Ориентировочные реакции на раздражители разной модальности, насыщение сенсорной информацией у ребенка от 0 до 3 лет
консультация по логопедии (младшая группа)
В данной статье рассказывается что является ориентировочной реакцией для неговорящего ребенка от 0-до 3 лет, как запустить инструмент получения и обработки информации , обеспечить бесперебойное функционирование анализаторных систем, для накопления сенорного опыта, формирующего более сложные психические функции как речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентировочная реакция на раздражители разной модальности, насыщение сенсорной информацией.
Восприятие.
Правильно протекающий процесс восприятия-залог большого объема накопленных ребенком образов, а значит в будущем и словаря. В процессе восприятия кроме анализаторных систем, также принимают участие эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание и память.
Сенсорная сфера. Общие указания.
Основной коррекционной задачей является обучение ребенка последовательному следующих мыслительных операций: анализ, выделение доминанты, сличение, достраивание, категоризация.
Анализаторные системы – это инструмент получения информации и начальная ступень ее обработки. Их бесперебойное функционирование позволяет мозгу накапливать ценный сенсорный опыт, формировать в ответ на него адаптивное поведение и проявлять более сложные психические функции, такие как речь.
В ходе коррекции необходимо учитывать важные особенности. Мозг воспринимает тактильную, проприоцептивную и вестибулярные системы как жизненно важные, а следовательно будет стараться всеми силами компенсировать недостаток поступающей от них информации (это может стать причиной агрессии, самоагрессии, самостимуляции, навязчивых движений и т.д). При сильном дефиците на уровне этих систем развитие вышележащих функций будет частично или полностью блокировано.
При наличии эпилептического статуса любая стимуляция проводится крайне осторожно. Следует избегать сильных запахов, световых вспышек и прочих агрессивных стимулов, а также рекомендуется разводить во времени работу с разными модальностями сигналов, чтобы нервная система не испытывала ненужных перегрузок.
Цель: активизировать непроизвольное внимание ребенка в ответ на различные раздражители. Насытить сенсорные системы входящей информацией.
Ориентировочная реакция- это возможность завладеть вниманием ребенка и запустить механизм получения и обработки входящей информации в его мозгу. Это первый шаг к произвольному вниманию, обработке сенсорной информации, восприятию окружающего мира и построению схемы собственного тела.
Когда применяем:
- в одной или нескольких модальностях уровень восприятия не выше выделения доминанты;
- ребенок изначально испытывает недостаток той или иной информации: например при ДЦП ( дефицит тактильной , проприоцептивной и вестибулярной информации), при нарушении слуха или слуховой неречевой агнозии- снижение уровня слухового восприятия и пр.,
- есть признаки сенсорного поиска или сенсорной защиты, свидетельствующие о сенсорно- интегративной дисфункции.
Что делаем?
Взрослый предъявляет ребёнку стимул той модальности, которая находится в дефиците (тактильный, слуховой, вестибулярный и пр.). Любая реакция ребенка на стимул подкрепляется эмоциональным ответом взрослого. После нескольких повторений стоит попробовать убрать опору и отследить реакцию ребенка.
Важно!
- Если ребенок игнорирует какой- либо вид сигнала (зрительный, слуховой, тактильный и т.д), у него не формируются образы соответствующей модальности и функции, связанные с той или иной сенсорной системой. В таком случае первоочередной задачей будет как раз активизация непроизвольного внимания и насыщение ощущениями.
- При грубом нарушении восприятия в одной из модальностей необходимо опираться на более сохранные анализаторные системы. Например: ребенок не реагирует на тактильные стимулы – тогда игры будут проводится с опорой на зрение и/или слух.
- Стимулы, которые используются для активации той или иной дефицитарной системы, могут применяться в качестве опоры, если восприятие здесь сохранно.
Что используем:
Стимулы для дефицитарной системы
1.Тактильная система.
Прикосновения к разным частям тела, поглаживания, надавливания и пр.:
- кубики льда;
- мягкие игрушки на руку;
- грелки;
- мячики разной фактуры(мягкие, твердые, тяжелые, легкие, ребристые, гладкие и т.д)
- вибромассажер;
- мокрые салфетки или полотенца;
- утяжелители;
- вода (брызгать из пульверизатора);
- слаймы;
- шишки;
- наклейки;
- пластырь;
- продукты разной фактуры (каши, спагетти, хлеб и т.д.);
- сухие бассейны (песок, пластиковые мячи, крупы, бобовые, кофе, сухие листья, желе и пр.)
Предлагать ребенку облизывать, рассасывать, пить через трубочку, разжевывать и т.д)
- мороженое;
- чай;
- газировку;
- замороженные ягоды;
- орехи; твердые /мягкие фрукты и овощи и пр.
2.Вестибулярная система.
Движения вперед/назад, влево/вправо (раскачивания, наклоны), вверх/вниз (прыжки). Помните, что у ребенка не должно быть негативной реакции.
Что можно использовать:
- фитбол;
- батут
- настоящий или импровизированный гамак;
- разнообразные балансиры;
- раскачивания (на руках и коленях взрослого, если ребенок обездвижен);
- танец (на руках взрослого, если ребенок обездвижен);
- перекатывание по подушкам;
- катание на тележке;
- катание с горки;
- катание на качелях; прыжки вверх/в стороны;
- прослеживание за подвижными предметами (ребенок в движении или на месте)
- кружение ребенка на руках взрослого;
- карусели всех видов (на небольшой скорости);
