Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук [Л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В статье представлен конспект логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка», разработанный для детей шести-семи лет с недостатками произношении сонорного звука [Л], с проявлениями дизартрического компонента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук [Л]»
Автор: учитель-логопед МАДОУ № 7 Лебедева Олеся Владимировна,
Цель: Автоматизация звука Л в стечении согласных в словах, фразах, предложениях.
Аннотация. В статье представлен конспект логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка», разработанный для детей шести-семи лет с недостатками произношении сонорного звука [Л], с проявлениями дизартрического компонента.
Ключевые слова: логопедическое занятие, автоматизация звука, актуализация полученных знаний, звуковой анализ слова, компьютерная игра-квест.
Пояснительная записка:
Занятие микрогрупповое, фонетическое. Дети прошли этап постановки и автоматизации звука [Л] в начале, в середине (в интервокальной позиции), в конце слова на материале звуков, слогов, слов, предложений, приступили к автоматизации [Л] в стечении с согласными (тренировались в проговаривании [Л] в стечении согласных в слогах и некоторых словах)
Ресурсы: карта-ходилка «Сказка Золушка», песочница с песком, картинки со звуком Л (волк, кукла, булка, ёлка, глаза, слон, вилка, клоун, белка, платок и т.п.), деревянные плоскостные фигурки со слогами со стечением согласных типа СЛА, АСЛ, мяч, компьютер, авторская компьютерная игра-квест «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук Л», д/и игра «Пазлы с Золушкой» (3 шт), настенный модуль «Чудо-дерево», аудиозапись «Дорога добра (М. Минков - Ю. Энтин)», медали для поощрения.
Цель: Автоматизация звука Л в стечении с согласными в словах, фразах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять понятие о механизмах формирования звука [Л]. Совершенствовать словарь по теме «Дикие животные», «Хвойные деревья». Упражнять в навыках словоизменения: употребление сущ. во мн.ч., согласование сущ. с числительным, употребление предлогов над, под, между, около, словообразовании.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную моторику, продолжать формирование правильного речевого дыхания, развивать координированную деятельность дыхания, фонации и артикуляции, координировать движения с речью; развивать фонематический слух, голос, мелкую моторику рук, развивать внимание, память.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к правильной и красивой речи, выдержку, желание добиваться результата, стимулировать познавательную инициативу, актуализировать в активной речи вежливые слова, прививать чувство взаимопомощи, формировать здоровый образ жизни.
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат |
I Вводная часть | ||||
1 | Создать психологически комфортную обстановку. Способствовать вовлечению детей в совместную деятельность. Способствовать повышению настроения, успокоению перевозбуждённой нервной системы, повышению работоспособности. Развивать познавательную инициативу, актуализировать личный опыт по теме «Сказки». Развивать логическое мышление, воспитывать умение выслушивать друг друга. Упражнять в умении отвечать предложением. Тренировать навык звукового анализа, умение определять место звука. Содействовать самостоятельному определению темы занятия. | Л: Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть! Какой необычный аромат. Что Вы чувствуете? (аромат апельсина) Д: (аромат апельсина) Л: Аромат апельсина поднимает настроение, а с хорошим настроением любое дело по плечу. Л: Ребята, вы любите сказки? (Да) Назовите свои любимые сказки. Сегодня мы отправимся в сказку … отгадайте какую? Вы легко отгадаете её по картинкам (на экране компьютера изображения хрустальной туфельки, замка, кареты) Д: Золушка. Л: Молодцы, правильно. Золушка приготовила для вас интересную игру с сюрпризом. Поиграем? Д: Да Л: Посмотрите на экран. Золушка обращается к вам: «Ребята, я очень люблю играть в пазлы. А вы? Мои сёстры непослушны и всегда наводят беспорядок. В этот раз они рассыпали пазлы по всему королевству. Предлагаю прогуляться по моей сказке, поиграть и собрать игру. Я даже приготовила карту нашего путешествия (логопед обращает внимание детей на доску, где находится игра-ходилка «В гостях у сказки «Золушка» с жетонами-пазлами, расположенными по пути следования). Чтобы начать игру, ответьте на вопрос - С каким звуком мы будем