Автоматизация звуков Ж Ш
рабочие листы по логопедии

Автоматизация звуков Ж Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zh_sh.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Ш]

1) Произносить (читать) слова Ш__ТА, Ш__ТО, Ш__ТУ, Ш__ТЫ, Ш__ТЭ

Звук [Ш] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

Образец: ш__ляпа, ш__тука

шлем

шлюз

шкаф

штаб

штат

швея

шмель

шпалы

шланг

шпиль

штука

школа

шляпка

шлюпка

штопка

шпинат

штанга

шпагат

шпилька

шпулька

штопать

шницель

школьник

шкатулка

3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

Звук [Ш] произносится длительно

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

Образец: ш__аль

шах

шаг

шум

шут

шов

шок

шина

шило

шипы

шуба

шумы

шаль

шайба

шапка

шахта

шутка

шибко

шакал

шалфей

шелуха

шинель

шумный

шипеть

шуметь

шахматы

шампунь

шоколад

шумовка

шиповник

шампиньон

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

Образец: каш__а

наша

каша

ниша

мыши

ушиб

ваша

пишу

дышу

гашу

ношу

машу

тушу

мешок

пушок

нашёл

вошёл

пошёл

леший

петушок

мышонок

вешалка

лошадка

кувшинка

лягушонок

6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

Звук [Ш] произносится длительно

7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

Образец: ваш__, камыш__.

ваш

наш

душ

тушь

мышь

тишь

камыш

малыш

голыш

гуляш

финиш

мякиш

пьёшь

идёшь

поёшь

даёшь

льёшь

поёшь

видишь

пилишь

купишь

копишь

валишь

делишь

шьёшь

пишешь

шалишь

шумишь

мешаешь

пляшешь

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

Образец: баш__ня

башня

пашня

чашка

кашка

кошка

мошка

клюшка

окошко

плюшка

лишний

бляшка

плошка

лягушка

бабушка

дедушка

подушка

макушка

лукошко

ладошка

катушка

кукушка

кадушка

избушка

малышка

9) Произносить (читать) словосочетания

Наша школа.

Швейная машинка.

Шумные шалуны.

Шёлковая шаль.

Дашина шапка.

Шелуха шиповника.

Шутник Мишутка.

Шумят камыши.

Шпиль башни.

Ковш каши.

Тушёный шпинат.

Шитьё шинели.

Наш душ.

Пышная плюшка.

Душистые ландыши.

Наша бабушка.

Наш дедушка.

Шипы шиповника.

Наташины калоши.

Большой шмель.

Шины для машины.

Катушка шёлка.

Пшённая каша.

Шёлковая штопка.

Пушистая шапка.

10) Проспрягать предложения

Я мешаю пшенную кашу.

Я шью на швейной машинке.

Я вешаю шубу и шапку на вешалку.

Образец:

Я кушаю шоколад.

Ты кушаешь шоколад.

Он (она) кушает шоколад.

Мы кушаем шоколад.

Вы кушаете шоколад.

Они кушают шоколад.

11) Произносить (читать) предложения.

Алеша пошел в школу.

Даша шьёт на швейной машинке.

У бабушки шёлковая шаль.

Лушина шапка упала под вешалку.

Наташа и Маша нашли ландыши.

В Машиной шкатулке шпульки и катушки.

Даша пришила Паше вешалке на шинель.

Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.

Малыши нашли большую шишку.

Дедушка купил Алёше шахматы.

У кошки ушки на макушке.

Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.

Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.

Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.

Паша и Наташа кушали пшённую кашу.

12) Произносить (читать) чистоговорки

Шила в мешке не утаишь.

Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.

Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.

Шапка да шуба - вот наш Мишутка.

Метил в лукошко - попал в окошко.

Шла кошка у кошки лукошко.

Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.

В шалаше шесть шалунов.

13) Произносить (читать) и пересказывать текст

Пушок - шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка - ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот - шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке Крошку-мошку
Ловко ловит Лапой кошка

Маша кашу не доела, Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай, Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Петушок, петушок!Золотой гребешок,
Масляна головушка,Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш. Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.

