Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук [Л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лебедева Олеся Владимировна

В статье представлен конспект  логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка»,  разработанный для детей шести-семи лет с недостатками произношении сонорного звука [Л], с  проявлениями дизартрического компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_gostyah_u_skazki_zolushka.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук [Л]»

Автор: учитель-логопед МАДОУ № 7 Лебедева Олеся Владимировна,

Цель: Автоматизация звука Л в стечении согласных в словах, фразах, предложениях.

Аннотация. В статье представлен конспект  логопедического занятия с использованием ИКТ «В гостях у сказки Золушка»,  разработанный для детей шести-семи лет с недостатками произношении сонорного звука [Л], с  проявлениями дизартрического компонента.

Ключевые слова: логопедическое занятие, автоматизация звука, актуализация полученных знаний, звуковой анализ слова, компьютерная игра-квест.

Пояснительная записка:

Занятие микрогрупповое, фонетическое. Дети прошли этап постановки и автоматизации звука [Л] в начале, в середине (в интервокальной позиции), в конце слова на материале звуков,  слогов, слов,  предложений, приступили к автоматизации [Л] в стечении с согласными (тренировались в проговаривании [Л] в стечении согласных в слогах и некоторых словах)

Ресурсы: карта-ходилка «Сказка Золушка», песочница с песком, картинки со звуком  Л (волк, кукла, булка, ёлка, глаза, слон, вилка, клоун, белка, платок  и т.п.), деревянные плоскостные фигурки со слогами со стечением согласных типа СЛА, АСЛ,  мяч, компьютер, авторская компьютерная игра-квест «В гостях у сказки Золушка. Послушный звук Л», д/и игра «Пазлы с Золушкой» (3 шт), настенный модуль «Чудо-дерево», аудиозапись «Дорога добра (М. Минков - Ю. Энтин)», медали для поощрения.

Цель: Автоматизация звука Л в стечении с согласными в словах, фразах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять понятие о механизмах формирования звука [Л]. Совершенствовать словарь по теме «Дикие животные», «Хвойные деревья». Упражнять  в навыках словоизменения: употребление сущ. во мн.ч., согласование сущ. с числительным, употребление предлогов над, под, между, около, словообразовании.

Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную моторику, продолжать  формирование правильного речевого дыхания,  развивать координированную деятельность дыхания, фонации и артикуляции, координировать движения с речью; развивать фонематический слух, голос, мелкую моторику рук, развивать внимание, память.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к правильной и красивой речи, выдержку, желание добиваться результата, стимулировать познавательную инициативу, актуализировать в активной речи вежливые слова, прививать чувство взаимопомощи, формировать здоровый образ жизни.

Задачи

Содержание

Организация

Результат

I Вводная часть      

1

Создать психологически комфортную обстановку. Способствовать вовлечению детей в совместную деятельность.

Способствовать повышению  настроения, успокоению перевозбуждённой нервной системы, повышению работоспособности.

Развивать познавательную инициативу, актуализировать личный опыт  по теме «Сказки». Развивать логическое мышление, воспитывать умение выслушивать друг друга. Упражнять в умении отвечать предложением.

Тренировать навык звукового анализа, умение определять место звука. Содействовать самостоятельному определению темы занятия.

Л:  Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть! Какой необычный аромат. Что Вы чувствуете? (аромат апельсина)

Д: (аромат апельсина)

Л:  Аромат  апельсина поднимает настроение, а с хорошим настроением любое дело по плечу.

Л: Ребята, вы любите сказки? (Да)  Назовите свои любимые сказки. Сегодня мы отправимся в сказку …

отгадайте какую? Вы легко отгадаете её по картинкам (на экране компьютера изображения хрустальной  туфельки, замка, кареты)

Д: Золушка.

Л: Молодцы, правильно. Золушка приготовила для вас интересную игру с сюрпризом. Поиграем?

