Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Нейропсихологические игры в развитии речи дошкольников»
методическая разработка по логопедии
Универсальным средством всестороннего развития детей являются нейропсихологические игры, так как они могут использоваться и как профилактические, и как развивающие, а так же с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Малышок»
Семинар – практикум для воспитателей
на тему: «Нейропсихологические игры в развитии речи дошкольников»
Учитель - логопед: Кошкарева Т.А.
г. Шадринск
В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в дошкольных учреждениях детей с задержкой речевого развития. Но нарушение речи – это видимый признак, за которым скрывается системно - динамическое нарушение организации психических процессов. Как правило, такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, с координацией, недостаточно развитой общей и мелкой моторикой, памятью.(слайд 1)
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Например: «Подбрось мяч, поймай его, скажи звук [Ш] и брось мяч мне». Не все дети в точности могут выполнить эту инструкцию, так как их внимание рассеивается, они улавливают только какую-то часть.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте. Ведь с момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект - это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО - МОТОРНОГО развития.
Так же как и у сенсо – моторного развития есть свои этапы, так и у каждой психической функции есть своя программа развития. Двигательное развитие ребенка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности. Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Если ребенок пропускает определенный двигательный акт, нарушает последовательность освоения или осваивает его не качественно, то и развитие мозга искажено. Если у ребенка двигательная сфера дефицитарна, то и речевая сфера развивается с особенностями, соответственно и эмоциональная сфера будет страдать. Соответственно коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним.
Универсальным средством всестороннего развития детей являются нейропсихологические игры, так как они могут использоваться и как профилактические, и как развивающие, а так же с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.
Нейропсихологические игры (слайд 2) - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.
В работе с детьми можно использовать следующие методы (слайд 3):
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
«Полетели-1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не зажимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.
«Качалка» (слайд 5). Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае ведущий (мама или кто-то из детей) помогает ему, кладя свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).
«Лодочка». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).
«Фараон». Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая — правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.
«Активные растяжки-1». Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, ноги вместе. По команде руки тянутся вверх, а ноги и мысочки — вниз. По другой команде — руки и ноги расслабляются.
«К солнцу». Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3—5 раз.
Во время выполнения задания полезно подойти к ребенку и потянуть его за руки повыше/подальше.
(Семенович А. В. С 302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие)
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох — медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Для того чтобы использовать эту закономерность в целях регуляции психических состояний, рекомендуется овладеть соответствующими навыками, выработать которые помогут следующие успокаивающие упражнения.
«Успокаивающее дыхание» (слайд 6). В исходном положение, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторить четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.
«Выдыхание усталости». Лягте на спину, расслабьтесь, установите медленное и ритмичное дыхание. Как можно ярче представьте, что с каждым вдохом легкие наполняет жизненная сила, а с каждым выдохом она распространяется по всему телу.
Дыхательная гимнастика по С. М. Томилиной:
- короткий фиксированный вдох через нос (для наглядности рукой, нажимаем на нос) – «Кнопочка»;
- 1 вдох – 1 выдох (на ладошку); усложнение – 2 вдоха + 2 выдоха;
- 2 вдоха, 2 выдоха с пружинкой;
- 2 вдоха, 4 выдоха с пружинкой;
- «Ныряльщик» - задержка дыхания – 2 хлопка;
- 2 вдоха, 2 хлопка (не дышу), 4 пружинки;
- все объединяем и музыку добавляем.
3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
Дети движение глазами учатся совершать в пяти основных направлениях: лево, право, верх, низ, к/от переносицы (сводим глазки вместе), а также по вспомогательным траекториям (диагонали). При корректном выполнении к ним постепенно добавляются движения языком. Сначала малыш двигает глазами и языком поочередно, затем одновременно.
Для привлечения внимания используют яркие цветные игрушки, карандаши, ручки и любые предметы, вызывающие интерес и фиксацию взгляда.
Слежение за предметом начинается с расстояния вытянутой руки ребенка (первый уровень сложности), затем оно сокращается до согнутой в локте руки (второй уровень сложности), на более высоком уровне процесс происходит около переносицы. Тело тоже располагается по-разному: сначала в горизонтальном положении, после – сидя, на завершающем этапе – стоя.
Двигать головой или телом нельзя. Руки прижаты к туловищу, ладони – к полу. Ноги прямые и не шевелятся. Движения глазами должны быть плавными. В конечных точках траекторий должна происходить фиксация на 1-3 секунды.
Если к работе подключается язык, следите за тем, чтобы рот у ребенка был открыт, а язык спокойно лежал на нижней губе. Зажимы губами или зубами не допускаются. При синхронном, а не поочередном движении глаз и языка, следим за тем, чтобы язык медленно и четко поворачивался у одну сторону с глазами. При переходе на сложный уровень он поворачивается в противоположную сторону.
В начале предмет (ручку, игрушку) перемещает взрослый, после ребенок может делать это сам двумя руками, одной (левой/правой по очереди).
Ваши движения тоже должны быть плавными. При перемещении предмета (чаще это ручка с ярким наконечником) от середины к переносице следим за тем, насколько четко сходятся оба глаза.
Вдох происходит через нос, выдох – через рот.
Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки (карандаша). Сначала ручка двигается с помощью взрослого.
«Следи за предметом» (слайд 7). Ручка (карандаш) находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей. Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.
Упражнение 2. Действия повторяются аналогичные, но в конце, при перемещении ручки к переносице, подключается язык. До этого он все время лежит на нижней губе. При приближении ручки к переносице язык убирается, рот закрывается. В момент, когда ручка двигается обратно к исходному положению, широкий и расслабленный язык снова высовывается и кладется на губу. Здесь также присутствуют три уровня выполнения.
