Дидактические игры для развития речи дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Вершина Александра Игоревна
В данном материале описывается огромное значение дидактических игр в развитии дошкольников. Даются примеры конкретных игр для использования воспитателями и родителями по рекомендации логопеда для закрепления полученных навыков. Игры подобраны с учётом интересов и индивидуальных особенностей конкретных детей. Они могут быть изменены при необходимости с целью упрощения или усложнения. Могут быть использованы на разном лексическом материале, с разной наглядностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего и подготовительного возраста

     Так как дидактические игры имеют одновременно и игровые и учебные задачи, они с успехом могут использоваться  в старшем-подготовительном дошкольном возрасте. Они являются “пограничными” и облегчают переход ребёнка от игровой к учебной деятельности, готовят его к дальнейшему обучению в школе.

   Игры способны развивать положительные качества характера и все психические процессы, связанные с речью: логическое мышление, произвольное внимание, память, воображение. Такие игры могут быть подобраны как для одного ребенка так и для группы, тогда они предполагают взаимодействие нескольких детей, способствуют развитию коммуникабельности, преодолению речевого негативизма, избавлению от комплексов, эмоциональному раскрепощению. В процессе коллективных игр формируется взаимовыручка, монологическая и диалогическая речь, самоконтроль и самооценка, желание достичь наивысшего результата, следовательно, детям хочется ни один раз повторить игру, что способствует формированию и закреплению у них необходимых навыков. Дети, с одной  стороны, учатся следовать правилам, предусмотренным в игре, с другой стороны, они проявляют личную инициативу, учатся доказывать своё мнение, становятся более самостоятельными в выборе решения проблем.

   В процессе дидактических игр возможно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, обонятельный и даже вкусовой. На логопедических занятиях дидактические игры становятся незаменимыми помощниками при автоматизации звуков, развитии слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий и связной речи, так как навык закрепляется ненавязчиво, неосознанно детьми, и это намного эффективнее, чем при традиционном назывании и описании картинок или повторении звуков, слогов, слов, фраз.

        Для дошкольников на первом месте стоит игровая задача, проблема, при решении которой они получают какой-нибудь бонус. Награда не всегда должна быть материальной (жетоны, наклейки, конфетки), это может быть и благодарность от сказочного героя, когда ребенок испытывает чувство морального удовлетворения, осознает свою значимость, у него повышается мотивация к дальнейшему обучению. После выполнения каких-либо действий ребёнком отрицательный персонаж может измениться и стать хорошим, или, поссорившиеся друзья-персонажи, сразу помирятся и это обрадует ребенка. Таким образом, формируются качества личности и его самого.

   В процессе игры, ориентируясь на зону ближайшего развития и на индивидуальные особенности каждого ребенка, мы можем изменять, усложнять или упрощать задания, оказывать ему необходимую помощь.

     Игры могут сочетаться с различными движениями, биоэнергопластикой, логоритмикой, развивается мелкая и общая моторика, быстрее образуются нейронные связи, и они оказываются более устойчивыми. В игры можно включить элементы различных методик, разнообразные виды продуктивной деятельности для того, чтобы разнообразить их, уйти от монотонности, которая так не нравится детям, из-за которой они считают логопедические занятия скучными. При выборе дидактического материала нужно учитывать возраст,  настроение и интересы каждого ребёнка. Игры могут быть и интерактивными и с реальными предметами, природными материалами. Важно, чтобы длительность и нагрузка игры не переутомляла ребёнка. Возможно включать в игры развлекательные, смешные моменты, чтобы снизить напряжение нервной системы. Необходимо использовать тот игровой материал, который доставляет ребенку удовольствие, радость, заканчивая игру прежде, чем она ему надоест. Начинать лучше с самых простых заданий, постепенно их усложняя.

     Вот примеры некоторых игр, которые помогают мне в работе и подобраны для конкретных детей 6-7 лет.