Д: Да

Л: Посмотрите на экран. Золушка обращается к вам: «Ребята, я очень люблю играть в пазлы. А вы? Мои сёстры непослушны и всегда наводят беспорядок. В этот раз они рассыпали пазлы по всему королевству. Предлагаю прогуляться по моей сказке, поиграть и собрать игру. Я даже приготовила карту нашего путешествия (логопед обращает внимание детей на доску, где находится игра-ходилка «В гостях у сказки «Золушка» с жетонами-пазлами, расположенными по пути следования). Чтобы начать игру, ответьте на вопрос -  С каким звуком мы будем играть, если он стоит третьим в моём имени? Кто уже знает?

Р: Мы будем играть со звуком «Л», потому что он стоит третьим по счету в слове Золушка.

Л: правильно сегодня мы будем с Золушкой играть со звуком Л.

Глафира (Семен) согласна? Молодцы! Вы заработали первый жетон-картинку, заберите его с карты. Что нарисовано на картинке? (дети говорят название картинки)

Л: Итак, ребята, продвигаясь по сказке, вы сможете собрать все жетоны-пазлы и собрать картинку. Продолжаем?

Дети стоят у стола.

Дети садятся за стол

Дети подходят к доске и снимают с карты 1 жетон

Дети заинтересованы. Настроены на занятие. Внимательно слушают.

Дети отвечают предложением, выслушивают друг друга.

Дети четко артикулируют звук Л

Дети чисто проговаривают название картинки

II Основная часть

Актуализировать полученные знания по теме «Звук Л».

Закреплять знания о механизме формирования звука Л. Уточнить артикуляцию и акустические признаки звука

Л: Второе задание Золушки: дайте характеристику звука Л.

Р: Звук Л согласный, звонкий, твердый.

Л: Молодец, Семен! Глафира, что-то добавишь? Второй жетон для Семёна.

Л: Глафира, подскажи, где должен быть язычок, чтобы звук Л был правильный. (Д: язычок прижимается к верхним зубам).

Л: Умница. Третий жетон для Глафиры. Назови его.

Л: На что похож этот звук? (Д: самолёт летит, пароход гудит). Проговорим вместе, индивидуально.

(4 жетон)

Ребёнок снимает следующий жетон и называет картинку.

Дети правильно дают характеристику звука Л

Дети правильно определяют место образования звука Л, положение органов артикуляции

Способствовать повышению работоспособности, поддержанию интереса к занятию. Осуществлять профилактику   простудных заболеваний.

Актуализировать личный опыт по теме хвойные деревья дальневосточной тайги.

Л: Ребята, наше путешествие продолжается по сказочному лесу. Какой необычный аромат. Как вы думаете, чей он?

С: Я думаю, это аромат пихты

Л: Какой он?

Д: Это аромат пихтовый

Л. Такое дерево есть и в дальневосточном лесу. Какие ещё  хвойные деревья растут в  дальневосточном лесу?

Д: В дальневосточном лесу растет сосна (ель, кедр, можжевельник, лиственница)

Л: Пихтовый аромат поможет нам быть сильными и здоровыми. Ведь здоровье это самое главное.

Дети садятся за стол

Дети отвечают предложением, выслушивают друг друга.

Развивать артикуляционную моторику. Подготовить артикуляционную базу для дальнейшей речевой нагрузки. Снять мышечное напряжение.

Л: Золушка предлагает прогуляться по сказочном лесу.

Чтоб в пути нам не скучать,

Предлагаю поиграть.

Всё, что разглядим,

Язычком изобразим.

По дороге мы пойдём,

На тропиночку свернём.(ходьба)

Покажите язычком широкую дорогу (Упражнение «Лопатка», узкую тропинку (Упражнение «Иголка»), Повернём налево – вправо, (повороты корпуса)

Сбиться нам с пути не надо (движения языком влево –вправо за верхними зубами),

На горку поднимаемся

И бегом спускаемся (потянуться – присесть на корточки), затем («Качели»),

За сорокой побежим (бег на месте),

Как трещит изобразим («Индюк»),

А теперь мы на опушке (развести руки и наклониться),

Где растут грибы волнушки (упражнение «Грибок»),

Ну а небо голубое (потянуться и помахать руками),

так и хочется потрогать (Упражнение «Маляр»).