Упражнение 3. С поворотом языка в одну сторону с глазами. Правила все те же, но при повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т.д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.
Упражнение 4. С поворотом языка в противоположную сторону от глаз. Здесь действуют такие же правила, но при повороте глаз вправо, язык высовывается влево и т.д. При схождении глаз к переносице язык высовывается как можно дальше.
4. Кинезиологические игры. Основная их цель - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.
И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
«Фонарики» (слайд 8) «Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак. «Фонарик погас – фонарик зажёгся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
«Ухо – нос». Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. В сопровождении текста:
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.
Или
Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:
«Кусь, кусь, кусь, кусь – никого я не боюсь!».
«Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь). «Кулак-ладонь-ребро» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.
«Цепочка». Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.
«Зеркальное рисование» (слайд 9) Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)
- Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;
- Перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);
- Перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);
Упражнения в передаче мешочка (малого мяча) по кругу.
- Дети стоят в кругу, у каждого в руках мешочек. По сигналу начинают передавать мешочки друг другу по кругу вправо (влево);
- Дети сидят по кругу по-турецки, в центре водящий с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший мяч становится водящим.
- Игра с передачей мяча. Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное по значению).
Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета.
- Подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;
- Подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;
- Бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;
- Перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.
Кинезиологические упражнения (схемы на переключение). (слайд 10) Это работа над темпом, ритмом речи. С помощью игр, можно проводить дифференциацию звуков
5. Нейротренажеры (слайд 11) – предназначены для стимуляции, работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, и активизации речи.
Примеры некоторых нейротренажеров, игр и упражнений, которые могут быть использованы для активизации, развития и коррекции речи:
Су-Джок массажеры. Легкий шарик с острыми шипами. Внутри шариков- «ежиков» находятся два металлических кольца. Способствует развитию мелкой моторики, речи, при плохой подвижности пальцев
Межполушарные доски. К доске прилагается стилус (палочка), с помощью которой можно попрактиковаться в правильном захвате карандаша или ручки на начальном этапе. При прохождении лабиринта двумя руками (обе доски расположить зеркально) активизируются оба полушария.
Можно использовать как одну доску, так и две, а также две разные доски.
Упражнения для доски:
1. Пройти лабиринт сначала правой рукой, потом левой рукой.
2. Пройти лабиринт одной рукой (сначала правой, потом левой) поместив доску горизонтально, потом повернуть доску вертикально и опять пройти лабиринт правой рукой, то же самое сделать левой рукой.
3. Пройти лабиринт одной рукой, при этом второй выполнять другое упражнение – хлопать ладошкой по поверхности стола, катать массажный шарик. При похлопывании по поверхности стола произносить звуки (согласные: звонкие/глухие, гласные)
4. Пройти лабиринт с помощью движения палочки – точка, тире.
5. Пройти лабиринты с помощью двух разных досок.
С какого рисунка начать заниматься? Самый легкий рисунок - круги, самый сложный - Лабиринт. Для того, чтобы проверить подойдет ли вам круг, попросите ребенка на листке нарисовать круг, если справляется, то можно брать посложнее. Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее. Чем плавнее линии, тем легче рисунок для исполнения. Педагоги всегда рекомендуют начинать с самого легкого.
Межполушарные лабиринты - трафареты.(слайд 12) Выкладываем на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации. Или картинки по темам (овощи, фрукты, одежда). Обводим карандашом трафарет и проговариваем поставленный звук.
Двуручное рисование. Используем две руки, проговариваем слова, на заданный звук, например шуба, кошка, душ и т.д
Нейроскакалка (слайд 13) – тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи. Инструкция игры: определить сколько в слове слогов , и прыгнуть столько раз сколько слогов в слове
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей, предметов обуви и пр.).
Дидактическое упражнение «Назови первый звук».
Чтение чистоговорок.
6. Самомассаж. Игровой самомассаж способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию; они способствуют воспитанию товарищеской взаимопомощи, согласованности действий в коллективе.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело ребенка сам, затем - 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массажируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п.
«Снеговик» (слайд 15)
Раз – рука, два – рука Лепим мы снеговика. Мы покатим снежный ком Кувырком, кувырком. Мы его слепили ловко Вместо носа есть морковка, Вместо глазок – угольки, Руки – веточки нашли. А на голову – ведро. Посмотрите, вот оно! | Имитируем лепку снежков. Поочередно проводить ладонями по шее справа и слева Проводить по щекам сверху вниз Растираем указательными пальцами крылья носа Прикладываем ладони ко лбу козырьком и энергично растираем лоб Энергично растираем ладонь о ладонь Раздвигаем средние и указательные пальцы и растирают точки перед и за ушами Кладем обе ладони на макушку и качаем головой |
Все эти и многие другие игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится детям.
Когда ребенок освоит достаточно хорошо упражнение, можно подключать речь. Одновременное проговаривание слогов, слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Автоматизация звука изолировано, в слогах, в словах с одновременным показом поз руками, выкладывание букв по контуру, проходя по звуковым дорожкам, согласование числительных с существительными и т. д. Все речевые задания можно проводить с выполнением заданной позы рук, ног, тела.
Таким образом, использование нейропсихологических игр дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей не только психические процессы, но и речевые недостатки, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и коррекции. Основным требованием к использованию нейроигр, является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно увеличивая время и сложность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»
Семинар-практикум для воспитателей и родителей «Логопедические игры для развития звуковой культуры речи»«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»Цель семина...
Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"
В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи дошкольников по всем возрастам, а также игры и упражнения, используемые для решения данных задач....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Аспекты формирования звуковой культуры речи посредством дидактической игры.
Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры....
Семинар-практикум для воспитателей «Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников»
Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. ...
