КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."
консультация (старшая группа) на тему

Зотеева Ирина Александровна

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele2.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

Экологическое воспитание детей старшего    дошкольного возраста.

Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Распространение других видов резко сократилось.

 Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и предшкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

 В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

 В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей  предшкольного возраста.

 Экология – наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

 Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у детей элементов экологического сознания.

В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой,

С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, А. М. Фодотовой, И. А. Хайдуровой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Установлено, что в дошкольном возрасте, возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Раскрытие специфики живого организма, его неповторимости и неразрывной связи со средой обитания должно стать содержательным элементом экологического воспитания. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут  выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.

 Природа полна чудес. Она никогда не повторяется. Наша цель – научить искать и находить  новое в уже известном.

 Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

 Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное, потребительское отношение к ней (природа нужна человеку), сострадание к природе. Чтобы совершить поступок, нужны научные знания, т. е. закономерности.

- приспособленность организмов к определенным условиям, их рост и развитие;

- связь животных и растений с внешней средой;

- изменение животных и растений их рост и развитие;

 Рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями и представляют собой интересный познавательный материал.

Это дает возможность развивать у детей наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность, формировать интересы и способности, т. е. готовить их к процессу приобретения знаний.

 Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений и навыков. Для того чтобы у ребенка развивались способности, необходимо как можно раньше начать поддерживать его наклонности. Нужно создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Интерес к познанию по мере его развития становится мотивом умственной деятельности. Ребенок начинает искать ответы. Причем надо сделать так, чтобы открытия он совершал самостоятельно. Тогда и знания будут крепче, да и чувство радости («Я сам!») подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям.

 Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс. Знакомство с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей.

  Одной из задач дошкольного обучения является: научить детей укреплять и сохранять здоровье.  Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.

Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов: разнообразные наблюдения;

дидактические занятия; трудовые действия; подвижные игры и игровые упражнения; упражнения для индивидуального развития. Могут быть включены задания на развитие мелкой моторики рук, игры, развивающие  речь детей, а также стихи, загадки, пословицы, чистоговорки.

  Высокое мастерство педагога в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям сделают прогулку удивительной и неповторимой.

                   Используемая литература

  1. В. М. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду.
  2. Л. А. Уланова.  С. О. Иордан.  Методические рекомендации по организации прогулок детей 3 – 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация для родителей "Воспитание детей раннего возраста в семье"

Предлагаю материал своего коллеги, воспитателя I младшей группы, Борововой Ирины Ивановны. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То...

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки....

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультация "Трудности в воспитании детей дошкольного возраста"

данная консультация рассказывает какие трудности возникают у воспитателей при воспитании детей дошкольного возраста....