«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи, как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО
материал по логопедии

Ермакова Татьяна Александровна

«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи,

как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи,

как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО

МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти

Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в области познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения с ровесниками и взрослыми. Поэтому очень важно заботиться о своевременном развитии речевой деятельности детей, о чистоте и правильности речи, предупреждая, таким образом, возможные и исправляя  различные речевые нарушения.

Особенно это актуально в настоящее время, когда при технократичности и мобильности окружающей реальности пассивный словарь значительно выше активного словаря ребёнка. Дети  всё понимают, но мотивация к живому общению незначительна. От этого очень страдает речевая деятельность ребёнка, она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным словарным запасом, что приводит к агрессивности, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что хочет сказать. Это, в свою очередь, не может не отражаться на межличностных взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми и оптимальной социализации в обществе.

Поэтому, задача взрослых состоит в последовательном расширении кругозора детей и формировании социально-коммуникативных навыков. Ребёнок должен получить не только чёткие представления об окружающей действительности, но и уметь гармонично жить в ней.

При ознакомлении родителей с результатами первичного логопедического обследования, определившего нарушения речевой деятельности ребёнка, как правило, первую фразу, которую можно услышать от родителей: «Мы в другой детский сад не пойдём! Со временем научиться говорить, ничего страшного! У нас так папа говорил». И уговорить их обратиться к услугам ПМПК тоже, как правило, очень сложно. Но даже при выдаче выписки из протокола ПМПК, где чётко прослеживается подтверждение предварительного диагноза и рекомендуется обучение и воспитание ребёнка по адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР, большинство родителей по-прежнему предпочитают оставить всё как есть. Понятно, что в первую очередь такие родители думают о собственном удобстве, а не о психическом развитии ребёнка, но, тем не менее, мы не в праве их осуждать. Задачей специалистов ДОО является повышение уровня компетентности родителей в данном вопросе, оказание психологической поддержки и обеспечение психолого-педагогического сопровождения на всех этапах оказания своевременной помощи детям с речевыми нарушениями.

Таким образом, определились противоречия:

  1. С одной стороны ФГОС ДО выделяет социально-коммуникативное и речевое развитие детей дошкольного возраста, акцентируя внимание на развитие речи, как средстве общения, а с другой стороны наблюдается кризис речевой культуры в обществе (небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия «культура речи», заимствование иностранных слов).
  2. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013г. декларирует инклюзивное образование, однако во многих ДОО нет соответствующих условий для подобного рода практики (детей с ТНР гораздо больше, чем может охватить учитель-логопед в рамках одной ставки).
  3. ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013г. декларирует социальное партнёрство ДОО с семьёй, как условие повышения качества дошкольного образования, однако в вопросе речевого развития детей дошкольного возраста уровень социального партнёрства с родителями не является оптимальным.

Возникает профессиональная проблема:

Как своевременно корректировать речевые нарушения дошкольников, если количество детей с нарушениями речи гораздо больше, чем полагается на ставку учителя-логопеда и (или) группа уже сформирована?

Метод и формы работы в данном направлении представлены в описании психолого-педагогического проекта «Давай поговорим!» (таблица № 1), результатом которого явился конструктор паспорта речевого развития воспитанников с речевыми нарушениями:

  • титульный лист,
  • предварительное заключение учителя-логопеда, заключение ПМПК, направления коррекционной работы,
  • подробная информация о диагнозе ребёнка, расширяющая представление родителей об имеющихся у него нарушениях
  • артикуляционные упражнения (картинки или фото),
  • упражнения дыхательной гимнастики,
  • речевые игры
  • экран настроения/ календарь эмоций во время занятий
  • мои достижения

Таблица № 1

Описание психолого-педагогического проекта «Давай поговорим!»

Название проекта:

«Давай поговорим!»

Образовательные области:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский

Участники:

  • Родители;
  • дети 4-6 лет;
  • педагоги
  • учитель-логопед
  • инструктор по физической культуре (плаванию)

Продолжительность проектной деятельности:

Учебный год – 9 месяцев

Раздел программы:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Направление «Речевое развитие»

Тема программы:

Формирование у родителей целостного представления о нарушениях речи у детей дошкольного возраста, причинах их возникновения

Тематическое поле:

Партнёрское взаимодействие с родителями в вопросах развития речевой деятельности ребёнка; формирования навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками; пополнения и активизации словаря

Проблема

Наличие защитных механизмов у родителей при ознакомлении их с предварительными заключениями учителей-логопедов и фактом направления детей с речевыми нарушениями на ПМПК

