Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)
Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР
Многие родители уверены, что если ребёнок читает, то и писать будет грамотно. На самом деле не обязательно. Дисграфия – нарушение письма. Это нарушение является серьёзным препятствием во владение ученика грамотой на начальном этапе обучения и в усвоении грамматики родного языка в дальнейшем. Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами детей: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный; появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мотоцикил» вместо мотоцикл; перестановка букв или слогов, например «тко» вместо кто, «на девери» вместо на дереве обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «моёт» вместо моют: звонкие и глухие согласные: «трупочка» вместо трубочка и т.п.
У учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и сс, и делают ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, не видят различия в звуковых сочетаниях: тя-тья, ря-рья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.
Поэтому одним из разделов работы логопеда в группе является развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребёнка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого можно переходить к слоговому составу слова. Дети знакомятся со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение логопед придаёт выделению гласных звуков (букв) из слова. К концу обучения дети овладевают навыком звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено звукопроизношение и остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память на протяжение всей коррекционной работы в содержание занятий включаются задания, направленные на их развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.
Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Статья по логопедии содержит материал о причинах, механизмах и проявлении нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Презентация на тему: «Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР»
Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватыва...

Консультация для родителей на тему «Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».
Детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не овладевших нормативными сроками звуковой стороной языка, в возрасте 5-6 лет каждый год становится больше....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР"
ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР...
Нарушение фонематического восприятия у детей с ТНР
Нарушение фонематического восприятия у детей с ТНР...