Практико-методический проект «Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Реализация проекта, направленного на формирование слоговой структуры слова (ССС) у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) через использование игр и игровых упражнений, является необходимой и крайне актуальной по следующим причинам:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.45 КБ | |
| 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-методический проект «Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Актуальность.
Реализация проекта, направленного на формирование слоговой структуры слова (ССС) у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) через использование игр и игровых упражнений, является необходимой и крайне актуальной по следующим причинам:
- Важность возраста 6-7 лет для подготовки к школе:
- Этот возраст основной этап подготовки к школьному обучению. Несформированность ССС создает препятствия для полноценного овладения грамотой: чтением (трудности слияния слогов) и письмом (неверная передача звуко-слогового состава слова). Ошибки (пропуски, перестановки слогов, упрощения слов, например: телевизор - тевизор) неизбежно ведут к возможному возникновению стойких нарушений письма и чтения (дисграфии и дислексии).
- Нарушение ССС ограничивает коммуникативные возможности ребенка. Речь остается малопонятной для окружающих, что провоцирует замкнутость, снижение самооценки, появление комплексов и серьезно затрудняет социализацию в новом школьном коллективе.
- Специфика речевого развития детей с ТНР:
- У детей с тяжелыми речевыми диагнозами (такими как общее недоразвитие речи III-IV уровня, моторная алалия, тяжелая дизартрия) нарушение слоговой структуры является одним из наиболее стойких и трудно корригируемых дефектов, что подтверждается исследованиями Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Оно не компенсируется спонтанно и требует целенаправленной, длительной и систематической коррекционной работы.
- Дети с ТНР часто имеют сопутствующие трудности, например: сниженную память, неустойчивость внимания, недостаточность слухового восприятия и фонематического анализа, ограниченный объем восприятия, моторные нарушения. Традиционные, преимущественно традиционные методы коррекции ССС для них часто оказываются малоэффективными, утомительными и демотивирующими.
- Доказанная эффективность игровых методов для данной категории детей:
- Мотивация: игра является ведущей деятельностью дошкольника и мощнейшим естественным стимулом для ребенка 6-7 лет. Она создает эмоционально комфортную, безопасную среду для обучения, минимизирует тревожность и страх ошибки, характерные для детей с ТНР. Ребенок активно включается в процесс, так как хочет играть.
- Разносторонность и комплексность воздействия: Игровые методы позволяют решать широкий спектр задач одновременно:
* Сенсорное развитие (восприятие ритма, темпа, звуков).
* Моторное развитие (артикуляционная, общая, мелкая моторика через движения, хлопки, отстукивания).
* Когнитивное развитие (тренировка внимания, памяти, мышления, воображения).
* Речевое развитие (формирование не только ССС, но и обогащение лексики, грамматики, фонематических представлений).
* Социально-коммуникативное развитие (формирование навыков соблюдения правил, взаимодействия).
* Опора на непроизвольные процессы: Игровые упражнения обеспечивают необходимое многократное повторение сложных слоговых моделей (СГ, СГС, ССГ, СГСГ, ССГС и т.д.) в увлекательной форме, без монотонного заучивания. Дети усваивают материал непроизвольно, в ходе активной деятельности.
* индивидуальный подход: игры легко адаптировать под индивидуальные особенности, стартовые возможности и темп каждого ребенка с ТНР, варьируя сложность правил, используемый материал и уровень самостоятельности.
* Практическая направленность: игра моделирует **ситуации, максимально приближенные к реальному общению, где навык правильного воспроизведения слова становится необходимым условием успеха ("скажи волшебное слово", "назови предмет точно ").
- Социально-педагогическая значимость проекта:
- Профилактика вторичных нарушений: Своевременная и адекватная коррекция ССС через игровые методы – это эффективная профилактика школьной дезадаптации, стойкой неуспеваемости (особенно по русскому языку и чтению) и связанных с этим психологических проблем.
- Повышение результативности коррекции: Систематическое использование игр делает логопедические занятия более привлекательными, динамичными и продуктивными, способствуя более быстрому и прочному переносу отработанных навыков в спонтанную речь.
- Соответствие современным образовательным стандартам (ФГОС ДО, ФОП): проект напрямую отвечает требованиям стандартов к формированию речевых компетенций, развитию коммуникативных УУД и созданию специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ через использование адекватных возрасту и особенностям развития форм, методов и приемов работы, каковыми и являются игры.
Таким образом мы видим, что формирование слоговой структуры слова (ССС) у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является важным, но одновременно одним из наиболее сложных направлений логопедической коррекции. Эта сложность обусловлена глубиной и устойчивостью дефекта при ТНР, необходимостью одновременной работы над слуховым восприятием, ритмической организацией, моторным программированием и кинетической основой речи.