- наклоны, приседания, подбрасывания (все, что доступно).
3. Проприоцептивная система.
Все, что связано с активными движениями:
- закидывать ребенка подушками, заворачивать в одеяло., чтобы он выбирался;
- тянуть груз на себя или толкать руками, ногами, телом;
- катить ящик с игрушками или толкать его;
- тянуть вантуз;
- сжимать сквиши, поролоновые губки, разнообразные мячи;
- поднимать предметы разного веса;
- кидать мячи или игрушки в таз с водой., корзинку, коробку и пр.;
- подниматься на носочки /опускаться ;
- сгибать/ разгибать проволоку, бигуди, шланги и пр.;
- заниматься ЛФК (особенно важно для детей с ДЦП).
4. Обонятельная и вкусовая система.
Предлагать разнообразные ароматы и вкусы, естественные, связанные с натуральными продуктами и реальными предметами. Обучать произвольному вдоху и выдоху.
5.Зрительная система.
Крайне редко наблюдается грубое нарушение данной системы при сохранной зрительной функции. Однако при сильном снижении остроты зрения необходимо дать возможность ребенку усвоить зрительные эталоны в доступном для него объеме:
- используем крупные черно- белые (контрастные) изображения;
- предлагаем рассмотреть и изучить предметы разного цвета, размера и формы; используем звучащие предметы и игрушки, которые перестают звучать почти сразу после того, как ребенок обращает на них внимание;
- привлекаем внимание ребенка движением, яркими подвижными предметами;
- постепенно увеличиваем расстояние от ребенка до игрушки.
Стоит предлагать ребенку предметы с различными зрительными характеристиками, стимулировать взаимодействие с ними, в том числе через сохранные анализаторные системы.
6.Слуховая система
Используем разнообразные звучащие предметы и игрушки, предъявляемые в начале в поле зрения ребенка:
- настоящие и игрушечные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ксилофоны, дудки, флейты и пр.;
- звонки и колокольчики;
- пищащие игрушки для ванны;
- кастрюли и крышки;
- игрушки для животных; свистки, бепроводные звонки;
- мягкие игрушки;
- бытовые звуки (
- -примеры см. ниже)
Примеры звуков
-скрип двери;
-льется вода из-под крана;
-закипает чайник;
-воду наливают в емкость;
-дверь закрывается;
-стук в дверь;
-звонок дверной;
- звонок телефона;
-нажатие клавиш компьютера;
-нож стучит по доске;
-вода закипает в кастрюле;
-шуршит целофановый пакет;
-шуршит бумажный пакет
-стул отодвигается по плитке;
-что-то ставят на стол;
-смыв воды в унитазе;
-щелчок выключателя;
-ложкой размешивают чай;
-звук стиральной машины;
- звук тостера (когда выпрыгивают тосты);
- принтер печатает;
-шаги;
-ключи звенят, когда открывают дверь;
-домофон;
-щелчок электрического чайника, когда отключается;
-звук будильника;
-кто-то чихает;
-кто-то откусывает яблоко;
-кашель;
-звук вентилятора;
- двигается дверь шкафа-купе;
-выдвигается ящик;
-кухонный шкафчик закрывается;
- кто-то пьет;
- стук молотка;
-звук дрели;
-веник подметает;
-шелест бумаги;
-щелчок компьютерной мышки;
-фен;
-стук соседей по батарее;
-звуки домашних животных;
-ветер в щелях;
-пылесос;
- спрей, освежитель воздуха;
-музыка;
-падает предмет;
-спички зажигают;
-звук открывающегося холодильника;
-звук двигающегося автомобиля;
-сигнал авто;
- сигнализация;
-звонок велосипеда;
-кнопки домофона при нажатии;
-карканье ворон;
-журчание ручья;
-звуки стройки;
-крики детей;
-звук мотоцикла;
-шум листвы;
-шум моря;
-звук дождя;
-скрип снега;
-скрип ржавого колеса;
-стук каблуков по асфальту;
- стук мяча;
-хлопки детей в ладоши;
-галька перекатывается в воде;
-открываются двери магазина;
-сирены скорой, пожарной и пр.;
-звук самолета;
-звук поезда;
-гудок корабля;
-кваканье лягушки;
- стрекотание кузнечиков и цикад;
- звон монет;
-молния на сумке;
-кнопки на одежде;
-кассовый аппарат;
-мусоровоз загружает мусор;
-звук отбойного молотка;
- звуки животных;
-крик чаек;
-воркование голубей;
-птица взлетает и машет крыльями;
-открывается бутылка или банка;
-звон колоколов;
-качели скрипят;
- резкое торможение машины,
- звуковой сигнал светофора;
-высмаркивание;
-хруст ветки;
-эхо;
-кто-то идет на роликах по тротуарной плитке;
-шаги по лужам;
-свист человека;
-гром;
-треск костра.
Для этой цели подойдет пособие Суховой О. «Слушать интересно». Если нет возможно приобрести это пособие, то можно сделать подборку звуков и карточек самостоятельно.
Выражаем искреннюю благодарность за материалы и дидактические пособия авторам Н.Кульковой, О.Суховой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сообщение негативной информации о ребенке родителям"
Рекомендации для молодых педагогов. Время, которое ребенок проводит в саду, не может быть только радостным и безоблачным. Поэтому педагоги, вынуждены вр...

Конспект организации НОД детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации "Мы рады зиме"
В данном конспекте размещен материал для проведения занятия для детей с ОВЗ, имеющими затруднения в сенсорном восприятии....

Семинар-практикум - «Развитие восприятия разных модальностей у детей с ОВЗ»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию приёмов работы, способствующих когнитивному развитию детей, через развитие восприятия разных модальностей...
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответ...
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная...

Принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления: психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Данная статья посвящена исследованию принципов воспитания, которые необходимы для подготовки ребенка к школе, с акцентом на психологическую готовность. Анализируются различные этапы взросления и форми...