Пляшет мишка от души,Пляшут даже кошки,
А мышата – малыши Хлопают в ладошки

Автоматизация звука [Ж]Автоматизация

Твёрдый звук [Ж] обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок правильно произносит звук [Ш]. При произнесении слогов и слов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Ж] окрашен синим цветом (всегда твёрдый согласный)Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Ж_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

1) Произносить (читать) слоги со звуками [ЖД_]

Звук [ЖД_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

Образец: жд__а, жд__о, жд__у, жд__ ы, жд__э

2) Произносить (читать) слоги со звуком [Ж_]

Образец: ж__а, ж__о, ж__ё, ж__у, ж__и, ж__е

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в начале слова

Образец: ж__а-ба

жаба

жало

жаль

жуки

желе

жижа

жакет

жетон

живот

жилет

жатва

жутко

жалоба

жалела

жадный

жасмин

жёлтый

жидкий

желудок

желание

желатин

жёсткий

животное

живопись

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в середине

Образец: лу-ж__а

лужа

кожа

сажа

ожог

ножи

лыжи

лежу

хожу

вижу

мажу

лежи

ниже

вожак

лужок

пыжик

стужа

ежата

вожжи

пижама

покажу

дюжина

флажок

урожай

кожура

сапожок

наживка

вожатый

пирожок

дрожать

пружина

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ж] в середине

Образец: нуж__но

нужно

нужда

важно

можо

ножы

дождик

лыжник

важный

каждый

нижний

ножницы

таёжный

ближний

книжный

надежда

багажный

художник

булыжник

вежливый

пирожное

6) Произносить (читать) словосочетания

Жёлтая кожа. Кожаные вожжи. Дюжина ежей.

Женина пижама. Нижнее место. Оживлённая улица.

Таблица умножения. Весенние дожди. Глубокая лужа.

Столовые ножи. Желе из ежевики. Ложный опёнок.

Каждый день. Бумажный флажок. Ближний экипаж.

Уважаемый художник. Нижний этаж. Нужное животное.

Кожаный сапожок. Жёлтый жук. Каждая лужа.

Таёжный посёлок. Лёгкий снежок. Нежный пух.

Кованые ножны. Новые лыжи.

Жёлтый желток. Жужжит жук. Женя жуёт.

Жидкое желе.

7) Проспрягать предложения

Я лежал(-а) на пляже.

Я жду Женю.

Я вижу жёлтого жука.

Я живу на нижнем этаже.

Я бежал(-а) на лыжах по лыжне.

Образец:    Я бежал(-а) по лужам.

Ты бежал(-а) по лужам.

Он (она) бежал(-а) по лужам.

Мы бежали по лужам.

Вы бежали по лужам.

Они бежали по лужам.

8) Произносить (читать) предложения

Образец: Ж__е-ня, ж__у-ёт, ж__ел-ток

Дети сажали жёлуди.

Женя похожа на маму.

Жаба поймала жука.

Женя бежал на лыжах по лыжне.

Жанна лежала на пляже.

Галя сажала жасмин и жимолость.

Жужжат над жасмином жуки.

Женя любит спать на жёстком.

Жанна живёт на пятом этаже.

По лыжне бежал лыжник в жёлтом костюме.

Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки.

В снежную, вьюжную погоду надевают тёплую одежду.

Женя жаловался на боль в животе, мама уложила Женю в постель.

Летний дождик оставил на лужайке небольшие лужицы.

Поток воды бежит по жестяному жёлобу.

9) Произносить (читать) чистоговорки

Жа - жа - жа, жа - жа - жа,
Жало, жаба, жатва, жар.

Жо - жо - жо, жо - жо - жо,
Пирожок, дружок, флажок.

Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Абажур, тужурка, жук.

Жи - жи - жи, жи - жи - жи,
Жила, жир, моржи, ежи.

Кто дрожит, тот и бежит.
Живёт, не жнёт, а хлеб жуёт.

Живёт, не тужит, никому не служит.

Дружба дружбой, а служба службой.

Ёжику нужен жук на ужин.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

Пошёл котик на Торжок, купил котик пирожок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....