Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»
    материал по теме

    Ковалёва Марина Алексеевна

      «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

    В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них - отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей детей разных возрастных групп.

    Нужно ли проводить в ДОУ обследование детской речи? На этот счёт есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

    Обследование даёт педагогу возможность: - контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

    - уточнять эффективность используемых методов и приёмов;

    - подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

    - своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

    Безусловно, обследование речи - дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно - ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

    Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым» поведением ребёнка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

    Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно- печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

    Перед обследованием какой - либо из сторон речи педагог обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков.Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

    Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение. Обычно подобная работа проводится в ДОУ в начале учебного года, в середине и в конце.

    Умение контролировать речь ребёнка - необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

    Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимание на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их.) Воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к логопеду.

    Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

    1) совсем не говорит;

    2) начал говорить со значительным опозданием;

    3) развитие речи остановилось на одном уровне;

    4) ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

    5) ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

    6) ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается);

    7) говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

    _________Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах

    речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

    Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

    Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

    1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

    2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота,стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

    3. Особенности родов: стремительные или затяжные, осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

    4. Заболевания ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно - кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

    5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, психические травмы, социально - бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье. Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

    К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

    1) очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

    2) стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

    3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

    4) не реагируют на слова, если не видят говорящего;

    5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания. Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3-х лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

    Итак, правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества «детский сад — семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребёнка с неуспехами другого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx20.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

     «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

            

    В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них - отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей детей разных возрастных групп.

    Нужно ли проводить в ДОУ обследование детской речи? На этот счёт есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

    Обследование даёт педагогу возможность: - контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

    - уточнять эффективность используемых методов и приёмов;

    - подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

    - своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

    Безусловно, обследование речи - дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно - ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

    Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым» поведением ребёнка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

    Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно- печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

    Перед обследованием какой - либо из сторон речи педагог обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

    Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение. Обычно подобная работа проводится в ДОУ в начале учебного года, в середине и в конце.

    Умение контролировать речь ребёнка - необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

    Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимание на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их.) Воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к логопеду.

    Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

    1) совсем не говорит;

    2) начал говорить со значительным опозданием;

    3) развитие речи остановилось на одном уровне;

    4) ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

    5) ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

    6) ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается);

    7) говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

    _________Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах

    речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

    Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

    Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

    1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

    2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

    3. Особенности родов: стремительные или затяжные, осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

    4. Заболевания ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно - кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

    5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, психические травмы, социально - бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье. Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

    К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

    1) очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

    2) стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

    3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

    4) не реагируют на слова, если не видят говорящего;

    5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания. Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3-х лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

    Итак, правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества «детский сад — семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребёнка с неуспехами другого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

    Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм"....

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

    Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

    В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожален...

    Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

    Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

    Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"

    Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....

    Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

    Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...

    Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

    Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...