лягушки;

- стрекотание кузнечиков и цикад;

- звон монет;

-молния на сумке;

-кнопки на одежде;

-кассовый аппарат;

-мусоровоз загружает мусор;

-звук отбойного молотка;

- звуки животных;

-крик чаек;

-воркование голубей;

-птица взлетает и машет крыльями;

-открывается бутылка или банка;

-звон колоколов;

-качели скрипят;

- резкое торможение машины,

- звуковой сигнал светофора;

-высмаркивание;

-хруст ветки;

-эхо;

-кто-то идет на роликах по тротуарной плитке;

-шаги по лужам;

-свист человека;

-гром;

-треск костра.

Для этой цели подойдет пособие Суховой О. «Слушать интересно». Если нет возможно приобрести это пособие, то можно сделать подборку звуков и карточек самостоятельно.

Выражаем искреннюю благодарность за материалы и дидактические пособия авторам Н.Кульковой, О.Суховой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сообщение негативной информации о ребенке родителям"

Рекомендации для молодых педагогов.         Время, которое ребенок проводит в саду, не может быть только радостным и безоблачным. Поэтому педагоги, вынуждены вр...

Семинар-практикум - «Развитие восприятия разных модальностей у детей с ОВЗ»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию приёмов работы, способствующих когнитивному развитию детей, через развитие восприятия разных модальностей...

Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации

Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответ...

Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации

Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная...

Принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления: психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Данная статья посвящена исследованию принципов воспитания, которые необходимы для подготовки ребенка к школе, с акцентом на психологическую готовность. Анализируются различные этапы взросления и форми...