Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»
консультация (старшая группа) на тему

Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_vospitateley.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для воспитателей

«Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

О возрастных «нормах» развития детской речи

Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм".

Считается, что норма речевого развития - обязательная точка отсчета для определения всех проявлений - как отклонений (отставании, различных нарушений), так и опережении в развитии речи. Эти "нормы" изложены в основном руководстве деятельностью педагога - "Программе", в разделе "Развитие речи", но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие "норма” довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача педагога - помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. "нормы", не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от "нормы" речевого развития и их причинах?

Педагоги сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового "стандартного" ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

Педагог имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег - непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

Специалисты отмечают, что педагоги-практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже - особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх). Немецкий детский психолог профессор Карлхайнц Зик в книге "Ребенок и его мир" (М., 1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

  1. совсем не говорит;
  2. начал говорить со значительным опозданием;
  3. развитие речи остановилось на одном уровне;
  4. ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;
  5. ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;
  6. ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);
  7. говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Характеризуя речевые проблемы детей шестилетнего возраста можно

отметить то, что:

  1. наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [р-л], [ч-ть], [ч- щ], [ч-ц], [сь-щ];
  2. словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;
  3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;
  4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи.

1.Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.

2.Осложнения беременности:        вирусные заболевания, ушибы

живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3.Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4.Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5.Влияние среды общения:        длительные психотравмирующие

ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

О целях и задачах педагогической диагностики детской речи.

Нужно ли проводить в дошкольном учреждении общего типа обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.

Обследование дает педагогу возможность:

  • контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с "отстающими" и одаренными детьми;
  • уточнять эффективность используемых методов и приемов;
  • подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;
  • своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества "детский сад - семья", так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.