  1. Игра "Эмоции". Цель: автоматизация звуков “р”, “рь” в существительных и прилагательных. Оборудование: игрушечный дракон, сюжетная картинка “Сказочное королевство”, карточки Домана с изображением различных эмоций. Ход игры: Чтобы победить дракона, освободить принцессу и спасти сказочное королевство, нужно назвать как можно больше эмоций, в названиях которых есть звуки "р", " рь" (радость, страх, отвращение, раздражение, тревога, удовлетворение, разочарование, ярость и т д.). Ребёнку предлагается выбрать соответствующие картинки из предложенных и назвать эмоцию. Затем обсудить, какие эмоции испытывает дракон, принцесса, сам ребёнок, образовать прилагательные (расстроенный, рассерженный, встревоженный, радостный и др.) Можно подобрать подходящие эмоции, раскладывая картинки вокруг персонажа на ковролинографе.
  2. Игра "Скажи наоборот". Цель: автоматизация звуков, активизация словаря, обогащение словаря антонимами. Оборудование: сюжетные картинки, с изображением различных ситуаций, волшебная палочка. Ход игры: Детям предлагается сюжетная картинка, нужно назвать признак предмета и подобрать к нему антоним, “расколдовать картинку” с помощью волшебной палочки и “заклинания” (грустный малыш - весёлый малыш, злая няня - добрая няня, грязный пол - чистый пол, мокрый ковёр - сухой ковёр, разбитая ваза - целая ваза). Если слова подобраны правильно, то картина переворачивается и происходит волшебство, всё становится наоборот.
  3. Игра "Наряди ёлочку". Цель: автоматизация звуков, развитие фонематического слуха. Оборудование: картонные елочки с липучками, картинки- кружочки с изображением различных предметов. Ход игры: Нескольким детям предлагается нарядить елочки, каждому свою. На макушке каждой елочки на липучку прикреплена звезда с буквой, обозначающей определённый звук. Из мешка Деда Мороза  дети по очереди достают новогодние шарики - картинки, называют то, что там нарисовано и, если услышат "свой" звук, забирают и прикрепляют  на свою елочку (Ч - черепаха, чайник, удочка, мяч, качели, ключ). Побеждает тот, кто первым нарядит елку.
  4. Игра "Мы художники и поэты". Цель: развитие слоговой структуры сложных слов. Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши. Ход игры: Рисуем картинки и сочиняем стишки. Дети дополняют рисунки и договаривают слоги или слова целиком, затем самостоятельно проговаривают стишки по картинкам (“В лесу по тропинкам ходили мы с дедом. Дед с новой корзиной, я…… с велосипедом.”) Сочиняем несколько стишков, получается несколько листов с картинками. Затем по очереди дети могут с помощью движений, мимики, жестов изобразить один из сюжетов. Все остальные отгадывают, какой картинке соответствуют действия и показывают ее. Выигрывает тот, кто лучше всех прочитает стишок, изобразит сюжет или придумает его.
  5. Игра "Цветы - насекомые" (Аналогичная игра "Деревья - птицы"). Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звуков. Оборудование: картонные цветы (деревья), маленькие картинки с изображением насекомых (птиц). Ход игры: Дети достают из мешочка по одной картинке с изображением насекомых (птиц) или отгадывают загадки, выбирая картинку с отгадкой. Затем смотрят на картинки с цветами (деревьями), выбирают ту, в названии которой есть такой же звук, как и в названии насекомого (птицы) и прикрепляют картинку (к одному изображению цветка или дерева может подойти несколько маленьких картинок): пчела, бабочка-одуванчик, шмель, пчела-ландыш, синица, ворона-осина, сорока, сойка-сосна и т. д. Другой вариант: дети рассаживают насекомых на цветы (птиц на деревья) и объясняют, почему так сделали. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
  6. Игры с фонариком. Игра “Что проглотила рыба?” Цель: автоматизация звуков “р”, “рь”, развитие грамматического строя речи. Оборудование: заламинированные картинки с изображениями разных по форме, размеру и цвету рыбок, маленькие картинки с изображением различных предметов, приклеенные к нижней поверхности рыбок, маленькие фонарики. Ход игры: Дети рассматривают рыбок, описывают их, рассказывают, чем они похожи, чем различаются, раскладывают по размеру и т.д. (Мы используем стол для песочной терапии, дети откапывают рыбок в песке, дуют через трубочки на песок, раскрывая изображение, “спасают” рыбок, включают синюю подсветку стола). С помощью фонарика подсвечивают рыбку и смотрят, что нарисовано на маленькой картинке. Затем составляют предложения по образцу, используя как можно больше слов: “Огромная круглая красная рыба проглотила вчера игрушечного робота”. Аналогично проводится игра с фонариком “Что под ромашкой?” и др. (“Под красивой ромашкой спрятался от грозы комар”).

     Таким образом, дидактические игры могут выполнять любые  программные задачи по преодолению различных речевых нарушений, развивать все стороны речи и личности. Они должны быть разнообразными, многофункциональными, интересными и доступными, чтобы стать эффективным инструментом в работе логопеда.



Предварительный просмотр:

Дидактические  игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Дидактические игры в работе логопеда.

     Так как дидактические игры имеют одновременно и игровые и учебные задачи, они с успехом могут использоваться и в старшем дошкольном возрасте и в младшей школе. Они являются пограничными между детским садом и школой и облегчают переход ребёнка к учебной деятельности.

   Игры способны развивать даже качества характера и многое другое. Такие игры могут быть подобраны для группы детей, поэтому они предлагают взаимодействие нескольких детей. В процессе коллективных игр формируется взаимовыручка, монологическая и диалогическая речь, самоконтроль и самооценка, желание достичь наивысшего результата, следовательно, детям хочется повторить игру, что способствует формированию и закреплению у них определённых навыков. Дети учатся следовать правилам, предусмотренным в игре, с другой стороны, они проявляют личную инициативу, учатся доказывать своё мнение, становятся более самостоятельными в выборе решения проблем.

   В процессе дидактических игр развиваются все психологические процессы, в том числе мышление и речь. На логопедических занятиях дидактические игры становятся незаменимыми помощниками при автоматизации звуков, развитии лексико-грамматических категорий и связной речи, так как навык закрепляется ненавязчиво, неосознанно детьми и это намного эффективнее, чем при классическом назывании картинок или повторении слов.

