О сложном звуке-легко! Звук Л.
консультация по логопедии (старшая группа)
В материале содержится описание основных этапов работы при коррекции звука Л. Признаки нарушения звука Л, правильная артикуляция звука.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотите легко и быстро научить ребенка произносить сложный звук звук Л?
Тогда действуем!
Готовим артикуляционный аппарат. Чем легче ребенку выполнять гимнастику для языка, тем легче получить красивый звук Л. По этому, тренируем мышцы следующими упражнениями.
Правильная артикуляция звука «Л»:
- губы открыты
- зубы разомкнуты
- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
- воздушная струя умеренная и теплая
- звук «Л» звонкий
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Техника выполнения
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
- по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звук Л;
- гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.
Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:
- язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
- в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
- нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
- поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
- губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
- отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.
Методы постановки
В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.
Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.
Получился? Тогда закрепляем звук в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связанной речи! Помогаем ребенку, хвалим и играем с новым звуком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дифференциация звуков С – Ш. Понимание и правильное употребление в речи сложных предлогов».
Открытое занятие с участием родителейТема «Дифференциация звуков С – Ш.Понимание и правильное употребление в речи сложных предлогов»....

Конспект логопедического подгруппового занятия по автоматизации и дифференциации сложных звуков.
Данное занятие включает все необходимые части логопедического занятия для правильной актоматизации и дифференциации сложных звуков соблюдая принцип "от простого к сложному". Этот процесс долгий, поэто...

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков
Формирование правильного звукопроизношения – не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговариван...

НОД по автоматизации звука (С) с ребенком со сложным диагнозом (Моторная алалия-ОНР 2 уровня)
Это занятие разработано мной для индивидуального ребенка со сложным дефектом: Моторная алалия- Онр 2 уровня....

Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию.
Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах постановки и автоматизации сложных звуков в логопедической ...

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков
Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы...