Своевременность и эффективность коррекции ССС в данном возрасте имеют неоспаримое значение. Если целенаправленная работа не будет проведена в полном объеме в период активной подготовки к школе (6-7 лет), то высока вероятность наложения стойких вторичных дефектов. К ним относятся:
1. Специфические нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия): Несформированность ССС неизбежно приводит к грубым ошибкам на письме (пропуски, перестановки, добавления слогов и букв) и значительным трудностям при овладении навыком чтения (нарушение слияния слогов, угадывающее чтение).
2. Школьная дезадаптация и неуспеваемость: трудности в письме и чтении становятся основой для стойкой неуспеваемости по основным предметам (особенно русский язык, чтение), что ведет к потере мотивации к обучению.
3. Психологические и коммуникативные проблемы: неуспешность в ведущей деятельности (учебной), с малопонятной речью, провоцируют развитие негативных личностных черт (заниженная самооценка, тревожность, замкнутость), усугубляют трудности в общении со сверстниками и учителями.
Игровые методы, представленные в Приложении в данном проекте, выступают наиболее физиологичным, мотивирующим и эффективным инструментом для преодоления указанных сложностей в работе с детьми с ТНР. Они позволяют в доступной и привлекательной форме проводить интенсивную, многократно варьируемую отработку слоговых моделей, обеспечивая комплексное воздействие и создавая условия для переноса навыков в спонтанную речь.
Реализация проекта является необходимым условием для:
* Эффективного преодоления устойчивого дефекта ССС у детей с ТНР.
* Предупреждения (профилактики) тяжелых вторичных нарушений письма, чтения и школьной дезадаптации.
* Обеспечения успешной интеграции детей в образовательное пространство школы.
* Достижения полноценной коммуникативной компетентности и позитивной социализации.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена острой необходимостью применения высокоэффективных, научно обоснованных и соответствующих возрастным особенностям игровых технологий для решения сложнейшей задачи коррекции слоговой структуры слова у детей с ТНР в критически важный предшкольный период, что является залогом предотвращения серьезных вторичных дефектов и их негативных последствий для всего дальнейшего развития и обучения ребенка.
Цель проекта: формирование слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста 5 – 7 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений.
Задачи:
1. Развитие речеслухового восприятия.
2. Развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
3. Развитие темпо-ритмической организации движений и действий.
4. Развитие способности к серийно-последовательной обработке информации.
5. Формирование умения воспроизводить цепочки слогов, слова различной слоговой структуры.
6. Формирование умения составлять предложения со словами различной слоговой структуры.
7. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов.
8. Повышение компетентности в вопросе формирования слоговой структуры.
Планируемые результаты:
1. Дети научатся без ошибок воспроизводить цепочки слогов, слова различной слоговой структуры, составлять предложения со словами различной слоговой структуры.
2. Сформируется навык фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов.
3. Будут развиты речеслуховое восприятие, пространственно-временные представления, оптико-пространственная ориентация, темп и ритм речи.
4. Повысится компетентность родителей в вопросах формирования слоговой структуры слов, расширятся возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. Участники проекта: учитель-логопед, педагоги, дети дошкольного возраста 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР III уровня), родители.
Тип проекта: индивидуально-подгрупповой, практико-ориентированный, долгосрочный (01.09.2024 – 31.05.2025).
Этапы проекта:
- Организационный
- Основной
- Заключительный
Механизм реализации проекта:
I.Организационный этап.
Осуществляет учитель-логопед. Срок проведения сентябрь 2024года.
- Диагностика уровня сформированности слоговой
структуры слова и предпосылок её формирования у
детей дошкольного возраста 5-7 лет с тяжёлыми
нарушениями речи .
- Анализ диагностирования материалов.
- Подбор методической литературы, дидактического
материала, иллюстраций по теме проекта.
- Подборка игр, игровых упражнений, практических
заданий для развития формирования слоговой
структуры слова и её предпосылок.
- Изучение интернет-ресурсов, технологий,
методических пособий по преодолению нарушений
слоговой структуры слова у детей.
- Определение этапов работы по формированию
слоговой структуры слова и её предпосылок.
II. Основной этап
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры
Осуществляется учителем-логопедом, педагогами, детьми, родителями.
Работа на невербальном уровне.
- Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий. Срок реализации -октябрь-май.
Дидактические игры и игровые упражнения: «Повтори за мной», «Кто как ходит?» «Листопад», «Стучи – как я считаю», «Теремок», «Строим дом, «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Весёлые инструменты», «Движения животных»,
«Передай привет».
