Индивидуальное логопедическое занятие Тема: «Цирк»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_attestatsii_tsirk_2.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Цирк»

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить артикуляционный и оптический образ звука (Р), умение определять
наличие звука в словах;

- автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках;

- закреплять умения проводить звуковой анализ слова: определение позиции звука в слове;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия
профессий;

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
существительных родительного падежа;

- активизировать словарь по теме «Цирк»;

2. Коррекционно - развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, голос, речевое дыхание;

- развивать мимику, артикуляционную и мелкую моторику; внимание, память,
мышление.

4. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятия;

 - положительный эмоциональный настрой, самоконтроль за речью, активность в течение всего занятия;
5. Здоровьесберегающие:

- соблюдать правильную посадку;

 - соблюдать режим охраны зрения;

- чередовать статические и динамические задания;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • ноутбук, презентация «Цирк»;игра «Один- много»
  • игрушки: клоун, мяч; мячик-массажер; тигр тумбы ,шляпа фокусника
  • предметные картинки: со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова; попугай Ара ,фокусник, клоун с шарами ,цифры, картинка цирка
  • «звуковая дорожка» (дорожка -  сенсорная, выполнена из разных круп-гречки, );

Ход занятия.

Организационный момент:

Логопед:

Давайте порадуемся солнцу и птицам…

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живёт на этой планете.

Доброе утро скажем мы вместе

Поздоровайся с гостями. Доброе утро всем!

- Послушай загадку, попытайтесь отгадать и ответить, что это?

-Приходить туда мы рады

Утром, вечером и днем

Тигр, клоун, акробаты

 Выступают в доме том

Р: Это цирк

-Правильно, это Цирк .Сегодня отправимся в цирк на представление. (Картинка - цирк)

-А ты была когда –нибудь в цирке? А любишь ли ты цирк? Кто там выступает? Назови.

 Р: (Артисты – силачи, жонглеры, канатаходцы, дрессировщики  акробаты,  наездники, гимнасты ,фокусники ,клоуны  и др.) Логопед: Правильно, все они артисты цирка.

О них наша гимнастика для язычка.

-Давай её выполним

Артикуляционная гимнастика: «Артисты цирка» (слайды)

Логопед:

1. Упражнение «Улыбка» Ты сейчас тяни губки. Я увижу твои зубки. Улыбайся, веселей! Цирк ждёт к себе гостей.

- А сейчас наш язычок превратится в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

2.Упражнение «Качели». Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

-       А сейчас нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу по манежу и громко цокают копытами.

3.Упражнение «Лошадка».  Но, лошадка поскачи. Едут, едут на лошадках, Едут наши циркачи.

-А ещё в цирке будет играть оркестр и гармошка.                        

 4.Упражнение «Гармошка» Рот пошире открывай,

                                                  На гармошке поиграй.

-  А ещё в цирке будет играть оркестр и барабанщики.

5.Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,

Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.

6.-Представим, как на цирковой арене нас будет встречать фокусник.

Логопед: Превратимся в фокусников  и поиграем  в волшебный  аэробол

-Вдох носиком и затем сильно дуем в трубку, чтобы  шарик  парил в воздухе и вернулся в корзину. Развиваем речевое дыхание. Упражнение «Фокус». (игра Аэроболбол) дыхательное упражнение

- Молодец, ты хорошо «размял» свой язычок.

Логопед:

-На чем можно ехать в цирк? на транспорте на каком?

Ребенок -: на автобусе, машине…

Л: -  Для этого  заведем моторчик и поедем в цирк.

- Заводи  моторчик .мотор рычит р- р- р. и произноси длительно на одном выдохе Р-Р-Р,громко веди пальчиком по дорожке, а теперь тихо.

  Сенсорные - дорожке ( -гречка)

Логопед: 

Автоматизация звука «Р» изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Характеристика звука [Р]. Анализ артикуляции: ( по карточкам) 

Логопед:

- Какой звук ты сейчас произносил? (Р)

-в каком положении находятся губы? (губы улыбаются)

 -Что делают зубы?( зубы разомкнуты)

-Что делает язычок? (поднимается к бугоркам за верхние зубы и дрожит)

-Какая воздушная струя? (воздушная струя сильная)

-Послушай слово «цирк».

-Какой звук я выделяла? (звук Р)

 Дай характеристику звуку, какой он?

Ребенок: Согласный (потому что язычок  создает преграду воздуху.твердый, звонкий, обозначается, синим цветом, буквой «Р

Логопед- Со звуком «Р» мы сегодня поиграем и в цирке побываем.

«Чтобы четко говорить

           И звук «Р» произносить,

           Надо с пальцами дружить.

           1,2,3,4,5 -буду с мячиком играть:

 Покатаю, покручу

 И в руках его сожму

В руку правую возьмем

В кулачок его сожмем

В руку левую возьмем

В кулачок его сожмем

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки

И похлопаем немножко

Потрясем свои ладошки».

Логопед:

Вот мы и в цирке.

 Представление начинается.

1)Автоматизация звука в слогах:

Логопед

 -Нас встречает клоун  Рома, он веселый и старается развеселить всех (игрушка ) (слайд - клоун с воздушными шарами). - 

Он продаёт воздушные шары, но чтобы их купить, нужно прочитать слоги на воздушных шарах, а ты повторяй

(ра, ро. ру, ры, ар, ор,ур, ыр)

 Логопед:

- Представление продолжается. (Картинка - попугай) На арене попугай Ара. Попугай совсем недавно научился произносить слоги с трудным звуком «Р». Поможем ему? Я буду показывать карточки с цифрами, а ты повтори слоги за попугаем столько раз, какую цифру я покажу.

