Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике на тему

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_polo-rolevoe_vospitanie_doshkolnikov.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Дюймовочка»

Консультация

«Поло-ролевое воспитание»

Педагог-психолог:

                                                                                                     Кузнецова И.И.

с.Кочубеевское

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Программно-методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления.

Когда-то поло-ролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Психологические портреты мальчиков и девочек

Девочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Мальчики: сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому мальчики меньше проявляют интереса к домашним делам, позже приучаются к самообслуживанию.

Девочки: склонны к попечительской деятельности: ухаживать. Нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших братьев или сверстников.

Мальчики: нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности девочек.

Девочки: игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики: игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки и т.д.

Девочки: лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу. Сломанную игрушку просто отбрасывают в сторону как непригодную вещь. Используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении по незнанию.

Мальчики: отчетлива выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не использовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

Девочки: в конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят дома с мебелью, предметами быта, украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением их творчества, подойти как можно ближе к образцу кажется им вполне удовлетворяющей целью.

Мальчики: в конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

Девочка: более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Девочки самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, у девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми.

Мальчики: менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления что-либо нарушить или из неуважения к взрослым, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности.

Девочки: склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются.

Мальчики: реже апеллируют к старшим, реже жалуются.

Девочки: склонны верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что «так надо».

Мальчики: должны сами убедиться в необходимости определенных действий.

Девочки: период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Девочки реже поднимают руку, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта со взрослым., т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Мальчики: на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли.

Мальчики чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации. В речи мальчиков преобладают глаголы и междометия.

Девочки: проявляют больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки лучше выполняют задания типовые, шаблонные. Девочки менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимания на личностную сторону дела.

Мальчики: более склонны к обобщениям, но менее конкретны. Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность нередко не соответствует требованиям педагога.

Девочки: за пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются. С трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики: находят себе задание на ходу, легче ориентируются в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности мальчиков разнообразны, но менее организованы.

Средства формирования гендерной идентичности дошкольников

Предметно-развивающая среда.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы поло-ролевого поведения.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, котрые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:

• Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для

формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);

• Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами,

способствующие выполнению различных социальных ролей);

• Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и

женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки и т.п.

• Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;

• Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т.п.), где

сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Работа с детьми

Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

В группах старшего дошкольного возраста проводятся циклы развивающих игровых занятий-тренингов. Целью программы является развитие адекватных способов маскулинного и фемининного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе. Примерные темы занятий: "Кто я: мальчик, девочка?", "Какой я мальчик? Какая я девочка?", "Мужчина и женщина в семье и обществе", "Я сегодня и в будущем".

Цель и содержание различных видов образовательной деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.

На физкультуре следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей; на занятиях по математике использовать разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.

Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностями и способами поло-ролевого поведения. С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.

Для конструктивной деятельности в группах можно использовать различные конструкторы, мозаики. Мальчики могут создавать из конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей и инструментов (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях, пригодятся им во взрослой мужской жизни (забить гвоздь и т.д.). Девочкам можно предложить бисероплетение, различные мозаики.

В процессе изобразительной деятельности педагоги должны создать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Также при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией следует помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также следует распределять в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.

Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности:

✔ для того, чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста формировалась позитивная гендерная идентичность, воспитатель играет вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;

✔ воспитатель избегает позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;

✔ педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала помогает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

д) проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!”

е) при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга.

ж) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

и) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в быту включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”

Работа с семьей

Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа должна проводиться с семьями воспитанников.

Для выявления представлений и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей можно провести анкетирование по вопросам: «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и девочек?», «Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?», «Определите педагогический стиль своего поведения в семье», «Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?».

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" следует оформить наглядную информацию.

В ходе практических консультаций для родителей можно организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме, а также обмен опытом по воспитанию детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада способствует повышению результативности деятельности педагогов. В старших группах родители могут провести занятия в кружках по интересам, на которых дети с удовольствием попытаются овладеть навыками рукоделия, домоводства, познакомятся с особенностями различных профессий.

В группах можно оформить фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Наша дружная семья"; общий стенд «Роль отца, матери и старшего поколения в воспитании дошкольника». Совместно с родителями можно проводить совместные культурно-досуговые мероприятия (например, "Рыцарский турнир", «Мода для крошек», «Калейдоскоп профессий»), привлекать родителей к участию в конкурсах рисунков, выставках поделок («Моя семья», «Умелые руки не знают скуки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...