"Запинки в речи. Норма или патология?"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

❗Многие родители, активно следящие за развитием ребенка, сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapinki_v_rechi.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Запинки в речи. Норма или патология?»

Многие родители, активно следящие за развитием ребенка, сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам. 

На самом деле, далеко не всегда проблема, настораживающая родителей, является действительно заиканием. Часто за него принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу.

 Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

 Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата.

Судороги бывают различной локализации:

 ✒голосовые,

 ✒артикуляционные,

 ✒дыхательные.

 Данная речевая патология может проявляться:

 •у двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;

 • у подростков с психологическими и социальными проблемами;

 • в зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.

 Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи дошкольников. Обычно они возникают в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности и сопровождаются хорошим уровнем умственного и физического развития.

 У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении истинного заикания довольно велик.

 Как же отличать речевые запинки от заикания?

 При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. При патологическом заикании речь у ребенка после этой просьбы будет только хуже. В случае присутствия итерации ребенок исправляется и речь становится лучше.

 Важно проанализировать причины нарушения ритма речи. Проблемы с запинками – это следствие эмоционального фона, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений (симптомом невроза). Запинки часто проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д.

Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции значительнее труднее, чем запинки.

Физиологические запинки в речи чаще всего возникают у детей в возрасте 3-5 лет. Они могут появляться, длиться 2-3 месяца, затем исчезать и снова появляться, и так на протяжении нескольких лет и со временем пройти без медикаментозного лечения.

Исключение составляют ситуации, когда запинки были вызваны сильным стрессом.

При коррекции запинок следует:

 ✒проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

  • проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
  • Провести курс расслабляющего массажа (если нет противопоказаний). Проводить больше времени в воде (бассейн, водоем в теплое время года, игры с водой дома). Если же у ребенка наблюдаются судороги в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ (Физиологические запинки)

Ребёнок повторяет слоги или слова только один раз (са-самолет, ба-бабуля).

 Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.

 Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э». Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

Ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз (ры-ры-рыба)

 Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.

 Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.

 Изменяется голос — становится тихим и зажатым.

 Запинки в речи присутствуют постоянно.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

В речи ребёнка много очевидных запинок.

 Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.

 Ребёнок в речи избегает произнесения некоторых слов.

 Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что ребёнок старается его скомпенсировать с помощью расслабляющих движений (например, машет рукой, топает ногой, трясет кулачком и т.д.).

 Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

 Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Рекомендации для родителей

Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, внимательно изучите проблему, обратите внимание на особенности вашего общения с ребёнком:
✒говорите доброжелательно;

 ✒смотрите ребёнку в глаза;

 ✒хвалите и называйте ласковыми словами;

 ✒говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно.

Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. В идеале, несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключить зрелищные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм"....

Заикание или психологические запинки в речи

Заикание или психологические запинки в речи  Можно ли отличить заикание от психологических запинок в речи. Внешние признаки у этих явлений похожи, но причины, а, следовательно, и действия вз...

Консультация для родителей: "Запинки в речи детей"

Часто родители обеспокоены речевым нарушением ребенка - запинками. В этой консультации я хочу помочь родителям разобраться в этой проблеме и дать рекомендации по ее преодолении....

Запинки в речи. Что делать?

Что делать родителям, когда у ребенка появились запинки в речи. ...

Консультация для родителей "Запинки в речи"

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки....

Консультация логопеда "Запинки в речи. Норма или патология?"

Данная консультация будет интересна тем, кто обеспокоен сосоянием речи детей: родителям и педагогам. Что такое запинки в речи детей, чем они отличаются от заикания. Профилактические меры....