- Совершенствование статической и
динамической координации движений пальцев
рук. Срок реализации: октябрь-май.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений:
«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
«Пианино» (поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно).
«Кулак – ладонь» (поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.
«Кулак – ребро», «Кулак – ребро – ладонь», «Кулак левой руки–ребро правой руки», «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -..)
- Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов
артикуляции при выполнении совместных движений. Срок реализации: октябрь-май.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений:
«Губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам», «Совместное выполнение артикуляционного
упражнения с последовательными движениями пальцев рук», «Поочередное сгибание и разгибание пальцев», «Пересчет пальцев» и т.д
Работа на вербальном материале :
- Формирование пространственно-временных представлений.
Срок реализации: октябрь-май.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Найди начало, середину, конец», «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, последний?» (сказка
Репка) «Расскажите, что видите», «Подбери дорожку», «Впереди-позади», «Живые вагончики», «Весёлые игрушки», «Угадай игрушки», «Собери сказку», «Строим город», «Белка на ёлке», «Кот на лесенке», «Солнышко» и др.
- Развитие ориентации в собственном теле.
Создать условия для освоения детьми собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии(лево, право); уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади»,
«наверху», «внизу», «далеко», «близко».
Срок реализации: октябрь-май.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Вот какие мы», «Наводим порядок», «Ладошки и следы», «Обезьянки», «Зарядка для кукол», «Кто где находится», «Далеко-близко» и др.
- Дифференциация на слух слов длинных и коротких по слоговому контуру.
Срок реализации: октябрь-ноябрь.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Поднимись по лесенке», «Прошагай слово», «Найти длинное слово среди коротких» и др.
- Различение слогового ряда.
Развивать умение отличать ряд из двух слогов от одного слога
Срок реализации: октябрь-ноябрь.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз «тук», коза-два раза-«тук-тук»)
- Закрепление восприятия и произнесения гласных звуков
Срок реализации: октябрь.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике», «Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши», «Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией», «Послушай, повтори», «Прочитай буквы», «Слуховой и
зрительный диктанты: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО», «Послушай, повтори» (с выделением ударного звука: АУА, АУА,
АУА), «Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом», «Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А;ААА;
ААА; ААА»
- Восприятие и произнесение слогов.
Срок реализации: октябрь-декабрь.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений: «Составление всех возможных слогов из предложенных», «Нанизывание колец на стержни с
одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог)», «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог», «Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением), «Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов», «Скажи на один слог
больше», «Скажи на один слог меньше, чем я», «Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су», «Отстукивание слоговых цепочек путем
соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же
пальцами: са-со-со, со-са-со», «Чтение или повторение за логопедом серии слогов», «Запомни и повтори цепочку слогов», «Придумать цепочку из
стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги», «Придумать слог к схеме», «Скажи наоборот», «Выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов»
- Восприятие и произнесение слов различной
слоговой сложности.
В ходе отработки слов различной слоговой структуры обращается внимание на
смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Срок реализации: декабрь-май.
Примеры дидактических игр и игровых упражнений:
«Есть или нет», «Бывает- не бывает», «Найди слово», «Закончи слово», «Угадай начало слова», «Чем похожи слова?», «Найди маленькое слово в
большом», «Сделай одно слово из двух», «Поменяй части слова», «Добавлялки», «У Антошки», «Сочинялки», «Замени неподходящее слово», «Кто кем был?», «Придумать слова, оканчивающиеся на – ЧОК», «Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых
состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки)», «Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку», «Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-ши-ши — ...», «Подобрать рифму к словам», «Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это?», «Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик,парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер».
- Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, птешек, законченных предложений, стихов и других текстов.
Заучивание проводится с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки и без них. При заучивании стихов необходимо
убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого задаются вопросы по картинке, в последствии по услышанному содержанию.
Срок реализации: январь-май.
Примеры простых дидактических игр и игровых упражнений:
- Та-ра-ра! Та-ра-ра! Ушли кони со двора!
- Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!
- Би-би-би, — гудит машина. — Не поеду без бензина!
- Ква-ква-ква, — кричит лягушка. Ку-ку-ку, — кричит кукушка.
- Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!
- Наши уточки с утра: кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда: га-га-га-га!
А индюк среди двора: бал-бал, балда-балда!
Наши гуленьки вверху: гру-гру!
Наши курочки в окно: ко-ко-ко!
А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку! и др.
- Работа с родителями.
Срок реализации: октябрь-май.
Примерный план мероприятий:
Консультация «Работа в семье по формированию слоговой структуры слова у детей», памятки, , семинар-практикум «Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова в детском саду и дома».
