конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, во фразе.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Соскал Екатерина Васильевна

конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, во фразе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_sh2.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25» города Кызыла Республики Тыва

667003, г. Кызыл ул. Калинина, зд. 2 г, тел: 6-05-78, 6-12-28, e-mail: dou2525@yandex.ru

Технологическая карта логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.

 Приключение с шишкой-малышкой Шишой»

Разработал:

учитель-логопед Соскал Е.В.

город Кызыл

2023 год

Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы

Соскал Екатерина Васильевна, МАДОУ «Детский сад № 25» города Кызыла РТ

Тип группы

Логопедический пункт (I год обучения, подготовительная к школе группа)

Тип занятия

Повторение и систематизация полученных знаний

Форма занятия

Индивидуальное логопедическое занятие

Образовательная область

«Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Используемые технологии

Игровая, здоровьесберегающая

Тема занятия

Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразовой речи. Приключение с шишкой-малышкой Шишой

Цель

Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи

     1. Коррекционно-образовательные задачи:

 -закрепить правильное произношение звука [ш] изолированно, в слогах, словах и во фразовой речи.

 -уточнить правильную артикуляцию звука [ш].

 -упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

 -продолжать учить определять позицию звука в словах.

 -упражнять в согласовании числительных с существительным;

 -закрепить предлоги НА, ПОД с определением местоположения.

 -продолжать формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и    

  последовательность слогов в слове.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;

-развивать пространственное мышление, координацию речи с движением;

-развивать фонематических слух и восприятие;

-развитие слухоречевой памяти;

-развитие длительного плавного выдоха.

3. Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство сопереживания, доброты;

-воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование:

Персонаж шишка-малышка Шиша, шишки, сумочка, магнитная доска, детский стол и стулья, следы, снежинки, картинки со звуком (ш), аудиозапись (скрип снега), мешочки со схемами позиции звука в слове (в начале, середине и в конце).

Организационная структура логопедического занятия

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность            учителя-логопеда

Деятельность воспитанника

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1.Вводная часть. Организационный момент

(3 мин)

Сюрпризный момент

-Здравствуй, я рада тебя сегодня видеть.

-К нам сегодня пришел гость. С ним произошла необычная история. Послушай.

Ребенок приветствует педагога

Заинтересовать и обеспечить включение воспитанника в совместную деятельность.

- В лесу на опушке росла красавица елка. Висели на елке шишки. Бух! Одна шишка упала с елки и побежала. А шишка оказалась не простой, а шишкой-малышкой. Шапочку натянула, лапоточки обула, шарф завязала, варежки надела и к нам прибежала. Пока бежала, все вещи растеряла. А зовут нашу гостью шишка-малышка Шиша.

(учитель-логопед показывает персонажа)

Ребенок внимательно слушает рассказ.

Здоровается с Шишкой-малышкой.

-Поможем Шише собрать растерявшие вещи в лесу?

Ребенок отвечает на вопрос

Создать мотивацию для дальнейшей деятельности воспитанника

2. Основная часть.

Актуализация знаний. Открытие новых знаний. Выполнение действий по поставленным задачам.

(22 мин)

Артикуляционная гимнастика

- Сейчас мы угостим с тобой Шишу чаем и отправимся в путь.

- Давай испечем к чаю вкусных блинов (упражнение «Блинчик»).

- Нальем ароматного чая в чашку (упражнение «Чашечка»).

- К блинам добавим вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»).

-  И угостим бубликами (упражнение «Бублик»).

Ребенок вместе с педагогом садятся за стол.

Ребенок выполняет упражнения для губ и язычка

Подготовить к правильному произношению звука

Закрепление навыка правильного произношения звука [Ш]

- Какой знакомый звук ты слышишь в имени нашего гостя, Шишка-малышка Шиша.

- Правильно, звук Ш.

- Вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? 

- Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

- Верно, они круглые как бублик.

 -Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Поднимается вверх в форме чашечки)

 -А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта? (Выходит, струя теплого воздуха).

- Какой звук Ш? (согласный, твёрдый, глухой)

Ответы ребенка.

Ребенок дает

характеристику звука с опорой на схемы

Повторить правильный артикуляционный уклад звука (ш).

Дидактическая игра «Закончи слово» Закрепление изолированного звука [Ш]

- Молодец. Вот мы и вспомнили наш звук, можем отправляться в гости к Шише в лес.

- Послушай, как скрипит снег по ногами: ш, ш, ш, ш. Делай шажок и произноси звук [ш] в конце каждого моего слова: 

Камы(ш), ду(ш), малы(ш), шала(ш), каранда(ш), ланды(ш).

Ребенок делает шаг и заканчивает слово звуком [Ш]

Автоматизация звука [Ш] изолированно

Дидактическая игра «Эхо». Закрепление звука в слогах. Развитие слухоречевой памяти.

