Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.
    консультация на тему

    Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

    В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей  и особенностей детей разных возрастных групп.

             Современные педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные.

             Безусловно, обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskaya_rech_i_normy_rech_razv.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Детская речь: « нормы» и диагностика речевого  развития.

            В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей  и особенностей детей разных возрастных групп.

            Современные педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные.

            Безусловно, обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

            Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

            Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т.д.

            Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую активизации определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания.

            Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

                    О возрастных « нормах» развития детской речи.

            Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

    Считается, что норма речевого развития -  обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений), так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

            Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей  различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т.е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

                       Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы»

                                          речевого развития  и их причинах ?

            Воспитатели  неспециализированных детских садов, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка помочь малышу, страдающему речевыми нарушениями.

            Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не учили  слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и  ошибок коллег – непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад. где не уделяли должного внимания его речи).

            Тем не менее воспитателю необходимо иметь некоторые представления о

    наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

            Специалисты отмечают, что педагоги-практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отклонения в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх.

            Немецкий детский психолог профессор Карлхайц Зик  в книге «Ребенок и его мир» (М. 1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

    - совсем не говорит;

    - начал говорить со значительным опозданием;

    - развитие речи остановилось на одном уровне;

    - ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

    - ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

    - ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

    - говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

            Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз или заключение, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

            Воспитатель должен иметь представления и об основных причинах  отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

    1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.
    2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
    3. Особенности родов: стремительные или затяжные;  осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
    4. Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония. Отиты, сотрясения и ушибы мозга. Менингиты и менингоэнцефалиты.
    5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность), двуязычие в семье.

              Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются  «зоной риска».

            К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

    1) очень внимательно смотрит на рот говорящего,  «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

    2) стараются подойти к  говорящему очень близко и не отводить глаз;

    3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

    4) не реагируют на слова, если не  видят говорящего;

    5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

            Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры с аудиометрической аппаратурой, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

    Консультация для воспитателей:

    Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

                                                                 Составила:

                                                                 Уч- логопед  Хайбуллина А.М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

    «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

    Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

    Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм"....

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

    Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

    Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...

    Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

    Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...