Лесные пчёлки мед носили (имитация полета пчёл),

Нас немножко угостили.

(упражнение «Вкусное варенье»)

Л: Прыгали, бежали, много повидали,

Сильно вы  устали?

Д: нет

Л: За правильное выполнение гимнастики вы заработали 5 жетон

Дети встают. Под мелодию   «Дорога добра» (М. Минков - Ю. Энтин имитируют движения по тексту, затем выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Дети снимают следующий жетон

 

Упражнения выполнены точно, правильно, в нормальном темпе. Дети активны.

Тренировать произнесение и чтение Л в стечении с согласными в слогах. Развивать тактильные ощущения пальцев рук. Учить умению действовать по очереди. Приучать к гигиеническим нормам, здоровому образу жизни. Развивать фонематичекий слух. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

Воспитывать вежливость, чувство взаимопомощи

Л: Следующее задание. В песке спрятаны ёжики и птички. Глафира, кого ты будешь собирать? А ты Семён? Вы должны это сделать на ощупь. Положите фигурки так, чтобы они шли вправо. Почитайте слоги. (Дети читают: кла, дла, сла, хло, мло, вло, глу, блу). Выберите слог, повторите его столько раз, сколько я хлопну. Положите их так, чтобы они шли влево. Прочитайте слоги. (Дети читают: акл, адл, асл, охл, омл, овл, угл, убл). Выберите слог, повторите его столько раз, сколько я топну.

Выбери любые три слога на птичке или ёжике. Запомни эту цепочку слогов и повтори по памяти (Дети по памяти воспроизводят цепочку из 3 слогов).

Л: После игр с песком, руки отряхиваем, вытираем влажными салфетками и моем. Зачем?

Предполагаемый ответ: Чтобы руки были чистыми.

Л. Правильно, чистота – залог здоровья!

Л: Ребята, вы заработали 6 пазл. Что изображено на нём? (дети называют картинку).

Дети подходят к песочнице, по очереди достают из песка деревянные фигурки, читают слоги, правильно употребив Л

Дети чётко и чисто проговаривают и читают слоги с Л в стечении с согласными, умеют уступать друг другу, договариваться.

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными. Развивать логическое мышление, вербальную память. Уточнять знания по региональному компонету. Развивать фонематические представления.

Л: Следующее задание (на компьютере).

Помоги Золушке отгадать загадки.  (слайд 7)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться.

На деревьях живёт и орешки грызёт.

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Этот злой  и серый хищник

По лесам упорно рыщет.

Он охотник знаменитый,

Только в сказках был он битый.

Л: Вспомни и назови  отгадки.

Молодцы, отгадки на экране (слайд 8)

Назови их одним словом (дикие животные). Живут ли в нашем дальневосточном лесу эти животные? (да). Что ещё общего в названиях животных? (Л).

Л: Всё правильно, получите 7 пазл.

Дети садятся за стол с компьютером.

Дети отгадывают самостоятельно загадки,  чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными, действуют по очереди.

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными. Упражнять в навыке звукового анализа. Развивать слуховое внимание и память.

Л: (Слайд 9). Глафира, назови все картинки.

Р: слон, дятел, галстук, платье, вилка, белка, ложка, волк, стул, яблоко, ёлка, дупло, глаза, свёкла, лопата

Л: Семён, выбери и назови картинки со звуком Л в середине слова.

Л: Глафира, вспомни и назови лишние картинки. Объясни свой выбор. (слайд 10)

Р: Лишняя картинка лопата, потому что в звук Л в начале слова

Л. Семён, продолжи. (Р: Лишняя картинка дятел, потому что звук Л в конце слова)

Л: Проверьте себя. Вот правильный ответ (слайд 11-правильный ответ)

Л: Глафира, 8 пазл ваш.