играть, если он стоит третьим в моём имени? Кто уже знает? Р: Мы будем играть со звуком «Л», потому что он стоит третьим по счету в слове Золушка. Л: правильно сегодня мы будем с Золушкой играть со звуком Л. Глафира (Семен) согласна? Молодцы! Вы заработали первый жетон-картинку, заберите его с карты. Что нарисовано на картинке? (дети говорят название картинки) Л: Итак, ребята, продвигаясь по сказке, вы сможете собрать все жетоны-пазлы и собрать картинку. Продолжаем? | Дети стоят у стола. Дети садятся за стол Дети подходят к доске и снимают с карты 1 жетон | Дети заинтересованы. Настроены на занятие. Внимательно слушают. Дети отвечают предложением, выслушивают друг друга. Дети четко артикулируют звук Л Дети чисто проговаривают название картинки |
II Основная часть | ||||
Актуализировать полученные знания по теме «Звук Л». Закреплять знания о механизме формирования звука Л. Уточнить артикуляцию и акустические признаки звука | Л: Второе задание Золушки: дайте характеристику звука Л. Р: Звук Л согласный, звонкий, твердый. Л: Молодец, Семен! Глафира, что-то добавишь? Второй жетон для Семёна. Л: Глафира, подскажи, где должен быть язычок, чтобы звук Л был правильный. (Д: язычок прижимается к верхним зубам). Л: Умница. Третий жетон для Глафиры. Назови его. Л: На что похож этот звук? (Д: самолёт летит, пароход гудит). Проговорим вместе, индивидуально. (4 жетон) | Ребёнок снимает следующий жетон и называет картинку. | Дети правильно дают характеристику звука Л Дети правильно определяют место образования звука Л, положение органов артикуляции | |
Способствовать повышению работоспособности, поддержанию интереса к занятию. Осуществлять профилактику простудных заболеваний. Актуализировать личный опыт по теме хвойные деревья дальневосточной тайги. | Л: Ребята, наше путешествие продолжается по сказочному лесу. Какой необычный аромат. Как вы думаете, чей он? С: Я думаю, это аромат пихты Л: Какой он? Д: Это аромат пихтовый Л. Такое дерево есть и в дальневосточном лесу. Какие ещё хвойные деревья растут в дальневосточном лесу? Д: В дальневосточном лесу растет сосна (ель, кедр, можжевельник, лиственница) Л: Пихтовый аромат поможет нам быть сильными и здоровыми. Ведь здоровье это самое главное. | Дети садятся за стол | Дети отвечают предложением, выслушивают друг друга. | |
Развивать артикуляционную моторику. Подготовить артикуляционную базу для дальнейшей речевой нагрузки. Снять мышечное напряжение. | Л: Золушка предлагает прогуляться по сказочном лесу. Чтоб в пути нам не скучать, Предлагаю поиграть. Всё, что разглядим, Язычком изобразим. По дороге мы пойдём, На тропиночку свернём.(ходьба) Покажите язычком широкую дорогу (Упражнение «Лопатка», узкую тропинку (Упражнение «Иголка»), Повернём налево – вправо, (повороты корпуса) Сбиться нам с пути не надо (движения языком влево –вправо за верхними зубами), На горку поднимаемся И бегом спускаемся (потянуться – присесть на корточки), затем («Качели»), За сорокой побежим (бег на месте), Как трещит изобразим («Индюк»), А теперь мы на опушке (развести руки и наклониться), Где растут грибы волнушки (упражнение «Грибок»), Ну а небо голубое (потянуться и помахать руками), так и хочется потрогать (Упражнение «Маляр»). Лесные пчёлки мед носили (имитация полета пчёл), Нас немножко угостили. (упражнение «Вкусное варенье») Л: Прыгали, бежали, много повидали, Сильно вы устали? Д: нет Л: За правильное выполнение гимнастики вы заработали 5 жетон | Дети встают. Под мелодию «Дорога добра» (М. Минков - Ю. Энтин имитируют движения по тексту, затем выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. Дети снимают следующий жетон
| Упражнения выполнены точно, правильно, в нормальном темпе. Дети активны. | |
Тренировать произнесение и чтение Л в стечении с согласными в слогах. Развивать тактильные ощущения пальцев рук. Учить умению действовать по очереди. Приучать к гигиеническим нормам, здоровому образу жизни. Развивать фонематичекий слух. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве. Воспитывать вежливость, чувство взаимопомощи | Л: Следующее задание. В песке спрятаны ёжики и птички. Глафира, кого ты будешь собирать? А ты Семён? Вы должны это сделать на ощупь. Положите фигурки так, чтобы они шли вправо. Почитайте слоги. (Дети читают: кла, дла, сла, хло, мло, вло, глу, блу). Выберите слог, повторите его столько раз, сколько я хлопну. Положите их так, чтобы они шли влево. Прочитайте слоги. (Дети читают: акл, адл, асл, охл, омл, овл, угл, убл). Выберите слог, повторите его столько раз, сколько я топну. Выбери любые три слога на птичке или ёжике. Запомни эту цепочку слогов и повтори по памяти (Дети по памяти воспроизводят цепочку из 3 слогов). Л: После игр с песком, руки отряхиваем, вытираем влажными салфетками и моем. Зачем? Предполагаемый ответ: Чтобы руки были чистыми. Л. Правильно, чистота – залог здоровья! Л: Ребята, вы заработали 6 пазл. Что изображено на нём? (дети называют картинку). | Дети подходят к песочнице, по очереди достают из песка деревянные фигурки, читают слоги, правильно употребив Л | Дети чётко и чисто проговаривают и читают слоги с Л в стечении с согласными, умеют уступать друг другу, договариваться. | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными. Развивать логическое мышление, вербальную память. Уточнять знания по региональному компонету. Развивать фонематические представления. | Л: Следующее задание (на компьютере). Помоги Золушке отгадать загадки. (слайд 7) Не мышь, не птица, в лесу резвиться. На деревьях живёт и орешки грызёт. Носом – шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше. Этот злой и серый хищник По лесам упорно рыщет. Он охотник знаменитый, Только в сказках был он битый. Л: Вспомни и назови отгадки. Молодцы, отгадки на экране (слайд 8) Назови их одним словом (дикие животные). Живут ли в нашем дальневосточном лесу эти животные? (да). Что ещё общего в названиях животных? (Л). Л: Всё правильно, получите 7 пазл. | Дети садятся за стол с компьютером. | Дети отгадывают самостоятельно загадки, чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными, действуют по очереди. | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными. Упражнять в навыке звукового анализа. Развивать слуховое внимание и память. | Л: (Слайд 9). Глафира, назови все картинки. Р: слон, дятел, галстук, платье, вилка, белка, ложка, волк, стул, яблоко, ёлка, дупло, глаза, свёкла, лопата Л: Семён, выбери и назови картинки со звуком Л в середине слова. Л: Глафира, вспомни и назови лишние картинки. Объясни свой выбор. (слайд 10) Р: Лишняя картинка лопата, потому что в звук Л в начале слова Л. Семён, продолжи. (Р: Лишняя картинка дятел, потому что звук Л в конце слова) Л: Проверьте себя. Вот правильный ответ (слайд 11-правильный ответ) Л: Глафира, 8 пазл ваш. | Дети выполняют задания на компьютере | Дети внимательно слушают вопросы и правильно отвечают. | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными. Развивать зрительную память на материале слов со звуком Л в стечении с согласными. | (слайд 12). Л: Внимательно посмотри на экран. Назови картинки, которые только появились Р: Кукла, волна, клоун, булка Л: Молодцы! (слайд 13) (9 пазл) | Дети выполняют задания на компьютере | Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными, помогают друг другу в случае необходимости | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными. Упражнять в умении делить слова на слоги. | (слайд 14) Л: Игра «Подели на слоги». В эту игру мы поиграем на Чудо-дереве (логопед обращает внимание детей на настенный модуль). Возьмите картинки, указанные Золушкой. Картинки с одним слогом положим к яблоку с одной гусеницей, с двумя слогами соответственно к двум гусеницам и так далее… Л: Молодцы (слайд 15). За это задание вы получаете 10 картинку, назовите её. | Дети стоят у настенного модуля «Чудо –дерево». Действуют по очереди. | Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными. Дети владеют навыками деления слова на слоги, отвечают предложением, объясняют свои действия | |
Снять мышечное напряжение. Продолжать работу по координации речи и общей моторики. Стимулировать работу полушарий головного мозга. Воспитывать чувство взаимопомощи. | Л: Предлагаю отдохнуть и вспомнить важные правила (повторяйте за мной). По сказке смело мы шагаем, потому что точно знаем (перекрестный шаг) Пойдем тропинкою добра, где нет ни зависти, ни зла (соединять локоть правой руки с левым коленом и наоборот)- Друг друга будем выручать И всем попутно помогать (перекрестно класть руки на плечи, меняя руки) Все заданья без опаски Выполним мы в этой сказке (одновременно соединять пальцы обоих рук с большим пальцем). 1,2,3,4, 5(перекрестные махи руками) – мы готовы побеждать (поочередные удары кулачками друг о друга)! | Дети выполняют движения, координируя их с речью | Координируют речь с выполнением упражнений на общую и мелкую моторику, кинезиологических упражнений. Движения точные, координированные. | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными в словосочетании. Тренировать умение согласовывать существительное с числительным. | (Слайд 16) Л: Продолжим играть с Чудо-деревом. Выберите любую картинку животного, вставьте в окошко и посчитайте до 5. Кто начнёт? Л: Вы получаете 11 жетон. Назовите картинку. | Дети стоят у настенного модуля «Чудо –дерево». Действуют по очереди. | Дети правильно согласовывают существительное с числительным, чисто проговаривая слова со звуком Л в стечении с согласными в словосочетании. | |
