«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи, как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО
материал по логопедии
«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи,
как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи,
как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО
МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти
Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в области познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения с ровесниками и взрослыми. Поэтому очень важно заботиться о своевременном развитии речевой деятельности детей, о чистоте и правильности речи, предупреждая, таким образом, возможные и исправляя различные речевые нарушения.
Особенно это актуально в настоящее время, когда при технократичности и мобильности окружающей реальности пассивный словарь значительно выше активного словаря ребёнка. Дети всё понимают, но мотивация к живому общению незначительна. От этого очень страдает речевая деятельность ребёнка, она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным словарным запасом, что приводит к агрессивности, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что хочет сказать. Это, в свою очередь, не может не отражаться на межличностных взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми и оптимальной социализации в обществе.
Поэтому, задача взрослых состоит в последовательном расширении кругозора детей и формировании социально-коммуникативных навыков. Ребёнок должен получить не только чёткие представления об окружающей действительности, но и уметь гармонично жить в ней.
При ознакомлении родителей с результатами первичного логопедического обследования, определившего нарушения речевой деятельности ребёнка, как правило, первую фразу, которую можно услышать от родителей: «Мы в другой детский сад не пойдём! Со временем научиться говорить, ничего страшного! У нас так папа говорил». И уговорить их обратиться к услугам ПМПК тоже, как правило, очень сложно. Но даже при выдаче выписки из протокола ПМПК, где чётко прослеживается подтверждение предварительного диагноза и рекомендуется обучение и воспитание ребёнка по адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР, большинство родителей по-прежнему предпочитают оставить всё как есть. Понятно, что в первую очередь такие родители думают о собственном удобстве, а не о психическом развитии ребёнка, но, тем не менее, мы не в праве их осуждать. Задачей специалистов ДОО является повышение уровня компетентности родителей в данном вопросе, оказание психологической поддержки и обеспечение психолого-педагогического сопровождения на всех этапах оказания своевременной помощи детям с речевыми нарушениями.
Таким образом, определились противоречия:
- С одной стороны ФГОС ДО выделяет социально-коммуникативное и речевое развитие детей дошкольного возраста, акцентируя внимание на развитие речи, как средстве общения, а с другой стороны наблюдается кризис речевой культуры в обществе (небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия «культура речи», заимствование иностранных слов).
- ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013г. декларирует инклюзивное образование, однако во многих ДОО нет соответствующих условий для подобного рода практики (детей с ТНР гораздо больше, чем может охватить учитель-логопед в рамках одной ставки).
- ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в силу с 01.09.2013г. декларирует социальное партнёрство ДОО с семьёй, как условие повышения качества дошкольного образования, однако в вопросе речевого развития детей дошкольного возраста уровень социального партнёрства с родителями не является оптимальным.
Возникает профессиональная проблема:
Как своевременно корректировать речевые нарушения дошкольников, если количество детей с нарушениями речи гораздо больше, чем полагается на ставку учителя-логопеда и (или) группа уже сформирована?
Метод и формы работы в данном направлении представлены в описании психолого-педагогического проекта «Давай поговорим!» (таблица № 1), результатом которого явился конструктор паспорта речевого развития воспитанников с речевыми нарушениями:
- титульный лист,
- предварительное заключение учителя-логопеда, заключение ПМПК, направления коррекционной работы,
- подробная информация о диагнозе ребёнка, расширяющая представление родителей об имеющихся у него нарушениях
- артикуляционные упражнения (картинки или фото),
- упражнения дыхательной гимнастики,
- речевые игры
- экран настроения/ календарь эмоций во время занятий
- мои достижения
Таблица № 1
Описание психолого-педагогического проекта «Давай поговорим!»
