Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
консультация по логопедии (подготовительная группа)
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
1.Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:
-рама, рама, рама, лама, рама, -колобок, колобок, коробок, колобок; -коса, коса, коза, коса; -сытый, шитый, сытый, сытый, -чёлка, чёлка, щёлка, чёлка; -почесть, почесть, по шесть, почесть, -гора, гора, кора, гора; - граб, граб, краб, граб; -пороги, пороги, пороки, пороги.
2. Повтори за мной:
га-га-ха-ла ма-ха-ма-ла па-па-ба-па та-да-та-да га-га-ка-га
3.Послушай и скажи, какое слово я произнесла (по звукам):
-Д.о.м, к.о.т, у.т.к.а, с.т.о.л, в.а.з.а и т.д
4. Какой звук потерялся в начале слова?
…ыба, …от, …ым, …кно, …учка, и т.д.
5. Какими звуками отличаются слова?
-кот-год, кора-гора, сом-дом, рожки-ложки, ветка-сетка и т д.
6. На какой звук начинаются слова?
-мука, мама; -сок, солнце, - шар, шут и т. д.
7.На какой звук заканчиваются слова?
-сыр, шар, -пол, стул, -нос, квас, -мышь, тишь и т. д.
8.Какое слово длиннее?
-юбка-юбочка лента-ленточка книга-книжечка и т. д.
9. По очереди называй короткие и длинные слова:
-дом – карандаш – лук – самолёт – сок - пирамидка…
10.Звуковая цепочка (назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова)
-кот-танк-крокодил-лапа-арбуз-заяц-цыплёнок…
11. Похожи или нет слова по звучанию?
-мышка-мишка (да), рак-мак (да), корова-лошадь(нет), миска-киска(да), пол-гол (да), тетрадь-дождь (нет).
12. Кто больше назовёт слов с одинаковым окончанием (рифмой)?
лисичка -…сестричка, синичка, невеличка, электричка, птичка.
-ночка –… дочка, почка, бочка, точка, кочка.
-день -…пень. лень, тень.
13. Доскажи словечко: (на любой слог)
-ра-…(-кета,- дио,- кушка,- стение и т.д) - чу-… (-до,- жой. -кча, -лан)
Словесные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания
1.Игра «Лови да бросай- по цвету называй» (с перебросом мяча)
-зелёный-…лук, огурец, лес, лист; -красный-…флаг, помидор, огонь;
-синее-… небо, море; -жёлтое-…солнце, - жёлтый-…лимон, перец.
2.Игра «Кто больше слов подберёт?»
-Что можно завязать? (шнурки, шарф. платок…)
-Что можно надеть? (рубашку. пальто, куртку…)
-Что можно связать? (носки, шапку, кофту…) и т.д.
3.Игра «Про что можно сказать?»
-свежий-…воздух. хлеб; -свежая-…зелень, газета, булка, новость
-старая-…мебель. бабушка, скатерть; -старый-…дед, стул
4. Игра «Назови по пять слов» - взрослый называет любую тему: овощи, фрукты, посуда, деревья, грибы, обувь, одежда, цветы, птицы, животные; ребёнок подбирает пять слов.
-мебель-…стол, стул, шкаф, кровать, комод.
-транспорт-…машина, автобус, поезд, самолёт, самосвал. и т.д.
4.Игра «Запоминай-ка» - родитель один раз читает следующие пары слов, который предстоит запомнить ребёнку: БУЛКА-МУКА, СЕСТРА-БРАТ, СВИТЕР-НИТКА, ПАПА-СЫН, ВАГОН-РЕЛЬСЫ, а затем проверяет: из каждой пары слов называет лишь первое слово, а ребёнок вспоминает второе.
-булка-…, сестра-…, свитер-…, папа-…, вагон-…
(лес-дерево, магазин-хлеб, сад-яблоко, корзина-подберёзовик, машина-руль)
(иголка-нитка, рельсы-поезд, дети- игрушки, лес-грибы, школа-тетрадь)
5. Игра «Тройки слов» - на этот раз ребёнку предлагаются ряды из трёх слов, после прослушивания взрослый называет лишь первое слово, ребёнок вспоминает два остальных:
а) пряжа-нитка-свитер, б) окно-крыша-дом
сирень-ваза-цветы, малыш-взрослый-старик
рельсы-шпалы-поезд, дети-мама-папа
мука-тесто-булка небо-туча-солнце
6. Игра «Цепочки слов»- взрослый называет любое слова одной темы по договоренности, например: яблоко, ребёнок повторяет его и добавляет своё слово- яблоко, груша, далее взрослый повторяет уже два предыдущих слова и добавляет третье-яблоко, груша, лимон, ребёнок повторяет три предыдущих слова и снова добавляет своё-яблоко, груша, лимон, слива и так до 5-6 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...

игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
картотека игр для развития фонематического слуха и восприятия...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
Данные игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слыша...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
Консультация для педагогов и родителей....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Термин «фонематическое восприятие» обозначает – «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным,...

Буклет "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия".
Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для становления всей речевой системы ребенка. Многие игры на развитие фонематических процессов ...