Мозжечковая дизартрия: симптомы и приемы коррекционно-педагогической работы
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются этиология, патогенез и симптоматика мозжечковой дизартрии, возникающей при поражении мозжечка или его проводящих путей. Описываются основные методы коррекционно-логопедической работы, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, улучшение координации движений и восстановление просодической организации речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мозжечковая дизартрия: симптомы и приемы коррекционно-педагогической работы
В статье рассматриваются этиология, патогенез и симптоматика мозжечковой дизартрии, возникающей при поражении мозжечка или его проводящих путей. Описываются основные методы коррекционно-логопедической работы, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, улучшение координации движений и восстановление просодической организации речи.
Мозжечковая дизартрия — это речевое расстройство, обусловленное поражением мозжечка или его проводящих путей. Данная форма дизартрии характеризуется нарушением мышечного тонуса языка, что приводит к дискоординации артикуляционных движений, изменению просодики и общей разборчивости речи.
Как отмечают исследователи, «у больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает» [4, с. 45]. Это вызывает специфические речевые нарушения, требующие комплексного логопедического воздействия.
Симптомы мозжечковой дизартрии и клиническая картина мозжечковой дизартрии включает следующие проявления:
- диспросодия — утрата ритмичности и плавности речи;
- толчкообразный речевой поток с нарушением акцентов;
- непостоянство силы голоса и скандированность;
- артикуляционные нарушения: звонкие звуки произносятся глухо, мягкие — твердо;
- гипотония мимической и жевательной мускулатуры, приводящая к отсутствию мимики и затруднению пережевывания пищи;
- тремор голоса при произнесении протяжных гласных;
- нарушение координации движений, изменение почерка, неустойчивость походки [3, с. 78].
Коррекционно-педагогическая работа
Основная задача логопедической коррекции — стабилизация мышечного тонуса и преодоление атаксии. В работе применяются следующие методы:
1. Артикуляционные упражнения
Комплекс направлен на нормализацию тонуса мышц языка:
1. Удержание широкого расслабленного языка у нижних зубов (5–10 сек.).
2. Многократное произнесение звука [т] («т-т-т-т»).
3. Массаж языка легкими покусываниями.
4. Движения языком вправо-влево без смещения челюсти.
5. Облизывание губ и зубов круговыми движениями.
6. Упражнение «Щелканье языком» (присасывание к нёбу с последующим отрывом).
2. Работа с просодикой и автоматизация звуков
- Скороговорки для улучшения плавности речи:
«Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу…»
«Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят…»
- Дыхательные упражнения для стабилизации голосоподачи.
3. Коррекция атаксии и дисфагии
- Логопедический массаж (после консультации невролога).
- Упражнения на координацию (статическая и динамическая устойчивость).
-Методы профилактики аспирации при дисфагии.
В заключении хотелось бы отметить, что мозжечковая дизартрия требует системного подхода, включающего артикуляционную гимнастику, работу над просодикой и коррекцию двигательных нарушений. Регулярное выполнение упражнений способствует улучшению речевой функции и качества жизни пациентов.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии. — М.: АСТ, 2019. — 192 с.
2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Владос, 2021. — 320 с.
3. Винарская Е. Н. Дизартрия. — СПб.: Каро, 2018. — 240 с.
4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией. — М.: Просвещение, 2020. — 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии
В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....
Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР
В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограничен...

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....
Методы и приемы коррекционно-педагогической работы
Решающую роль в предупреждении нарушений в развитии детей играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДИЗАРТРИЕЙ»
Цель мероприятия: расширить представления родителей воспитанников в вопросах организации коррекционно-педагогической работы с детьми дизартрией.Задачи мероприятия:Установить партнерские и доверительны...

