Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях
консультация по логопедии

Консультация логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда ДОУ: Использование нейрогимнастики на логопедических занятиях

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о нейрогимнастике - эффективном инструменте, который может значительно повысить результативность логопедических занятий. Включение элементов нейрогимнастики в логопедический процесс помогает улучшить не только речевые навыки, но и общее развитие ребенка, а также повысить его обучаемость.

Что такое нейрогимнастика?

Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активизацию различных отделов головного мозга через движения тела. Эти упражнения стимулируют межполушарное взаимодействие, улучшают когнитивные функции, такие как внимание, память, мышление, а также координацию движений и сенсорное восприятие.

Зачем нейрогимнастика на логопедических занятиях?

Речевые нарушения часто связаны с проблемами в работе головного мозга, в частности с недостаточной координацией между различными его отделами. Нейрогимнастика помогает:

  • Активизировать мозговую деятельность: Улучшает кровоснабжение мозга, стимулирует образование новых нейронных связей.
  • Развивать межполушарное взаимодействие: Синхронизирует работу правого и левого полушарий, что особенно важно для развития речи.
  • Улучшить концентрацию внимания: Помогает ребенку лучше сосредотачиваться на занятиях, снижает отвлекаемость.
  • Развивать координацию движений: Улучшает общую и мелкую моторику, что тесно связано с развитием речи.
  • Снизить уровень стресса и тревожности: Помогает ребенку расслабиться и чувствовать себя комфортнее на занятиях.
  • Улучшить память и мышление: Способствует более эффективному усвоению материала.

Как использовать нейрогимнастику на логопедических занятиях?

Нейрогимнастику можно включать в разные этапы занятия:

  • В начале занятия (активация): 2-3 упражнения для подготовки мозга к работе. Например, “Перекрестные шаги”, “Ухо-нос”, “Лезгинка”.
  • В середине занятия (переключение): 1-2 упражнения для снятия напряжения и восстановления внимания. Например, “Ленивые восьмерки”, “Дыхание животом”.
  • В конце занятия (закрепление): 1-2 упражнения для интеграции полученных знаний и улучшения запоминания. Например, “Сложная координация”, “Зеркальное рисование”.

Примеры упражнений нейрогимнастики для логопедических занятий:

  • Перекрестные шаги: Стоя, касаемся правым локтем левого колена и наоборот. Улучшает координацию и межполушарное взаимодействие.
  • Ухо-нос: Одной рукой беремся за кончик носа, а другой – за противоположное ухо. Затем одновременно меняем положение рук. Развивает внимание и координацию.
  • Лезгинка: Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая – кулаком. Поочередно меняем положение рук. Развивает координацию и внимание.
  • Ленивые восьмерки: Рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку сначала одной рукой, затем другой, а затем обеими руками вместе. Улучшает зрительно-моторную координацию.
  • Дыхание животом: Кладем руку на живот и делаем медленный вдох, так чтобы живот надулся. Затем медленный выдох, втягивая живот. Улучшает концентрацию и снижает напряжение.
  • Сложная координация: Одной рукой гладим живот по часовой стрелке, а другой – хлопаем по голове. Развивает координацию и внимание.
  • Зеркальное рисование: Рисуем одновременно обеими руками на листе бумаги зеркально симметричные рисунки. Развивает межполушарное взаимодействие и творческое мышление.
  • Колечко: Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в колечко большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Сначала в прямом, затем в обратном порядке. Улучшает мелкую моторику и координацию.

Важные моменты при использовании нейрогимнастики:

  • Учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка: Выбирайте упражнения, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка.
  • Начинайте с простых упражнений и постепенно переходите к более сложным.
  • Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять упражнения: Подчеркивайте связь между упражнениями и улучшением речи.
  • Создавайте положительную атмосферу на занятиях: Поощряйте ребенка и хвалите его за старания.
  • Чередуйте нейрогимнастику с другими видами деятельности: Чтобы избежать переутомления.
  • Регулярность: Нейрогимнастика наиболее эффективна при регулярном выполнении.

В заключение:

Нейрогимнастика – это ценный инструмент, который позволяет сделать логопедические занятия более эффективными и интересными для детей. Она способствует не только развитию речи, но и улучшению когнитивных функций, координации движений и общего развития ребенка. Внедрение нейрогимнастики в логопедическую практику поможет вам достичь лучших результатов в коррекции речевых нарушений и подготовить детей к успешному обучению в школе.

Желаю вам творческих успехов в вашей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование сказок на логопедических занятиях.

Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте ...

Использование игр на логопедических занятиях.

Игры, которые можно использовать на логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков....

Нейрогимнастика на логопедических занятиях.

Нейрогимнастикой можно назвать гимнастику для мозга. Основой здесь будут именно двигательные упражнения, именно двигательная активность является базовой для психоэмоционального развития ребенка....