- Кра (цифра 3), бры (цифра 2), дро (цифра 4), тру (цифра 5), кры (цифра 3)

- Молодец! Ты хорошо умеешь рычать.

Автоматизация в словах:

3) Игра «Большой - маленький»(на слух)

Логопед;

-На арене выступает фокусник  ( картинка-фокусник)

(можно предложить ребенку надеть шляпу фокусника и стать маленьким фокусником)

Он может из большого предмета сделать маленький. Поможем ему.

Логопед Большое ведро, а маленькое

Р:- большое ведро –а  маленькое ведёрко

Торт- маленький  тортик,

Карандаш - карандашик 

Горка- горочка

Рыба-рыбка

Дорога-дорожка

Пирог-пирожок

Коробка-коробочка

Игра: « Один -много» ) на слайде презентации

Логопед:  

-Фокусник ещё может один предмет превратить в множество:

Ребенок продолжает

помидор -  помидоры,

ромашка -  ромашки,

 арбуз -  арбузы,

 ракета -  ракеты,  

друг- друзья,

 ворона -  вороны,

горка -горки

 жонглер- жонглеры,

 артист –артисты,

акробат-акробаты 

-А сейчас выступает клоун Рома (слайд- клоун)

5) Мимическая гимнастика: «Клоун»

-Я могу быть весёлым. (упражнение «Веселый клоун»)

-Могу удивляться (упражнение «Клоун удивляется»)

 -Возьму загрущу. (упражнение «Грустный клоун»)

-И опять улыбнусь. (упражнение «Весёлый клоун»)

-Тут зачем- то рассержусь. ( Упражнение «Клоун сердится»)

 -И опять развеселюсь. (упражнение «Весёлый клоун»)

Автоматизация в предложениях:

Логопед:

-А что делает клоун в цирке? (всех смешит). Послушай, правильно ли он говорит и исправь его ошибки.

6) Игра: «Бывает, не бывает»

-Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова) - -Дорога едет по грузовику. ( Грузовик едет по дороге) -Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник) -Забор красит Рому. (Рома красит забор)

7) Игра: «Повтори за мной» (кинезиологические упражнения)

Логопед: - Повторяй за мной – клоуна изображай

Правой рукой зажать нос, левой рукой взять правое ухо. Хлопнуть в ладоши и поменять: левой рукой зажать нос, а правой рукой левое ухо. Хлопнуть и поменять.

Логопед:

 Между цирковыми представлениями артистов в цирке устраивают перевыв ,который  называется антракт ( логопед просит повторить это слово).Сейчас тоже отдохнем и устроим  разминку.

8) Зрительная гимнастика: «Цирк»

           Глазами поведи вокруг-

           Перед тобой арены круг.

           На арену вниз смотри-

           Там борцы - богатыри.

           Вверх глаза подняли –

           Гимнастов увидали.

           Влево, вправо посмотрели:

           Как качают их качели.

          На арену клоун вышел (шагает на месте-

Кто из нас о нем не слышал (разводит руки в стороны

Поклонился ,улыбнулся

Потянулся, повернулся

Он присел, потом привстал

Головою покачал

Мы захлопали в ладоши

Значит клоун был хороший (показывает класс)

9) Развитие звукового анализа.

Логопед: А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный тигр(слайд)

-Тигр должен забраться на одну из трех тумб. Если звук [ Р] в слове находится в начале слова, заберется на первую тумбу, если звук [ Р] в середине слова- на вторую тумбу, если звук [ Р] в конце слова- на третью тумбу.

Логопед показывает картинки: помидор, рысь, забор, морковь, рубашка, груша…

10) Автоматизация в предложениях, (мнемотехника)

Логопед: Вот и подходит к концу наше путешествие в цирк. Давай расскажем, кто выступал в цирке.

«Первым в цирке выступал клоун Рома. Он продавал воздушные шары. Вторым выступал попугай ара с цифрами. Третьим выступал фокусник с картинками. Четвертым выступал клоун Рома с играми. В цирке играл оркестр. В конце выступал дрессированный тигр. Он прыгал с тумбы на тумбу. Мне очень понравилось в цирке!»

11)  Итог занятия.

Логопед:

Какой же звук мы брали с собой в цирк? Р:(звук «Р»)

-Понравилось ли тебе в цирке? Кто больше всего  понравился?

-Клоун Рома прощается с тобой. Давай сделаем ему подарок. (улыбка клоуна)

-Молодец, ты очень хорошо справился со всеми заданиями! Клоун Рома приготовил  – раскраска.(про цирк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПОСТАНОВКА [Л]

 ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААлисова Е.И., учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №8 с...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Конспект индивидуального логопедического занятия “В цирке. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах ”. для детей 6- 7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия “В цирке. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах ”....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»

Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема занятия: «Автоматизация звука [Ц] в словах и предложениях»

Цель: Автоматизация четкого и правильного произношения звука  [Ц] в самостоятельной речиЗадачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить правильное произношение звука Ц в слогах, словах и предложе...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: Мелкая моторика.

Цель занятия: развитие мелкой моторики.Задачи:1. вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным;2. развивать умение вытягивать вперед округлые губы;3. вырабатывать дли...