Доклад "Совместная работа детского сада и семьи по развитию речи"
материал по развитию речи на тему

Чернова Наталья Викторовна

Актуальность данной темы определяется необходимостью вызвать у ребенка

чувство удовлетворения от общения. 

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развития

и сокровищницей всех знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_rechi_1.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    

                                        детский сад "Светлячок"  

           

                                               

                 Доклад

     «Совместная работа детского сада и семьи

                     по развитию речи детей»              

Составила : Н.В.Чернова

             

Речь - это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С её помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.

           Речь имеет очень большое значение для умственного развития. Дети, не умеющие говорить, отстают в своём развитии. Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трём годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко, и доступно не только педагогу, но и родителям.

         Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребёнка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Учился грамотно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.
        Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями, направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребёнка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие не только речи, но и мышление ребёнка.

         Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний; поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли.

         На занятиях в детском саду и в повседневном общении педагоги уделяют большое внимание речевому развитию ребёнка: упражняют детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учат их, говорить достаточно громко, не спеша, развивают фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать о том, что ребёнок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребёнка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства-школе, знание некоторых приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, всё это, несомненно, поможет организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

        Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки. кубики). Цель их -сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. А также:
- словесные игры ("Что в мешочке?", "Что из чего сделано?");
- дидактические упражнения.

       Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения слов.

       После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом.

      С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей.
Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово. Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

        Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать.

         Таким образом, в воспитании и образовании маленьких детей имеют тесные контакты дошкольного учреждения и семьи. При этом наиболее полно используются педагогические возможности, обеспечивающие становление личности ребёнка, создаются условия, необходимые для всестороннего, гармонического развития детей.


                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи".

В данной статье раскрывается значение семьи в речевом развитий ребёнка и необходимость тесного сотрудничества с педагогами детского учреждения, которое посещает ребёнок....

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка

Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе....

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

«Преемственность в работе детского сада и семьи по развитию речи детей»

       Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и раб...

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...