- Вот мы и на лесной опушке. В лесу живет эхо. Увидеть его нельзя, а услышать можно. Повтори за мной.

ША-ШО-ШУ

АШ-ОШ-УШ

ШКА ШКО ШКИ

АШК ОШК УШК

Ребенок повторяет слоги за педагогом.

Автоматизация звука [Ш] в слогах (открытых, закрытых и со стечением согласных)

Дыхательная гимнастика 

- А вот и предметы, которые растеряла Шиша. Снегом припорошило, сдуй снежок и назови что там.

Ребенок выполняет дыхательную гимнастику (вдох носом и плавный выдох ртом через трубочку), дует раздувая снежинки. Находит картинки со звуком Ш и называет слова

(шапка, шуба, мешок, пешка, пышка, штаны, подушка )

Закрепить правильный речевой выдох и слов со звуком (ш)

Дидактическая игра «Назови ласково». Закрепление звука в словах.

- Шиша у нас маленькая, и все предметы у нее маленькие.

- У нас шапка, а Шиши …(шапочка).

- У нас шуба, а у Шиши…. (шубка).

- У нас мешок, а у Шиши … (мешочек).

- У нас пешка, а у Шиши …(пешечка).

- У нас пышка, а Шиши … (пышечка).

- У нас штаны, а у Шиши … (штанишки).

- У нас подушка, а у Шиши ... (подушечка).

Ребенок заканчивает предложение образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Автоматизация звука [Ш] в словах.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Дидактическая игра «Собери в мешочек». Определение позиции звука в слове.

- Молодец, теперь давай поможем Шише собрать в мешки предметы со звуком Ш. Если ты услышишь в слове звук в начале слова, то клади в первый мешок. В середине – в средний мешок, а если в конце слова в последний мешок.

Ребенок определяет позицию звука [Ш] в словах и раскладывает по мешочкам

Развивать фонематический слух

Динамическая пауза

(2 мин)

Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Шишка»

- Ты справилась! Предлагаю поиграть с Шишей.

Я в лесу нашла шишку,

Шершавую малышку,

Крепко ее сжимаю, в ручках ее катаю,

По ладошкам бам, бам, бам

И соседу передам, держи! 

Ребенок вместе с педагогом выполняет упражнение с шишками

Внести эмоциональный заряд, снять усталость и напряжение. Закрепить звук (ш)

Развитие координации движения и речи

Дидактическая игра «Сосчитай шишки». Согласование числительных с существительным

- Посмотри, сколько шишек-малышек шишинят ждут нашу Шишу.

- Давай попробуем с тобой посчитать, сколько всего шишек.

- Считаем: одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек.

Ребенок согласовывает числительные с существительным

Упражнять в согласовании числительных с существительным

Дидактическая игра «Прятки». Закрепление звука во фразовой речи. Закрепление предлог НА, ПОД с определением местоположения

- У шишинят есть любимая игра - прятки. Они предлагают найти предметы со звуком Ш.

- Под шишкой каша. На шишке… Под шишкой ... На шишке …. Под шишкой...

Ребенок называет предмет указывая на его местоположения используя предлоги НА, ПОД

Автоматизация звука [Ш] во фразе.

Закрепить предлоги НА, ПОД с определением местоположения

Дидактическая игра «Поможем шишкам развесить предметы»

- А сейчас поможем развесить предметы на елочку. С одним слогом повесь там, где висит одна елочная игрушка. С двумя слогами, там, где две игрушки висят.  Где висят три игрушки слова, где есть три слога.

ШКАФ, ШТАН-ГА, ШАМ-ПУНЬ, КА-ШЕ-ЛЕК, МА-ШИ-НА.

Ребенок делит слова на слоги и развешивает на елочку предметы по количеству шаров (1 шар-1 слог, 2 шара- 2 слога, 3 шара-3 слога)

Формировать умение выполнять слоговой анализ

3.Заключительная часть.

Итог. Систематизация знаний

(3 мин)

Словесная рефлексия

- Шиша очень рад, что мы побывали у него в гостях, но нам пора возвращаться в сад. А чтобы было весело идти будем проговаривать чистоговорку.

Как погода хороша! Ша-ша-ша.

Свежим воздухом дышу!  Шу-шу-шу.

Солнце греет хорошо! Шо-шо-шо.

Как приятно на душе! Ше-ше-ше.

Ребенок вместе с педагогом проговаривает чистоговорку

Воспитывать говорить красиво и правильно

 -Какой звук помогал тебе сегодня в этом путешествии?

-Где мы были с тобой?

-Что мы делали?

Ребенок отвечает

Формирование навыков самоанализа, рефлексия собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, во фразе.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, во фразе....