- Работа с педагогами.
Срок реализации: октябрь-май.
Примерный план мероприятий:
Оформление картотеки по формированию слоговой структуры слова, консультация «Особенности формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР», мастер-класс «Дидактические игры в работе воспитателя по формированию слоговой структуры слова».
III. Завершающий этап.
Срок реализации май 2025г.
- Диагностика уровня развития сформированности слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи .
- Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
- Итоговое родительское собрание или консультации родители-дети с анализом результатов.
Вывод:
В результате реализации данного проекта повысился уровень сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников, созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование игр и игровых упражнений, инновационных технологий в работе по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста 6-7 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи, позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям. На основании проделанной работы, можно сделать вывод, что данный проект, актуален и имеет большую практическую значимость.
Литература
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой
структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие - М.: Книголюб. Серия «Логопедические технологии», 2005.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Москва: Сфера, 2007.
4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
6. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции слоговой с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
"Весенние приключения»
Форма занятия:
- Подгрупповая
- количество детей: 5 человек
- возраст: 6 лет
- речевой статус детей: общее недоразвитие речи
- время занятия: 25-30 минут
Образовательные области:
1) приоритетная: речевое развитие
2) в интеграции: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развивать слоговую структуру слова
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-отработка произношения трехсложных слов со стечением согласных;
-продолжать автоматизировать звук Л в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках и предложениях;
-активизация словаря;
-закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным на уровне словосочетания;
-закреплять умение составлять и распространять предложение
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику и координацию движений
З. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельности, доброжелательности, ответственности, инициативности;
- воспитание самоконтроля за собственной речью.
Ход занятия:
Л-д: - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуйте,- слово какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, мы скажем этому дню,
Здравствуйте, скажем мы всем и всему.
Видеозвонок.
Здравствуйте. Я помощник весны «Солнечный зайчик». Знаю, что вы поскорей хотите, что бы пришла тёплая, ласковая и весёлая Весна с тёплыми денёчками, листочками, цветочками. Наверняка вам не терпится достать из кладовочек свои велосипеды и ролики. Правда!? А чтобы Весна тепло скорее принесла, вы можете её помочь и отыскать клад. Отыскать клад будет непросто. Чтобы вы не заблудились, я вам дам карту с заданием. Вы готовы отправиться в приключения?... Ну тогда желаю вам удачи. До встречи!
Л-д: Ну что, ребята отправляемся в путь?
- Да!
Л-д: Вот и карта волшебника. Смотрите, у нас уже есть первое задание. Читаю задание:
Задание на экране: « Мяч от пола отбивайте, слог на звуки разъединяйте. Назовёте звуки в слоге, пройдёте дальше по дороге».
Л-д: . Вот так звучит первое задание волшебника. Ну что, начинаем? ( с мячом)
Каждому ребёнку л-д кидает мяч со слогом из 3х звуков. Ребёнок ударяет мяч об пол произнося с каждым ударом изолированный звук слога.
Клу, Кло, Кла, Клы, Клэ
Ребят, молодцы. Вот как быстро справились с первым заданием. А у нас, посмотрите, появилось уже второе задание.
Задание:«Чтобы вам пройти все кочки, скажите слогов цепочки.»
Ребята, я буду называть цепочкой слоги, а вам на каждый словг нужно будет наступить на кочку и пройти все кочки. Пойдемте.
…, слушай внимательно: Гла, гло, глу, глы.
Ребёнок шагает по кочкам и повторяет в той же последовательности, в которой сказал логопед.
…, слушай внимательно: Пла, пло, плу, плы.
…, слушай внимательно: дла, дло, длу, длы.
…, слушай внимательно: бла, бло, блу, блы.
…, слушай внимательно: сла, сло, слу, слы.
Л-д: Молодцы! Вот мы преодолели с вами кочки.
Посмотрите на карту, у нас третье задание. Читаю задание волшебника.
Задание: Идите к озеру слов.
Нужно все слова словить,
Их на части поделить,
А потом проговорить.»
Для начала нам нужно выловить все, что у нас в озере. Возьмите каждый в руки удочку. Выловите все слова, упавшие в наше озеро. Но запомните, всё, что вы выловите, вслух не произносите. Сейчас я каждого из вас попрошу подойти ко мне (к доске), показать свою картинку, назвать слово и выложить столько кирпичиков сколько слогов в слове.
-сосулька
- лужа
-проталина
-ласточка.
- солнышко.
Молодцы. Вы и с этим заданием справились блестяще!
