Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»
материал по теме

Ковалёва Марина Алексеевна

  «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них - отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей детей разных возрастных групп.

Нужно ли проводить в ДОУ обследование детской речи? На этот счёт есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

Обследование даёт педагогу возможность: - контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

- уточнять эффективность используемых методов и приёмов;

- подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

- своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

Безусловно, обследование речи - дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно - ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым» поведением ребёнка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно- печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой - либо из сторон речи педагог обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков.Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение. Обычно подобная работа проводится в ДОУ в начале учебного года, в середине и в конце.

Умение контролировать речь ребёнка - необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимание на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их.) Воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к логопеду.

Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1) совсем не говорит;

2) начал говорить со значительным опозданием;

3) развитие речи остановилось на одном уровне;

4) ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5) ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

6) ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается);

7) говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

_________Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах

речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота,стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные, осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевания ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно - кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, психические травмы, социально - бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье. Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1) очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2) стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4) не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания. Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3-х лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Итак, правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества «детский сад — семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребёнка с неуспехами другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

        

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них - отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей детей разных возрастных групп.

Нужно ли проводить в ДОУ обследование детской речи? На этот счёт есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребёнка в группе.

Обследование даёт педагогу возможность: - контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одарёнными детьми;

- уточнять эффективность используемых методов и приёмов;

- подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них разнообразные дидактические игры, упражнения;

- своевременно корректировать рабочие планы, дополнять и изменять их.

Безусловно, обследование речи - дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно - ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым» поведением ребёнка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно- печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой - либо из сторон речи педагог обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение. Обычно подобная работа проводится в ДОУ в начале учебного года, в середине и в конце.

Умение контролировать речь ребёнка - необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимание на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их.) Воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к логопеду.

Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1) совсем не говорит;

2) начал говорить со значительным опозданием;

3) развитие речи остановилось на одном уровне;

4) ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5) ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

6) ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается);

7) говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

_________Напоминаем: педагог, заметив отставание в сроках и темпах

речевого развития ребёнка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребёнка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом педагог в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.

2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные, осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевания ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно - кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, психические травмы, социально - бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье. Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1) очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2) стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4) не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания. Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3-х лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Итак, правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружного сообщества «детский сад — семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию, совершенствованию или коррекции, воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребёнка с неуспехами другого.