Дети выполняют задания на компьютере

Дети внимательно слушают вопросы и правильно отвечают.

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными. Развивать зрительную память на материале слов со звуком Л в стечении с согласными.

(слайд 12).

Л: Внимательно посмотри на экран.

Назови картинки, которые только появились

Р: Кукла, волна, клоун, булка

Л: Молодцы! (слайд 13) (9 пазл)

Дети выполняют задания на компьютере

Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными, помогают друг другу в случае необходимости

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными. Упражнять в умении делить слова на слоги.

(слайд 14)

Л: Игра «Подели на слоги». В эту игру мы поиграем на Чудо-дереве (логопед обращает внимание детей на настенный модуль). Возьмите картинки, указанные Золушкой. Картинки с одним слогом положим к яблоку с одной гусеницей, с двумя слогами соответственно к двум гусеницам и так далее…  

Л: Молодцы (слайд 15). За это задание вы получаете 10 картинку, назовите её.

Дети стоят у настенного модуля «Чудо –дерево». Действуют по очереди.

Чётко и чисто проговаривают слова с Л в стечении с согласными. Дети владеют навыками деления слова на слоги, отвечают предложением, объясняют свои действия

Снять мышечное напряжение. Продолжать работу по координации речи и  общей моторики. Стимулировать работу полушарий головного мозга.

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Л: Предлагаю отдохнуть и вспомнить важные правила (повторяйте за мной).

По сказке смело мы шагаем, потому что точно знаем (перекрестный шаг)

Пойдем тропинкою добра, где нет ни зависти, ни зла

 (соединять локоть правой руки с левым коленом и наоборот)-

Друг друга будем выручать

И всем попутно помогать (перекрестно класть руки на плечи, меняя руки)

Все заданья без опаски

Выполним мы в этой сказке (одновременно соединять пальцы обоих рук с большим пальцем).

1,2,3,4, 5(перекрестные махи руками) – мы готовы побеждать (поочередные удары кулачками друг о друга)!

Дети выполняют движения, координируя их с речью

Координируют речь с выполнением упражнений на общую и мелкую моторику, кинезиологических упражнений.

Движения точные, координированные.

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными в словосочетании. Тренировать умение согласовывать существительное с числительным.

(Слайд 16)

Л: Продолжим играть с Чудо-деревом. Выберите любую картинку животного, вставьте в окошко и посчитайте до 5.
Начни так: Одна белка, две белки, три…

Кто начнёт?

Л: Вы получаете 11 жетон. Назовите картинку.

Дети стоят у настенного модуля «Чудо –дерево». Действуют по очереди.

Дети правильно согласовывают  существительное с числительным, чисто проговаривая слова со звуком Л в  стечении с   согласными в словосочетании.

Развивать зрительную память на материале слов со звуком Л в стечении с согласными.

Отрабатывать употребление в речи предлогов над,  под, между, около.

Создать ситуацию успеха.

(Слайд 17)

Л: Внимательно посмотрите на экран

Семен, назови картинки верхнего ряда, Глафира, назови картинки нижнего ряда. Запомните картинки.

(Слайд 18)

 Л: Семен, назови картинку, которая была над яблоком. Для ответа используй полные предложения.

Р: Над яблоком была вилка

Л: Верно (на экране появляется вилка)

Л: Глафира, назови картинку, которая была под платьем.

Р: Под платьем был клоун.

Л: Назови картинку, которая находилась между белкой и волком.

Назови картинки, которые находились около волны.

(по мере ответов детей на экране появляются соответствующие картинки)

Л: Умницы. Вы заработали ещё одну картинку (12). Что на ней нарисовано?

