Мозжечковая дизартрия: симптомы и приемы коррекционно-педагогической работы
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Наталья Николаевна Скорнякова

 

В статье рассматриваются этиология, патогенез и симптоматика мозжечковой дизартрии, возникающей при поражении мозжечка или его проводящих путей. Описываются основные методы коррекционно-логопедической работы, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, улучшение координации движений и восстановление просодической организации речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mdizartrii.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мозжечковая дизартрия: симптомы и приемы коррекционно-педагогической работы

В статье рассматриваются этиология, патогенез и симптоматика мозжечковой дизартрии, возникающей при поражении мозжечка или его проводящих путей. Описываются основные методы коррекционно-логопедической работы, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, улучшение координации движений и восстановление просодической организации речи.  

Мозжечковая дизартрия — это речевое расстройство, обусловленное поражением мозжечка или его проводящих путей. Данная форма дизартрии характеризуется нарушением мышечного тонуса языка, что приводит к дискоординации артикуляционных движений, изменению просодики и общей разборчивости речи.  

Как отмечают исследователи, «у больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает» [4, с. 45]. Это вызывает специфические речевые нарушения, требующие комплексного логопедического воздействия.  

Симптомы мозжечковой дизартрии и клиническая картина мозжечковой дизартрии включает следующие проявления:  

- диспросодия — утрата ритмичности и плавности речи;  

- толчкообразный речевой поток с нарушением акцентов;  

- непостоянство силы голоса и скандированность;  

- артикуляционные нарушения: звонкие звуки произносятся глухо, мягкие — твердо;  

- гипотония мимической и жевательной мускулатуры, приводящая к отсутствию мимики и затруднению пережевывания пищи;  

- тремор голоса при произнесении протяжных гласных;  

- нарушение координации движений, изменение почерка, неустойчивость походки [3, с. 78].  

Коррекционно-педагогическая работа  

Основная задача логопедической коррекции — стабилизация мышечного тонуса и преодоление атаксии. В работе применяются следующие методы:  

1. Артикуляционные упражнения  

Комплекс направлен на нормализацию тонуса мышц языка:  

1. Удержание широкого расслабленного языка у нижних зубов (5–10 сек.).  

2. Многократное произнесение звука [т] («т-т-т-т»).  

3. Массаж языка легкими покусываниями.  

4. Движения языком вправо-влево без смещения челюсти.  

5. Облизывание губ и зубов круговыми движениями.  

6. Упражнение «Щелканье языком» (присасывание к нёбу с последующим отрывом).  

2. Работа с просодикой и автоматизация звуков  

- Скороговорки для улучшения плавности речи:  

 «Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу…»

«Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят…»

- Дыхательные упражнения для стабилизации голосоподачи.  

3. Коррекция атаксии и дисфагии  

- Логопедический массаж (после консультации невролога).  

- Упражнения на координацию (статическая и динамическая устойчивость).  

-Методы профилактики аспирации при дисфагии.  

В заключении хотелось бы отметить, что мозжечковая дизартрия требует системного подхода, включающего артикуляционную гимнастику, работу над просодикой и коррекцию двигательных нарушений. Регулярное выполнение упражнений способствует улучшению речевой функции и качества жизни пациентов.  

Список литературы  

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии. — М.: АСТ, 2019. — 192 с.  

2. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Владос, 2021. — 320 с.  

3. Винарская Е. Н. Дизартрия. — СПб.: Каро, 2018. — 240 с.  

4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией. — М.: Просвещение, 2020. — 156 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии

В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....

Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограничен...

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы

Решающую роль в предупреждении нарушений в развитии детей играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДИЗАРТРИЕЙ»

Цель мероприятия: расширить представления родителей воспитанников в вопросах организации коррекционно-педагогической работы с детьми дизартрией.Задачи мероприятия:Установить партнерские и доверительны...