Цель

  1. Партнёрское взаимодействие ДОО с семьёй в вопросах психофизиологического и речевого развития детей
  2. Оформление индивидуальных паспортов речевого развития воспитанников с нарушениями речи

Причины

  1. Недостаточный уровень осведомлённости родителей по данному вопросу
  2. Низкий уровень словарного запаса детей
  3. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями
  4. Отказ родителей от прохождения ПМПК и как следствие - отсутствие документальных оснований у учителя-логопеда для работы с этими детьми
  5. Наличие трудностей у воспитателей при взаимодействии с детьми с особыми возможностями здоровья

Задачи

  1. Активизация речевой деятельности детей
  2. Оптимизация детско-родительских отношений
  3. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников

Мероприятия

Старшему воспитателю (методисту) обеспечить:

  1. анкетирование родителей по выявлению типичных способов воспитательного воздействия на ребёнка;
  2. организацию и проведение общесадовых тематических родительских собраний, семинаров-практикумов, педагогических советов

Педагогу-психологу, учителю-логопеду и инструктору по физической культуре (плаванию) провести:

  1. родительские собрания:
  • «Речевые нарушения детей среднего дошкольного возраста и их последствия при отсутствии своевременной помощи ребёнку»;
  • «О недопустимости жестокого обращения с детьми»;
  • «Профилактика психоэмоционального утомления детей с нарушениями речи с помощью игровых плавательных упражнений в бассейне»;
  1. индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики познавательного и речевого развития дошкольников;
  2. тематические встречи с родителями (по запросу родителей):
  • «О психологической готовности детей к школе»;
  • «О наказании детей»;
  • «О правилах конструктивного общения или чем руководствоваться в затруднительных ситуациях»;
  • тренинг по гармонизации детско-родительских отношений;
  • «Родители - первые помощники учителя-логопеда»;
  • «Гармонизация детско-родительских отношений посредством занятий в бассейне»;
  1. оформить письменные консультации (по запросу родителей):
  • «Капризы. Причины. Пути их устранения»;
  • «Раздражающие привычки»;
  • «Детская ложь»;
  • «Памятка для родителей по проведению логопедических занятий дома»
  • «Наши любимые игры в воде»
  • «Если ребёнок боится воды»
  • «Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного возраста»;
  1. оформить буклеты для родителей и педагогов:
  • «Как воспитывать ребёнка в семье»;
  • «Как организовать здоровый, полноценный сон ребёнка»;
  •  «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»;
  • «Артикуляционная гимнастика»;
  • «Логопедические игры по дороге домой»;
  • «Игры на кухне»;
  1. семинары-практикумы для педагогов:    
  • «Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими неврологические нарушения»;
  • «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»;
  • «Слышу звук – произношу правильно»;
  • «Оживи картинку»;
  1. провести мастер-классы для родителей:
  • «Релаксационные и дыхательные упражнения в воде»
  • «Комплексы дыхательной гимнастики по И.Н. Стрельниковой»;
  1. провести тренинг: «Совершенствование педагогического общения воспитателей»;
  2. психолого-педагогическое сопровождение при обследовании детей учителями-логопедами;
  3. психолого-педагогическое сопровождение семьи при прохождении ПМПК;
  4. психологическую акцию для детей «Играем вместе!»

Воспитателям организовать:

  1. чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, скороговорок, пословиц;
  2. оформление тематических родительских уголков с буклетами, письменными консультациями;
  3. детское творчество «Я и моя семья»;
  4. оформление речевых уголков.

Результат

Наличие индивидуальных «паспортов речевого развития» детей с нарушениями речи

Критерии результата

  • Материал имеет образовательно-воспитательное значение, как для детей, так и для взрослых – родителей, педагогов
  • Совместная деятельность родителей с ребёнком способствует формированию чувства значимости  и навыков уверенного поведения
  • «Паспорта речевого развития» воспитанников эстетически оформлены, материал доступен пониманию, интересен и детям, и родителям, содержание соответствует цели.