Название проекта: | «Давай поговорим!» |
Образовательные области: | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие |
Тип проекта: | Познавательно-исследовательский |
Участники: |
|
Продолжительность проектной деятельности: | Учебный год – 9 месяцев |
Раздел программы: | Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Направление «Речевое развитие» |
Тема программы: | Формирование у родителей целостного представления о нарушениях речи у детей дошкольного возраста, причинах их возникновения |
Тематическое поле: | Партнёрское взаимодействие с родителями в вопросах развития речевой деятельности ребёнка; формирования навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками; пополнения и активизации словаря |
Проблема | Наличие защитных механизмов у родителей при ознакомлении их с предварительными заключениями учителей-логопедов и фактом направления детей с речевыми нарушениями на ПМПК |
Цель |
|
Причины |
|
Задачи |
|
Мероприятия | Старшему воспитателю (методисту) обеспечить:
Педагогу-психологу, учителю-логопеду и инструктору по физической культуре (плаванию) провести:
Воспитателям организовать:
|
Результат | Наличие индивидуальных «паспортов речевого развития» детей с нарушениями речи |
Критерии результата |
|
Ресурсы | Кто:
Что:
- материалы и инструменты для детского творчества - акваоборудование |
Форма презентации |
речевого развития» (выставка с согласия родителей)
следующего учебного года (как представление опыта) |
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности |
психологических барьеров в общении)
|
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный
- привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития дошкольников после предварительного обследования учителями-логопедами (тематические встречи, родительские собрания, индивидуальное консультирование);
- мотивировать на самостоятельный поиск информации по предварительному заключению речевого развития своего ребёнка;
- сформулировать проблему – перевод ребёнка в специализированную дошкольную образовательную организацию или группу, материальные затраты при частных занятиях с логопедом;
- привлечь к созданию «паспорта речевого развития» собственного ребёнка;
- принять активное участие в развитии речи и активизации словаря ребёнка с помощью определённых игр, техник, методических приёмов.
II этап – основной
- изучить методическую литературу по данной проблеме;
- собрать совместно с родителями и детьми информационные копилки (речёвки, скороговорки, стихи) на проблемное произношение звуков;
- подготовить соответствующую информацию для родителей и педагогов (стендовая информация);
- провести семинары-практикумы для педагогов, родительские собрания и тематические встречи с родителями (по запросу родителей), психологические акции для педагогов и детей, индивидуальное консультирование с узкими специалистами по развитию навыков уверенного поведения и саморегуляции психоэмоционального состояния;
- активизация педагогами речи детей в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной деятельности;
- детское творчество с привлечением родителей в течение учебного года;
- оформление родителями индивидуальных паспортов речевого развития своих детей.
III этап – заключительный
- проанализировать динамику речевого развития воспитанников, имеющих речевые нарушения;
- оформить выставку «паспортов речевого развития» воспитанников в групповых помещениях с целью активизации речевой деятельности детей;
- в следующем учебном году при необходимости пригласить на родительское собрание с целью передачи опыта данной практики и собственных впечатлений.
Таким образом, изучая соответствующую информацию о выявленных у ребёнка речевых нарушениях, родители стали понимать последствия этих нарушений, и как это сказывается на психическом, психологическом и личностном здоровье ребёнка.
А поскольку каждый ответственный родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и, естественно, гордиться им, то при соответствующем, очень деликатном подходе к данной проблеме, защитные механизмы, которые проявлялись изначально, постепенно уступили здравому смыслу и принятию данной ситуации. А это в свою очередь позволило своевременно помочь ребёнку научиться говорить правильно, грамотно и, не стесняясь, выстраивать взаимоотношения с окружающими.
Результатами эффективности проекта являются:
- положительные отзывы родителей,
- наличие положительной динамики в речевом развитии воспитанников с нарушениями речи,
- более уверенное поведение:
- не так стесняются обращаться за помощью к взрослому,
- более активны в игровой деятельности,
- менее стеснительны в высказывании собственного мнения;
- оптимизировались детско-родительских отношения в плане принятия родителями ситуации и своих детей такими, какие они есть, снизилась тревожность у родителей из-за осознания, что не у них одних подобная проблема,
- родители воспитанников с ТНР приняли решение о переводе детей в специализированную группу.
Библиографический список
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
- Гризик, Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.:цв.вкл.
- Дыбина, О.В. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 10; в 2-х частях./под ред. О.В. Дыбиной (и др.). – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. Часть 2. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 402 с.
- Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы / Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.
- Пищекова Н.В. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2003
- Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363 с.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Чиркина, Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи» Авторы программ: Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. Москва «Просвещение» 2008.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...
Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи
В статье говорится о речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»
О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

Речевое развитие детей раннего возраста Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А.А. Люблинская
Речевое развитие детей раннего возрастаСлайд 1Слайд 2Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А.А. ЛюблинскаяСлайд 3Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное мн...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...

