Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период.
Лето – благодатная пора для продолжения работы с детьми по коррекции речевых недостатков, а также по дальнейшему развитию всех сторон развития речи: коммуникативный, произносительный, фонематического восприятия, речевого дыхания, а также тембра, силы голоса. Развивать речь ребенка в свободное от учения время нужно в непринужденной, ненавязчивой обстановке, чтобы ребенок не слышал назидательных и укоризненных замечаний: «скажи правильно!», «повтори», «когда ты будешь хорошо говорить?» и т. д.
Воспитателям необходимо придерживаться ряда правил:
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
- Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (Например: Это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука. Коля рисовал, а Даша рисовала. И т.д.)
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (Например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (Например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (Например, игра «У меня синий шар, а что у тебя? …. - желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
- Обращать внимание детей на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).
- Важную роль в организации работы должны оказывать игрушки детей. Их роль неоценима в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие детям.
- Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
- Воспитатели должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать воспитателей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1-й, 2-й, 3-й, 4-й?)
- Придумывание слов с заданным количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а»?).
- Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот – крот, грот, пар - парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка)
- Произношение слов различной звуко-слоговой структуры.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1-й? 2-й? 3-й?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.
- Составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва?).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Определение гласных звуков в словах.
- Определение количества слогов по количеству гласных звуков в слове (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на умение изменять слова по числам, падежам (Один сад, а много чего? -… садов. Гулял где? -… за садом. Много - это глаза, а один … (глаз), много - это уши, а одно … (ухо). Одна конфета, а шесть … (конфет) и т.д.)
- Упражнения на умение образовывать новые слова (уменьшительно- ласкательные формы и т. д.):
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький … (садик), маленькая куколка, а большая ….
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью … (выкапывают), воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы? – … медвежата, у коровы? - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, шуба из меха … меховая и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца - …, у собаки - …, у кошки - … и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт». И др.)
- Взрослый начинает предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Объясните их значение.
- Придумывайте рифмы, сочиняйте стихи.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением; близкие по значению»
- Объяснение переносного значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить детей давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у них желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для них событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений с заданным словами и т.д.
В совместных играх с воспитанниками при чтении стихов, сказок, обсуждая их содержание, побуждайте ребенка вступать в диалог, отвечать на ваши вопросы, реплики, главное – вызывать активное речевое общение. Наблюдения в природе и труд на огороде позволят расширить и активизировать словарь детей по таким лексическим темам как «Овощи», «Ягоды», «Фрукты», «Цветы», «Деревья», «Кустарник», «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Лес», «Луг», «Поле» и др.
Сюжетно-ролевые игры на участке позволят закрепить словарный материал по темам: «Посуда», «Семья», «Профессии».
Летом на участке в жаркий день можно организовать игры с водой, где удачно использовать возможность для упражнений на развитие речевого дыхания. Пускание в тазу с водой легких предметов (лодочек, уточек, корабликов), дутьё на них даст возможность развивать сильную воздушную струю. Аналогично игра с одуванчиками – раздувание одуванчика также развивает силу выдоха. Не нужно забывать и про артикуляционную гимнастику, способствующую развитию артикуляционной моторики.
Названия упражнений во многом созвучны с окружающей жизнью ребенка и при каждой возможности воспитателю нужно использовать ее для закрепления упражнения («Лопатка» - при игре с песком, «Чашечка» - при игре с посудкой, «Грибок», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Часики», «Иголочка» - все можно применить в соответствующей ситуации)
Много говорилось о влиянии на речевое развитие пальчиковой моторики. Летнее время дает большие возможности для этой деятельности. Природный материал: игра «Пять камешков» (рассыпание, а затем подбрасывание и ловля их ладонью) – развивает координацию движений, ловкость кисти рук, силу пальцев; игра «Разложи палочки в фигуру» (ровные палочки из прутиков одинаковой длины раздаются детям, по образцу-рисунку выкладываются различные фигурки).
Поделки из желудей, шишек, спичечных коробков, пробок и другого бросового материала также развивает мелкие мышцы пальцев рук, развивают пространственные ориентировки.
Игры с мозаиками проводить под наблюдением педагога, перед игрой напоминать детям, как правильно брать мозаику, помочь выложить узор.