        Для дошкольников на первом месте стоит игровая задача, проблема, при решении которой они получают награду. Награда необязательно должна быть материальной (жетоны, наклейки, конфетки), это может быть, например, благодарность от какого-то сказочного героя, игрушечного персонажа, при этом ребёнок испытывает чувство морального удовольствия и свою значимость, повышается мотивация к дальнейшему обучению. Может быть после выполнения каких-либо действий ребёнком отрицательный персонаж изменится и станет хорошим, или поссорившихся друзья сразу помирятся. Таким образом, формируются качества личности самого ребёнка.

   В процессе игры, ориентируясь на зону ближайшего развития, мы можем изменять, усложнять или упрощать задания, оказывать необходимую помощь.

     Игры могут сочетаться с различными движениями, развивается мелкая и общая моторика, быстрее образуются нейронные связи, и они оказываются более устойчивыми. В игры можно включить элементы различных методик и видов деятельности для того, чтобы разнообразить их, уйти от монотонности, которая так не нравится детям. При выборе дидактического материала нужно учитывать возраст, уровень возможностей и интересы каждого ребёнка. Игры могут быть и компьютерными и с реальными предметами. Важно, чтобы длительность и нагрузка игры не переутомляла ребёнка. Возможно включать в игры развлекательные, смешные моменты, чтобы снизить напряжение нервной системы. Использовать тот игровой материал, который доставляет ребёнку удовольствие, заканчивая игру прежде, чем она надоест. Начинать лучше от самых простых заданий, постепенно их усложняя.

     Вот примеры некоторых игр, которые помогают мне в работе и придуманы для конкретных детей 6-7 лет.

  1. Игра "Эмоции". Чтобы победить злого колдуна и спасти сказочное королевство, нужно назвать как можно больше эмоций, в названиях которых есть звуки "р", " рь" (радость, страх, отвращение, раздражение, тревога). Ребёнку предлагается выбрать соответствующие картинки из предложенных и назвать эмоцию (я использую карточки Домана с фотографиями). Затем обсудить, какие эмоции испытывает колдун, сам ребёнок и т. д.
  2. Игра "Скажи наоборот". Детям предлагается сюжетная картина, нужно назвать признак предмета и подобрать к нему антоним (грустный малыш - весёлый малыш, злая няня - добрая няня, грязный пол - чистый пол, мокрый ковёр - сухой ковёр, разбитая ваза - целая ваза). Если слова подобрали правильно, то картина переворачивается и происходит волшебство, всё становится наоборот.
  3. Игра "Наряди ёлочку". Нескольким детям предлагается нарядить ёлочки, каждому свою. На макушке каждой ёлочки на липучку прикреплена звезда с буквой, обозначающей определённый звук. Из мешка Деда Мороза по очереди дети достают новогодние шарики - картинки, называют то, что там нарисовано и, если услышат "свой" звук, забирают и украшают свою ёлочку. Побеждает тот, кто первым нарядит ёлку.
  4. Игра "Мы художники и поэты". Комментируя рисуем картинки. Дети дополняют рисунки и договаривают слоги или слова целиком, затем самостоятельно проговаривают стишки по картинкам (В лесу по тропинкам гуляли мы с дедом. Дед с новой корзиной, я - с велосипедом.) Сочиняем несколько стишков, получается несколько листов с картинками. Затем по очереди дети должны с помощью движений, мимики, жестов изобразить один из сюжетов. Все остальные отгадывают. Выигрывает тот, кто лучше всех прочитает стишок.
  5. Игра "Цветы - насекомые" ("Деревья - птицы"). Дети достают из мешочка по одной картинке с насекомым (птицей) или отгадывают загадки, выбирая картинку с отгадкой. Затем смотрят на картинки с цветами (деревьями), выбирают тот, в названии которого есть такой же звук, как и в названии насекомого (птицы). Прикрепляют картинку: пчела, шмель-ландыш, синица-осина и т. д. Другой вариант: дети рассаживают насекомых на цветы и объясняют, почему так сделали. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

     Таким образом, дидактические игры могут выполнять любые поставленные задачи по программе. Они должны быть разнообразными, многофункциональными, интересными и доступными, чтобы стать эффективными помощниками в работе логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи дошкольников

Предлагаю картотеку дидактических игр для развития речи дошкольников...

Дидактические игры для развития речи дошкольников

В данной статье представлены игры, направленные на развитие разных сторон речи дошкольников. Эти игры могут использовать воспитатели детских садов, учителя-логопеды, а также родители....

Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"

Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"

Методика проведения дидактических игр по развитию речи....

Дидактические игры для развития речи дошкольников

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. Игры для развития лексической стороны речи. Игры для развития грамаатического стоя речи. Игры для развития связной речи....

дидактическая игра по развитию речи дошкольников "Звонкие ладошки"

Данное дидактическое пособие является актуальным и необходимым в работе с детьми дошкольного возраста. Игра проста и доступна и для узких специалистов, и для воспитатетелей....