Дети по очереди отвечают на вопросы

Чётко и чисто проговаривают слова  с Л в стечении с согласными в словах, фразах, коротких предложениях, действуют по очереди. В речи дифференцируют предлоги

Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в простом предложении. Упражнять в употреблении слов в В.п.

Воспитывать чувство взаимопомощи.

(слайд 19)

Л: Поможем Золушке погладить в игре «Весёлый утюжок»?

Д: Да

Л: Назовите картинки, что это одним словом? Придумайте предложения с подходящими картинками. Начните так: Я поглажу для Золушки …

Л: В вашей копилке 13 картинка

Дети выполняют задание по очереди, работая в паре.

Чётко и чисто проговаривают слова  с Л в стечении с согласными в словах, предложениях, действуют по очереди.

Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в простом предложении. Тренировать умение согласовывать существительное и прилагательное с числительным. Развивать коммуникативные навыки, упражняя играть в паре

(слайд 20)

Л: Следующая игра  Золушки «Подбери пару». Первый игрок выбирает картинку и называет количество, цвет и название предмета. Например: «У меня одно белое облако». Второй подбирает пару «А у меня два белых облака». Кто начнет?

Л: Молодцы, опять справились. Возьмите 14 картинку-поощрение. Назовите, что это?

Дети выполняют задание по очереди, работая в паре.

Чётко и чисто проговаривают слова, фразы, короткие предложения с Л в стечении с согласными, действуют по очереди.

Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в предложении. Развивать логическое мышление.

(слайд 21)

Л: Ребята, мачеха рассказывает небылицы. Исправьте предложения и скажите правильно

Л: Всё верно! Берите 15 картинку. Назовите, что это?

Дети выполняют задание по очереди

Чётко и чисто проговаривают слова  с Л в стечении с согласными в предложениях, действуют по очереди.

Автоматизировать Л в словах со стечением с согласными в сложносочиненном предложении. Развивать координацию движений,  ловкость и моторику рук в игре с мячом.

(слайд 22 )

Л: Поиграем мяч.

Я называю предметы, которые принадлежат мачехе - они большие (платье, яблоко, булка). Тот, кто поймает мяч, называет предметы Золушки. Они маленькие, их вы будете называть ласково.

Л: У Мачехи платок

Р: У Мачехи платок, а у Золушки платочек.

Л: У Мачехи яблоко.

Р: У мачехи яблоко, а у Золушки платочек.

Л: Здорово! Это опять победа (16 картинка)

Дети стоят напротив логопеда. Логопед сказав фразу, кидает мяч. Ребёнок повторяет эту фразу,  заканчивает предложение и возвращает мяч.

Дети чётко проговаривают  Л в словах со стечением с согласными в сложносочинённом предложении, ловко ловят мяч.

(слайд 23 )

Л: А теперь отгадайте картинку по первым звукам

Л: Точно, Семён. Это слон.

(слайд 24 )

Л: Попробуй и Глафира!

Л: Правильно, Глафира. Это волк.

Л: И вы заработали 17 пазл

Упражнять в умении выполнять звуковой анализ слов, пользоваться звуковыми схемами. Привлечь внимание, к тому, что у разных по звучанию слов может быть одинаковый звуковой анализ.

(Слайд 25)

Л: Ребята, Золушка приготовила новую игру «Подбери картинку к схеме».

Посмотрите на экран, какая картинка подходит к первой схеме?

Р: К первой схеме подходит вилка

Л: Верно. Ко второй схеме?

Р: Ко второй схеме подходит кукла.

(В случае, если дети сами не догадаются, что две картинки подходят к одной схеме, подвести к дополнительному обдумыванию: «Подумайте ещё».

Л: Обратите внимание, слова могут быть разные, а звуковой анализ одинаковый.

Л: За правильные ответы получайте 18 жетон

Дети занимаются за столом, выполняя задание компьютерной игры.

Дети находят соответствие слова звуковой схеме. Пользуются развёрнутыми фразами.