Консультация для родителей «Рекомендации учителя-логопеда родителям по закреплению речевых навыков детей в летний период»
Подходит к концу учебный год, быть может, трудный, но очень важный как для родителей, так и для детей. Огромное спасибо родителям, которые оказывали помощь логопеду, вникая в коррекционно-образовательный процесс и помогая своим детям справиться с их речевыми проблемами.
В этом году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. Почти у всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Также весь учебный год велась работа над звуковым анализом и синтезом слов, слоговым составом слова, формированием грамматически правильной речи. Практически все дети хорошо характеризуют согласные звуки, различают гласные звуки, делят слова на слоги и т. д.
На протяжении всего года велась работа по расширению словарного запаса дошкольников, по развитию связной речи, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За год дети разучили много стихотворений, скороговорок, чистоговорок – всё это также помогает развивать и укреплять память.
Рекомендации родителям в каникулярный период:
- Следите за произношением детей.
Не спешите оставлять в стороне домашнюю логопедическую тетрадь – в ней есть стихи, которые можно повторять летом. Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры (например, «барелина» - балерина, «валосипед» - велосипед и т.п.). Также для автоматизации звуков в речи можно использовать скороговорки. Разучите их вместе с ребёнком и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку.
- Продолжаем знакомить детей с произведениями художественной литературы.
Лето – время отдыха, но не стоит забывать о книгах. Почитайте ребёнку вслух рассказы или сказки, а он вам пусть не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается порассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, словарный запас вашего ребёнка станет шире, а воображение - богаче. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном за день.
- Обогащайте словарный запас детей новыми словами, объясняйте их значение.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск – не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. (Например, попросите ребёнка подобрать слова о море, какое оно? –… синее, красивое, спокойное, огромное, холодное (тёплое), ласковое и др.) Чаще говорите с ребёнком не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных. Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет.
- Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении. Например, «Шишка упала из ветки» — Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные» — Дети играют в интересные игры. «Я видел на ветке две птичек» — Я видел на ветке двух птичек.
- Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых)!
Выполнение всех этих рекомендаций - большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.
Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в течение года.
Рекомендуемые игры:
- «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова. Как только услышишь кодовое слово «цап-царап», быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл;
- «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной слово (предложение, чистоговорку, скороговорку, стишок);
- «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм;
- «Язык» - высовывай язычок, как только услышишь слово «язык». Будь внимательным и ты победишь;
- «Произнеси столько раз слово со звуком [л], сколько цветов на кусте»;
- «Наоборот» - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот;
- «Наоборот-2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты возвращаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ТЯ; ДЯ - ДА; МО – МЁ; ЛУ – ЛЮ; КИ – КЫ; БЭ – БЕ;
- «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу;
- «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и движения зеркально (хлопки, поднимание рук);
- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (Например, слова со звуком «л»; слова-названия овощей; слова из трех слогов и др.);
- «Если это бывает летом» (Если это бывает в лесу; на море; синего цвета; летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;
- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;
- «Представь что ты кошка … – шипи» (синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.);
- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно (с мячом).
- «Что у меня в кармане?» - предложить детям повторять только то, что может поместиться в кармане;
- «Почини строчки» - взрослый перепутывает слова в словосочетании, а ребенок должен их исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп; (Надо сказать так: Посолили суп – выгладили папин костюм)
- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй то, чего не бывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"
Работа содержит практический материал по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559658","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"390"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559661","...

Виды игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в летний период
Виды игровой деятельности...

Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период
Циклограмма планирования образовательной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на летний период...

Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”
В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развит...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период
Консультация для воспитателей ДОО...

Консультация для воспитателей и специалистов «Рекомендации учителя-логопеда специалистам и воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления по...