Главные вкладки

    Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»
    консультация (старшая группа) на тему

    Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_dlya_vospitateley.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад для воспитателей

    «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

    О возрастных «нормах» развития детской речи

    Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм".

    Считается, что норма речевого развития - обязательная точка отсчета для определения всех проявлений - как отклонений (отставании, различных нарушений), так и опережении в развитии речи. Эти "нормы" изложены в основном руководстве деятельностью педагога - "Программе", в разделе "Развитие речи", но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

    Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие "норма” довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача педагога - помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. "нормы", не забывая при этом про индивидуальный подход.

    Что следует знать воспитателю об отклонениях от "нормы" речевого развития и их причинах?

    Педагоги сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового "стандартного" ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

    Педагог имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег - непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).

    Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

    Специалисты отмечают, что педагоги-практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже - особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх). Немецкий детский психолог профессор Карлхайнц Зик в книге "Ребенок и его мир" (М., 1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

    1. совсем не говорит;
    2. начал говорить со значительным опозданием;
    3. развитие речи остановилось на одном уровне;
    4. ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;
    5. ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;
    6. ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);
    7. говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

    Характеризуя речевые проблемы детей шестилетнего возраста можно

    отметить то, что:

    1. наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [р-л], [ч-ть], [ч- щ], [ч-ц], [сь-щ];
    2. словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;
    3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;
    4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

    Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

    Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

    Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи.

    1.Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.

    2.Осложнения беременности:        вирусные заболевания, ушибы

    живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

    3.Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

    4.Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

    5.Влияние среды общения:        длительные психотравмирующие

    ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

    О целях и задачах педагогической диагностики детской речи.

    Нужно ли проводить в дошкольном учреждении общего типа обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.

    Обследование дает педагогу возможность:

    • контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с "отстающими" и одаренными детьми;
    • уточнять эффективность используемых методов и приемов;
    • подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;
    • своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

    Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества "детский сад - семья", так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

    «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

    Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

    В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожален...

    Доклад "Совместная работа детского сада и семьи по развитию речи"

    Актуальность данной темы определяется необходимостью вызвать у ребенкачувство удовлетворения от общения. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развитияи сокровищнице...

    Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

    Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...

    доклад для воспитателей "Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"

    Музыка - самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Х...