Упражнять в навыках чтения, тренировать умение составлять слова из  букв, слогов, предложенных в неправильном порядке на  материале слов со звуком Л в  стечении с   согласными.

(Слайд 26)

Л: В этой игре Золушка предлагает вам поставить слоги и буквы в правильном порядке и прочитать слова. Если вы справитесь, картинка с верным ответом появится на экране.

Р: Глаза.

Л: Правильно

Р: Клоун.

Л: Верно

Л: Вы заработали 19 жетон

Дети занимаются за столом, выполняя задание компьютерной игры. Логопед сидит рядом.

Дети по очереди читают слова из букв, слогов, поставленных в неправильном порядке

Упражнять в произношении слов со звуком Л в  стечении с   согласными в скороговорках.

Л: А теперь, разомнемся и поиграем в мяч. Нужно проговорить скороговорку, передать мяч, с каждым разом ускоряя темп. Скороговорка: Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку.

                      

Дети стоят напротив друг друга. Проговорив скороговорку, кидают мяч друг другу

Дети правильно проговаривают Л в словах со стечении с согласными в скороговорке, ускоряя темп; ловко ловят мяч.

Л: Вы большие молодцы! Со всеми заданиями Золушки Вы справились. А теперь пришло время собрать целую картинку из полученных пазлов. Если вы перевернёте картинки и положите на основу (логопед предлагает заготовку-основу), получится картинка из сказки Золушка.

Дети сидят или стоят перед столом, играя в паре.

Дети собирают из пазлов иллюстрацию к сказке Золушка, помогая друг другу.

III Заключительная часть

Активизировать кратковременную память.

Создать ситуацию успеха. Создать условия для дальнейшей коммуникативной деятельности в группе. Актуализировать применение в активной речи вежливых слов.

Л: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей) Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями и вам понравились наши приключения. Вы настоящие победители, а победителей награждают медалями. За ваше старание награждаю вас весёлыми медалями. Золушка тоже вам благодарна и дарит каждому пазлы. В группе с другими ребятами и дома вы сможете ещё поиграть. Желаю вам хорошего настроения. До свидания!

Логопед вручает медали и пазлы в подарок

Дети эмоционально-положительно настроены. Припоминают и называют игровые упражнения. Отвечают полным ответом

Анкета.

  1. Лебедева Олеся Владимировна;
  2. 10.05.1980;
  3. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад №7» (МАДОУ № 7), учитель-логопед;
  4. Высшая категория;
  5. Россия 680013, г. Хабаровск, ул. Подгаева – 1а. кв. 40, ole100580@mail.ru, тел. 89143181203;
  6. пасп. 0804 №343315, выдан 03.11.2004 г. УВД Железнодорожного р-на г. Хабаровска.
  7. ИНН 272401055561, СНИЛС  049-541-770-83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у Золушки"

Занятие направлено на закрепление навыка правильного произношения и дифференциации звуков [л]- [л’], [р]- [р’] в различных речевых единицах. К конспекту прилагается презентация и дидактический материа...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "В гостях у сказки "Золушка".

Проблема приобщения детей к книге, к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер.К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению ...

Творческо – игровой проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно- эстетическое развитие» «В гостях у сказки «Золушка»

Проект «В гостях у сказки «Золушка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет ...

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки "Три медведя"

Развивать речь детей посредством театрализованной деятельности; приобщение к устному народному творчеству....

Конспект подгруппового занятия с использованием лепбука "В гостях у сказки" в средней группе.

Конспект подгруппового занятия с использованием иновационной технологии - лепбук....

Конспект занятия с использованием ИКТ "В гостях у сказки" (виртуальная экскурсия в музей сказки)

Конспект занятия с использованием ИКТ в рамках игры "Танграмм". Виртуальная экскурсия в музей сказки....

Фотоотчёт по проекту "В гостях у сказки" "Золушка"

Фотоотчёт по проекту "В гостях у сказки" "Золушка"...