Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развитию личности ребенка и формированию основ экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_letniy_period.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Весь воспитательно-педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении № 58 строится на базе экологической парциальной программы «Юный эколог». Основная цель экологической программы «Юный эколог» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

 Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о  существующих  в  природе  взаимосвязях.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется через занятия, экскурсии в природу, опытническую деятельность, мониторинг, наблюдения в природе, экологические игры, экологический десант, изобразительную деятельность, устное народное творчество, труд в природе. В летний  период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся несколько дней, а иногда и недель. В моей группе дети старшего дошкольного возраста следят за развитием растений семян, превращением насекомых. Наблюдения на прогулках обычно очень кратковременны, поэтому мы их продолжаем в уголке природы. На прогулке дети наблюдали за гусеницами, рассматривали их внешний вид и передвижение. Чтобы дети узнали о вреде, наносимом гусеницами, мы посадили ее в банку со свежей веткой того деревца, с которого взяли, и перенесли в уголок природы. Детям было дано задание: “Посмотрите завтра, что случиться с этой веточкой”. На другой день было обнаружено, что листья у веточки обглоданы, и, следовательно, дети установили приносимый гусеницами вред. Для привлечения внимания детей к наблюдениям мы применяем игровые приемы: ”Кто первый увидит” или “Кто быстрей найдет”.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи,  которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты, помидоры, огурцы, перец, кабачки, тыква, морковь, свекла. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Прополка, прореживание, правильная агротехника – основные условия борьбы с сорняками. Важным успехом выращивания овощных растений является борьба с вредителями и болезнями. В результате неоднократных посевов и наблюдений за прорастанием семян каждый ребенок должен научиться сам без помощи взрослых выращивать растение. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенную продукцию мы используем непосредственно в детском саду. Использование огорода для целей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. На примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства. Можно выделить три основных типа огородов:

  1. Огород во дворе дошкольного учреждения.

  1. Мини - огороды на окнах.

  1. Огороды в теплицах, парниках. 

На примере огорода необходимо организовать экологически чистое сельское хозяйство, выращивать растения без применения ядохимикатов, химических удобрений. Много удовольствия и радости приносит детям сбор урожая. Овощи дети собирают сами, сбор проходит всегда оживленно, весело и надолго запоминается детям. Заканчивается сбор урожая праздником “Осенины”.

Работая в цветнике, дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических навыков. Часть растений дети выращивают семенами, а часть растений на детском цветнике не выращивается из семян, а высаживается уже готовой рассадой. Самостоятельно высаживать рассаду могут только дети подготовительной к школе группы, и то под наблюдением воспитателя. В старшей группе взрослые высаживают рассаду сами, привлекая детей лишь к посильной помощи. Эта работа проводится с подгруппой детей. Развивающиеся всходы требуют различных видов ухода. Одним из них является рыхление. Рыхление мы поручаем отдельным группам детей или дежурным, которым можно поручать самостоятельно определять, нужно ли проводить рыхление на той или иной грядке или клумбе или не нужно. Определить, сколько раз за лето нужно проводить рыхление трудно: это зависит как от самой почвы, так и от погоды, но чем чаще рыхлится почва, тем лучше развиваются растения. Во время работы дети наблюдают за растениями, за их ростом, развитием, происшедшими изменениями. Дети начинают понимать, что цветы растут быстро, потому что за ними они ухаживают. Взрослые своим личным примером показывают, как надо полоть сорняки. В течение лета прополка проводится не один раз, ее можно проводить с целой группой и с подгруппой или даже поручать дежурным. Прополка способствует выработке у детей внимания, ответственности за порученное дело, помогает развитию выдержки и умению преодолевать трудности. Больше всего дети любят поливать растения. Дети начинают понимать, что с одного раза клумбу не польешь, земля остается сухой, поэтому каждую клумбу надо полить дват- три раза подряд, только тогда вода хорошо промочит землю. 

Зачастую в поливку вплетаются элементы игры, когда дети воображают себя водовозами, рабочими водокачки и т.п. Мешать этому не надо: элементы игры повышают настроение детей, доставляют им радость. Растения, кроме прополки, рыхления и полива, требуют подкормки. Состав и дозировку удобрительных поливок определяют и подготавливают взрослые. Дети начинают понимать, для чего нужна подкормка. Задача взрослого заключается не только в том, чтобы дети усвоили правильные приемы удобрительной поливки, а в развитии интереса детей к наблюдению за ростом и развитием растений. Дети наглядно убеждаются в результатах этого вида ухода. Много радости дети получают во время сбора цветочных семян. Детей привлекает поиск семян и “открытия”, которые они делают, - оказывается, семена разные, и зреют в разнообразных головках, стручках, коробочках. Дети усваивают связь между семечком и растением. Часть семян дети забирают домой, чтобы им самим прорастить, а часть семян остается в саду, чтобы посеять в группе весной.

Труд в огороде и цветнике способствует не только формированию навыков ухода за растениями, но и умственному, физическому, нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"

Работа содержит  практический материал по формированию  экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, при...

Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...

Экологическое воспитание детей старшей дошкольной группы в летний период.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей в летний период....

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период»

Я думаю, со мной многие согласятся, что лето – это самое лучшее время года, потому что вокруг очень красиво, тепло и у нас есть чудесная возможность отдохнуть, а в жизни Вашего ребёнка это особе...

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период.Чтобы отдых принёс удовольствие вам и вашему ребёнку в этом конечно, очень помогут игры, творчес...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период"

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период»  Экологическое образование детей дошкольного возраста им...