Сейчас мы с вами выполним волшебное упражнение для глаз. Глазки смотрят вправо, влево. Глазки смотрят вверх и вниз, глазки дети опустили, что мы видим?
-Река.
Правильно.
Смотрим, какое же следующее задание нам приготовил Солнечный зайчик.
«За словом словечко. перед вами речка.
Слово вы договорите, на тот берег перейдите.»
Вот мы пришли с вами к реке. Нам надо речку будет перейти через мост. Посмотрите, мост очень узкий, переходить надо будет очень аккуратно. Но для начала нам нужно будет выполнить задание Солнечного зайчика. Я буду называть словосочетание, но оно будет проговорено не до конца. Вам надо будет его договорить.
- Олеся, белое об….
- …лако.
- Теперь проговори полностью.
- Белое облако.
- Молодец. Можешь пройти по мосту.
Солнечный лу..чик, весёлая ка…пель, ласковое сол..нышко.
Вот мы и перешли с вами речку слов. Но посмотрите, кто же у нас опять на пути? Кто же мешает нам пройти? Кто это?
Выставлена картинка: весенние приметы.
Назовите приметы весны.
Вы все правы. А раз мы всё знаем с вами про весну предлагаю проговорить их чистоговоркой. Я буду говорить и только один из вас повторяет, а Пальчиками будем выполнять вот такие движения ( соединять поочерёдно каждый пальчик с большим) на каждое слово..
Ла- ла- ла к нам пришла весна.
Ло- ло- ло- на улице тепло.
Ель-ель-ель- песенку поет капель.
Леть-леть-леть – просыпайся медведь.
Ля-ля-ля расцветай земля!
Ну что же дальше? Давайте посмотрим, какое задание у нас приготовил для нас Солнечный зайчик.
Задание «Путь подходим к завершению
и приближаясь к кладу,
лишь создаваясь предложение,
вам, ребята, надо»
Вот как звучит самое последнее и самое сложное задание помощника весны.
Ребята, вам нужно будет составить предложение с помощью картинок на специальном схеме. Смотрите, какие слова мы будем использовать в предложении.
Картинки на доске: идущие ноги, весна, солнышко, батарея, птица, летящая птица(самолёт как тень)
Эта картинка обозначает слово «весна». Эта картинка обозначает слово «солнечная». Эта картинка обозначает действие «пришла». Эта картинка обозначает слово «тёплая». Эта картинка обозначает слово «птица». И эта картинка обозначает слово действие «прилетели».
Картинки вы будете переставлять в специальные схемы которые я вам буду показывать
Вот так вы будете это делать.(л-д показывает как и куда передвигать картинки) Хорошо? Начинаем. Первая схема:
/_______ _________ .
Ксюша, из скольких слов состоит предложение?
-Из двух.
-Какое можно составить предложение по этим картинкам?
-пришла весна.
Составь на доске пожалуйста. Передвигай картинки и проговаривай чётко предложение.
-пришла весна.
/_____ _______ ______. Пришла солнечная весна.
/_____ _______ ______ ______. Пришла солнечная тёплая весна.
/_____ _______ ______ ______ и _____ _____. Наступила солнечная тёплая весна и прилетели птицы.
Вот мы и прошли все задания весёлого солнечного зайчика!
Звонок. Ребята, я вас поздравляю, вы прошли все задания. Теперь вы можете открыть клад. А я с вами прощаюсь. До скорой встречи!
Ну что, ребята, давайте пойдем посмотрим, что у нас внутри клада. Откроем его. Что там?
-Слоги.
-Правильно.
-Слог, правильно произнесённый– это и есть настоящий клад. Потому что из слогов состоят слова, из слов состоят предложения, а из предложений наша речь. И добрый солнечный зайчик приготовил вам за ваши старания небольшие подарочки- весенние раскраски. И когда вы их аккуратно раскрасите, обязательно придёт настоящее весеннее тепло. Держите расскраски.
И я благодарю вас за старания, очень хорошо вы трудились.
Говорим гостям нашим «До свидания».
Дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
План опробирован, используется в коррекционно-развивающей работе. Может быть полезен учителям-логопедам ДОУ, особенно молодым специалистам, студентам....

Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети. 1. Прочтите предложения, которые б...

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и упражнений.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в о...
Рабочая программа по формированию слоговой структуры слов для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова у детей с ТРН...
Подгрупповое логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Путешествие с Незнайкой".
Цель данного занятия: формирование слоговой структуры слова....

Подгрупповое логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Путешествие с Незнайкой"
В процессе занятия закрепляется умение делить слова на слоги, определять количество слогов, давать краткие и полные ответы на вопросы. Отрабатывается умение произносить слова со стечением согласных....
