Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
консультация

Мартыненко Олеся Петровна

Термин «фонематическое восприятие» обозначает – «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Термин «фонематическое восприятие» обозначает – «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание: ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

«Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте

«Узнай свой голос». Запишите голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

«Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры.

«Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение сходных по звучанию слов

«Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов

«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

«Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

«Поймай мяч»

«Я буду тебе бросать мяч, ты будешь его ловить, а потом перебрасывать мне, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»». Начинаем: «Снег!» (ребенок ловит мяч). «Соседка» (перебрасывает мяч взрослому). «Барабан!» (взрослый бросает мяч ребенку). – Зачем же ты ловил мяч? Подумай, в слове «баараабаанн» разве есть звук «С»? Будь внимателен. Продолжаем, слушай: «салат!»; «Смотреть!»; «Сад!». Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К». Если мы (ты и я) подберем слово неверное, то пусть мяч падает, ловить его нельзя. Я начинаю: «Цветок!»; «Жук!»; «Червяк!»; «Паук!»; «Волк!»; «Снежок!»; «Котенок!»; «Синичка!» (мяч падает). «Послушай ещё раз: «Синичка». Какой звук слышен последним?» «А». Играем дальше. Называй другое слово: «Чижик!»; «Рыбак!».

«Нужный звук»

Папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т. п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т. п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает картинку – символ, правильно и громко произнося все слово.

«Достроим дом»

Игра проходит так: взрослый на листе бумаги рисует часть дома (стены). Остальным предлагается «достроить» дом, то есть дорисовать детали дома, но только лишь те, в названии которых звучит звук «Р». Каждый играющий после удачно названного слова откладывает счетную палочку, чтобы в конце соревнования подсчитать очки и определить победителя.

- Итак, начинаем. Что ты предлагаешь построить?

- Крышу.

- Скажи это слово так, чтобы было слышно, есть ли в нем звук «Р».

- Крыша.

Ребенку предоставляется возможность дорисовать крышу. Далее играющие предлагают дорисовать трубу, рамы, дверь, дверную ручку, крыльцо, порог и т. п. Совместно уточняется, из какого материала может быть построен дом, чтобы в названии материала был звук «Р» (деревянный или кирпичный), какого цвета мог бы быть кирпич (серый, красный, оранжевый, коричневый …).

Затем играющие приступают к «благоустройству»: рисуют забор, ворота, дорожку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...

игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

картотека игр  для развития фонематического слуха и восприятия...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Данные игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слыша...

Буклет "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия".

Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для становления всей речевой системы ребенка.  Многие игры на развитие фонематических процессов ...

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия

   Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различа...