Ресурсы

Кто:

  • дети групп среднего и старшего дошкольного возраста,
  • родители,
  • воспитатели,
  • узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре (плаванию))

Что:

  • интернет
  • методическая литература:
  • «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • «Игры на управление гневом» - набор карточек Е.Лютовой-Робертс, Г. Мониной;
  • «Справочник педагога-психолога» (детский сад);
  • «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи» Авторы программ: Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина.
  • Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы.
  • Пищекова Н.В. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

-   материалы и инструменты для детского творчества

-   акваоборудование

Форма презентации

  1. Творческая презентация индивидуальных «паспортов

      речевого развития» (выставка с согласия родителей)

  1. Сообщение на родительском собрании в сентябре  

      следующего учебного года (как представление опыта)

В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности

  1. Социально-коммуникативная:
  • умение получать необходимую информацию;
  • умение принимать и оказывать помощь;
  • умение сотрудничать с ребёнком, не доминируя над ним
  • умение работать над собой (устранение

      психологических барьеров  в общении)

  1. Технологическая:
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение вести наблюдение за изменениями в эмоциональных и поведенческих реакциях ребёнка;
  • умение правильно произносить звуки, строить фразы, регулировать своё речевое поведение;
  • умение самостоятельно снижать уровень астенизации через оптимизацию физической нагрузки
  1.  Информационная:
  • умение ориентироваться в информационных источниках;
  • умение делать выводы из полученной информации;
  • умение понимать необходимость той или иной информации;
  • умение задавать вопросы на интересующую тему и давать правильные ответы, исходя из личного опыта и наблюдений

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный

  • привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития дошкольников после предварительного обследования учителями-логопедами (тематические встречи, родительские собрания, индивидуальное консультирование);
  • мотивировать на самостоятельный поиск информации по предварительному заключению речевого развития своего ребёнка;
  • сформулировать проблему – перевод ребёнка в специализированную дошкольную образовательную организацию или группу, материальные затраты при частных занятиях с логопедом;
  • привлечь к созданию «паспорта речевого развития» собственного ребёнка;
  • принять активное участие в развитии речи и активизации словаря ребёнка с помощью определённых игр, техник, методических приёмов.

II этап – основной

  • изучить методическую литературу по данной проблеме;
  • собрать совместно с родителями и детьми информационные копилки (речёвки, скороговорки, стихи) на проблемное произношение звуков;
  • подготовить соответствующую информацию для родителей и педагогов (стендовая информация);
  • провести семинары-практикумы для педагогов, родительские собрания и тематические встречи с родителями (по запросу родителей), психологические акции для педагогов и детей, индивидуальное консультирование с узкими специалистами по развитию навыков уверенного поведения и саморегуляции психоэмоционального состояния;
  • активизация педагогами речи детей в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной деятельности;
  • детское творчество с привлечением родителей в течение учебного года;
  • оформление родителями индивидуальных паспортов речевого развития своих детей.

III этап – заключительный

  • проанализировать динамику речевого развития воспитанников, имеющих речевые нарушения;
  • оформить выставку «паспортов речевого развития» воспитанников в групповых помещениях с целью активизации речевой деятельности детей;
  • в следующем учебном году при необходимости пригласить на родительское собрание с целью передачи опыта данной практики и собственных впечатлений.

Таким образом, изучая соответствующую информацию о выявленных у ребёнка речевых нарушениях, родители стали понимать последствия этих нарушений, и как это сказывается на психическом, психологическом и личностном здоровье ребёнка.

А поскольку каждый ответственный родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и, естественно, гордиться им, то при соответствующем, очень деликатном подходе к данной проблеме, защитные механизмы, которые проявлялись изначально, постепенно уступили здравому смыслу и принятию данной ситуации. А это в свою очередь позволило своевременно помочь ребёнку научиться говорить правильно, грамотно и, не стесняясь, выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Результатами эффективности проекта являются:

  • положительные отзывы родителей,
  • наличие положительной динамики в речевом развитии воспитанников с нарушениями речи,
  • более уверенное поведение:
  • не так стесняются обращаться за помощью к взрослому,
  • более активны в игровой деятельности,
  • менее стеснительны в высказывании собственного мнения;
  • оптимизировались детско-родительских отношения в плане принятия родителями ситуации и своих детей такими, какие они есть, снизилась тревожность у родителей из-за осознания, что не у них одних подобная проблема,
  • родители воспитанников с ТНР приняли решение о переводе детей в специализированную группу.

Библиографический список

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  2. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.:цв.вкл.
  4. Дыбина, О.В. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 10; в 2-х частях./под ред. О.В. Дыбиной (и др.). – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. Часть 2. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 402 с.
  5. Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы / Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.
  6. Пищекова Н.В. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2003
  7. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363 с.    
  8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Чиркина, Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи» Авторы программ: Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Москва «Просвещение» 2008.
  10. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

Речевое развитие детей раннего возраста Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А.А. Люблинская

Речевое развитие детей раннего возрастаСлайд 1Слайд 2Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А.А. ЛюблинскаяСлайд 3Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное мн...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...