Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
консультация по логопедии (подготовительная группа)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

1.Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:

-рама, рама, рама, лама, рама, -колобок, колобок, коробок, колобок; -коса, коса, коза, коса;            -сытый, шитый, сытый, сытый, -чёлка, чёлка, щёлка, чёлка; -почесть, почесть, по  шесть, почесть, -гора, гора, кора, гора; - граб, граб, краб, граб;   -пороги, пороги, пороки, пороги.

2. Повтори за мной:

га-га-ха-ла     ма-ха-ма-ла       па-па-ба-па        та-да-та-да      га-га-ка-га

3.Послушай и скажи, какое слово я произнесла (по звукам):

-Д.о.м,  к.о.т,  у.т.к.а,  с.т.о.л,  в.а.з.а  и т.д

4. Какой звук потерялся в начале слова?

…ыба, …от, …ым, …кно, …учка, и т.д.

5. Какими звуками отличаются слова?

-кот-год, кора-гора, сом-дом, рожки-ложки, ветка-сетка и т д.

6. На какой звук начинаются слова?

-мука, мама; -сок, солнце, - шар, шут и т. д.

7.На какой звук заканчиваются слова?

-сыр, шар, -пол, стул, -нос, квас, -мышь, тишь   и т. д.

8.Какое слово длиннее?

-юбка-юбочка            лента-ленточка        книга-книжечка и т. д.

9. По очереди называй короткие и длинные слова:

-дом – карандаш – лук – самолёт – сок - пирамидка…

10.Звуковая цепочка (назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова)

-кот-танк-крокодил-лапа-арбуз-заяц-цыплёнок…

11. Похожи или нет слова по звучанию?

-мышка-мишка (да), рак-мак (да), корова-лошадь(нет), миска-киска(да), пол-гол (да), тетрадь-дождь (нет).

12. Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

лисичка -…сестричка, синичка, невеличка, электричка, птичка.

-ночка –… дочка, почка, бочка, точка, кочка.

-день -…пень. лень, тень.

13. Доскажи словечко: (на любой слог)

-ра-…(-кета,- дио,- кушка,- стение и т.д)     - чу-…   (-до,- жой. -кча, -лан)

Словесные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

 1.Игра «Лови да бросай- по цвету называй» (с перебросом мяча)

-зелёный-…лук, огурец, лес, лист; -красный-…флаг, помидор, огонь;            

-синее-… небо, море; -жёлтое-…солнце, - жёлтый-…лимон, перец.

2.Игра «Кто больше слов подберёт?»

-Что можно завязать? (шнурки, шарф. платок…)

-Что можно надеть? (рубашку. пальто, куртку…)

-Что можно связать? (носки, шапку, кофту…) и т.д.

3.Игра «Про что можно сказать?»        

 -свежий-…воздух. хлеб; -свежая-…зелень, газета, булка, новость                              

 -старая-…мебель. бабушка, скатерть; -старый-…дед, стул

4. Игра «Назови по пять слов» - взрослый называет любую тему: овощи, фрукты, посуда, деревья, грибы, обувь, одежда, цветы, птицы, животные; ребёнок подбирает пять слов.

-мебель-…стол, стул, шкаф, кровать, комод.

-транспорт-…машина, автобус, поезд, самолёт, самосвал.    и т.д.

4.Игра «Запоминай-ка» - родитель один раз читает следующие пары слов, который предстоит запомнить ребёнку: БУЛКА-МУКА, СЕСТРА-БРАТ, СВИТЕР-НИТКА, ПАПА-СЫН, ВАГОН-РЕЛЬСЫ, а затем проверяет: из каждой пары слов называет лишь первое слово, а ребёнок вспоминает второе.

-булка-…, сестра-…, свитер-…, папа-…, вагон-…

(лес-дерево, магазин-хлеб, сад-яблоко, корзина-подберёзовик, машина-руль)

(иголка-нитка, рельсы-поезд, дети- игрушки, лес-грибы, школа-тетрадь)

5.  Игра «Тройки слов» - на этот раз ребёнку предлагаются ряды из трёх слов, после прослушивания взрослый называет лишь первое слово, ребёнок вспоминает два остальных:

а) пряжа-нитка-свитер,           б)   окно-крыша-дом

   сирень-ваза-цветы,                     малыш-взрослый-старик

   рельсы-шпалы-поезд,                 дети-мама-папа

   мука-тесто-булка                         небо-туча-солнце

6. Игра «Цепочки слов»- взрослый называет любое слова одной темы по договоренности, например: яблоко, ребёнок повторяет его и добавляет своё слово- яблоко, груша, далее взрослый повторяет уже два предыдущих слова и добавляет третье-яблоко, груша, лимон, ребёнок повторяет три предыдущих слова и снова добавляет своё-яблоко, груша, лимон, слива и так до 5-6 слов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...

игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

картотека игр  для развития фонематического слуха и восприятия...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Данные игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слыша...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Термин «фонематическое восприятие» обозначает – «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным,...

Буклет "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия".

Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для становления всей речевой системы ребенка.  Многие игры на развитие фонематических процессов ...