Развивать зрительную память на материале слов со звуком Л в стечении с согласными. Отрабатывать употребление в речи предлогов над, под, между, около. Создать ситуацию успеха. | (Слайд 17) Л: Внимательно посмотрите на экран Семен, назови картинки верхнего ряда, Глафира, назови картинки нижнего ряда. Запомните картинки. (Слайд 18) Л: Семен, назови картинку, которая была над яблоком. Для ответа используй полные предложения. Р: Над яблоком была вилка Л: Верно (на экране появляется вилка) Л: Глафира, назови картинку, которая была под платьем. Р: Под платьем был клоун. Л: Назови картинку, которая находилась между белкой и волком. Назови картинки, которые находились около волны. (по мере ответов детей на экране появляются соответствующие картинки) Л: Умницы. Вы заработали ещё одну картинку (12). Что на ней нарисовано? | Дети по очереди отвечают на вопросы | Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными в словах, фразах, коротких предложениях, действуют по очереди. В речи дифференцируют предлоги | |
Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в простом предложении. Упражнять в употреблении слов в В.п. Воспитывать чувство взаимопомощи. | (слайд 19) Л: Поможем Золушке погладить в игре «Весёлый утюжок»? Д: Да Л: Назовите картинки, что это одним словом? Придумайте предложения с подходящими картинками. Начните так: Я поглажу для Золушки … Л: В вашей копилке 13 картинка | Дети выполняют задание по очереди, работая в паре. | Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными в словах, предложениях, действуют по очереди. | |
Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в простом предложении. Тренировать умение согласовывать существительное и прилагательное с числительным. Развивать коммуникативные навыки, упражняя играть в паре | (слайд 20) Л: Следующая игра Золушки «Подбери пару». Первый игрок выбирает картинку и называет количество, цвет и название предмета. Например: «У меня одно белое облако». Второй подбирает пару «А у меня два белых облака». Кто начнет? Л: Молодцы, опять справились. Возьмите 14 картинку-поощрение. Назовите, что это? | Дети выполняют задание по очереди, работая в паре. | Чётко и чисто проговаривают слова, фразы, короткие предложения с Л в стечении с согласными, действуют по очереди. | |
Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в предложении. Развивать логическое мышление. | (слайд 21) Л: Ребята, мачеха рассказывает небылицы. Исправьте предложения и скажите правильно Л: Всё верно! Берите 15 картинку. Назовите, что это? | Дети выполняют задание по очереди | Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными в предложениях, действуют по очереди. | |
Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в сложносочиненном предложении. Развивать координацию движений, ловкость и моторику рук в игре с мячом. | (слайд 22 ) Л: Поиграем мяч. Я называю предметы, которые принадлежат мачехе - они большие (платье, яблоко, булка). Тот, кто поймает мяч, называет предметы Золушки. Они маленькие, их вы будете называть ласково. Л: У Мачехи платок Р: У Мачехи платок, а у Золушки платочек. Л: У Мачехи яблоко. Р: У мачехи яблоко, а у Золушки платочек. Л: Здорово! Это опять победа (16 картинка) | Дети стоят напротив логопеда. Логопед сказав фразу, кидает мяч. Ребёнок повторяет эту фразу, заканчивает предложение и возвращает мяч. | Дети чётко проговаривают Л в словах со стечением с согласными в сложносочинённом предложении, ловко ловят мяч. | |
(слайд 23 ) Л: А теперь отгадайте картинку по первым звукам Л: Точно, Семён. Это слон. (слайд 24 ) Л: Попробуй и Глафира! Л: Правильно, Глафира. Это волк. Л: И вы заработали 17 пазл | ||||
Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слов, пользоваться звуковыми схемами. Привлечь внимание, к тому, что у разных по звучанию слов может быть одинаковый звуковой анализ. | (Слайд 25) Л: Ребята, Золушка приготовила новую игру «Подбери картинку к схеме». Посмотрите на экран, какая картинка подходит к первой схеме? Р: К первой схеме подходит вилка Л: Верно. Ко второй схеме? Р: Ко второй схеме подходит кукла. (В случае, если дети сами не догадаются, что две картинки подходят к одной схеме, подвести к дополнительному обдумыванию: «Подумайте ещё». Л: Обратите внимание, слова могут быть разные, а звуковой анализ одинаковый. Л: За правильные ответы получайте 18 жетон | Дети занимаются за столом, выполняя задание компьютерной игры. | Дети находят соответствие слова звуковой схеме. Пользуются развёрнутыми фразами. | |
Упражнять в навыках чтения, тренировать умение составлять слова из букв, слогов, предложенных в неправильном порядке на материале слов со звуком Л в стечении с согласными. | (Слайд 26) Л: В этой игре Золушка предлагает вам поставить слоги и буквы в правильном порядке и прочитать слова. Если вы справитесь, картинка с верным ответом появится на экране. Р: Глаза. Л: Правильно Р: Клоун. Л: Верно Л: Вы заработали 19 жетон | Дети занимаются за столом, выполняя задание компьютерной игры. Логопед сидит рядом. | Дети по очереди читают слова из букв, слогов, поставленных в неправильном порядке | |
Упражнять в произношении слов со звуком Л в стечении с согласными в скороговорках. | Л: А теперь, разомнемся и поиграем в мяч. Нужно проговорить скороговорку, передать мяч, с каждым разом ускоряя темп. Скороговорка: Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку.
| Дети стоят напротив друг друга. Проговорив скороговорку, кидают мяч друг другу | Дети правильно проговаривают Л в словах со стечении с согласными в скороговорке, ускоряя темп; ловко ловят мяч. | |
Л: Вы большие молодцы! Со всеми заданиями Золушки Вы справились. А теперь пришло время собрать целую картинку из полученных пазлов. Если вы перевернёте картинки и положите на основу (логопед предлагает заготовку-основу), получится картинка из сказки Золушка. | Дети сидят или стоят перед столом, играя в паре. | Дети собирают из пазлов иллюстрацию к сказке Золушка, помогая друг другу. | ||
III Заключительная часть | ||||
Активизировать кратковременную память. Создать ситуацию успеха. Создать условия для дальнейшей коммуникативной деятельности в группе. Актуализировать применение в активной речи вежливых слов. | Л: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей) Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями и вам понравились наши приключения. Вы настоящие победители, а победителей награждают медалями. За ваше старание награждаю вас весёлыми медалями. Золушка тоже вам благодарна и дарит каждому пазлы. В группе с другими ребятами и дома вы сможете ещё поиграть. Желаю вам хорошего настроения. До свидания! | Логопед вручает медали и пазлы в подарок | Дети эмоционально-положительно настроены. Припоминают и называют игровые упражнения. Отвечают полным ответом | |
Анкета.
- Лебедева Олеся Владимировна;
- 10.05.1980;
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №7» (МАДОУ № 7), учитель-логопед;
- Высшая категория;
- Россия 680013, г. Хабаровск, ул. Подгаева – 1а. кв. 40, ole100580@mail.ru, тел. 89143181203;
- пасп. 0804 №343315, выдан 03.11.2004 г. УВД Железнодорожного р-на г. Хабаровска.
- ИНН 272401055561, СНИЛС 049-541-770-83
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у Золушки"
Занятие направлено на закрепление навыка правильного произношения и дифференциации звуков [л]- [л’], [р]- [р’] в различных речевых единицах. К конспекту прилагается презентация и дидактический материа...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "В гостях у сказки "Золушка".
Проблема приобщения детей к книге, к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер.К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению ...

Творческо – игровой проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки «Золушка»
Проект «В гостях у сказки «Золушка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет ...

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки "Три медведя"
Развивать речь детей посредством театрализованной деятельности; приобщение к устному народному творчеству....

Конспект подгруппового занятия с использованием лепбука "В гостях у сказки" в средней группе.
Конспект подгруппового занятия с использованием иновационной технологии - лепбук....

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки" (виртуальная экскурсия в музей сказки)
Конспект занятия с использованием ИКТ в рамках игры "Танграмм". Виртуальная экскурсия в музей сказки....
Фотоотчёт по проекту "В гостях у сказки" "Золушка"
Фотоотчёт по проекту "В гостях у сказки" "Золушка"...
