Консультации учителя-логопеда родителям воспитанников
консультация по логопедии
"7 причин задержки речи"
"И тогда он будет говорить хорошо" (20 простых советов логопеда)
"Ребенок не говорит: норма или отклонение"
"ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС"
"Роль детской книги в речевом развитии детей"
"Проектный метод как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Причина первая. Задержка или нарушение развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития, например, легкой степени умственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставить только специалист.
Причина вторая. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
Причина третья. Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звукопроизношении и словопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к лор-врачу, чтобы исключить нарушения слуха или своевременно заняться их излечением.
Причина четвертая. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда речь такого ребенка развита в соответствии с возрастом (а то и опережает его), но иногда он говорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он "дозреет", окрепнет и вместе с биологическим созреванием уйдет и задержка в развитии речи.
Причина пятая. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребенка, как вариант нормы. Известно, что девочки в среднем начинают ходить и говорить на 1-3 месяца раньше, чем мальчики. Известно, что "поздноговорящие" дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями. Такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Кроме того, известно, что значительную роль в освоении речи играет и наследственный фактор. То есть если поздно заговорил один или, тем более, оба родителя, то вероятность того, что относительно поздно заговорят и их дети, существенно повышается. Но если ребенок к трем годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть. Необходимо обязательное обращение к специалистам.
Причина шестая. Синдром Маугли или педагогическая запущенность. Ребенок растет в таких условиях, что ему просто не удается научиться говорить. Приходилось наблюдать пятилетних детей, выросших в социально неблагополучных семьях, которые в своей повседневной жизни использовали всего около тридцати слов. При этом дети оставались психически здоровыми и, после правильно проведенных коррекционных мероприятий, овладевали речью в полном объеме в соответствии со своим календарным возрастом.
Причина седьмая. Невостребованность речи. Если близкое окружение ребенка угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами. Ребенок относительно здоров, но живет в таких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна. Такая ситуация довольно часто создается в семьях, где все помыслы членов семьи направлены на фанатичное удовлетворение интересов ребенка. Неблагополучная для полноценного речевого развития ситуация может возникнуть и при чрезмерно тесных контактах ребенка с матерью, когда отец всегда на работе, а мать с ребенком всегда вдвоем и понимают друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. Потребности ребенка удовлетворены, но говорит он мало и с неохотой.
Предварительный просмотр:
1.Начнем с вас
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом.
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2.Встреча взглядов
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3.Говорите четко
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. Не говорите слишком быстро.
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
4.То же, но по-разному
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае – меняя порядок слов. Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
5.Очень важно: хорошее настроение
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
6.Все чувства – в союзе с речью
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
7.В основе речи – стремление к общению
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
8.Стремление к разнообразию
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
9.Уважайте его попытки говорить
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
10. Учите в игре
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
11.Не предупреждайте его желания
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно только посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность
задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
12.Расширяйте словарь малыша
Ребенок владеет, словом, на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т.д.
13.Развивайте фонематический слух
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка и т.д.).
14.Не пренебрегайте звукоподражанием
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
15.Читайте, читайте, читайте…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
16.Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей.
Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
17.Почаще включайте музыку и песенки для малышей
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.
Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.
18.Пальцы помогают речи
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи; а в будущем – письму.
19.Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
20.Только вы!
Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так вы сможете день за днем судить об его успехах.
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.
Не забывайте активно радоваться его успехам,
чаще хвалите своего малыша!
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ:
НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ?
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА?
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА?
Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Для того чтобы предотвратить задержку развития речи у обычного (относительно здорового) ребенка, необходимо с первых недель его жизни соблюдать ряд несложных правил. Мать должна с самых первых дней много разговаривать с ребенком, общаться с ним, вызывать его на "разговор" и немедленно отвечать на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка. Помните о том, что маленькие дети, как и детеныши обезьянок, обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею. Мать, обращаясь к ребенку, должна говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.
Необходимо внимательно следить за развитием речи ребенка. Если задержка все же имеется, то в первую очередь необходимо посетить лор-врача. Если слух у ребенка развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.
Если задержка установлена, то следующим этапом нужно установить ее возможные причины. Ребенок ослаблен? Соматически здоров? Имеет тот или иной неврологический диагноз? Родился недоношенным? Имеет общее отставание в психомоторном развитии? Может быть, с ним мало занимаются, и он подолгу сидит в своем углу или в манеже с кубиками или смотрит в телевизор, в то время как мама занимается своими делами? А может быть, мама или другой ухаживающий за ребенком человек от природы молчаливы и предпочитают все делать молча, только в крайнем случае подавая отрывистые команды и давая объяснения? А может быть, ребенок прекрасно освоил язык жестов и успешно объясняется на нем с членами семьи, не испытывая никаких затруднений в понимании?
После того как вы внимательно ответили на предложенные вопросы, для вас, несомненно, выделились две или три наиболее вероятные причины задержки развития речи у вашего ребенка.
Далее с ребенком начинают заниматься. Если причина лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее. Если ребенку уже около трех лет, а он все еще толком не говорит, то все силы семьи должны быть брошены на решение этой проблемы.
Все занятия с ребенком такого возраста проходят в форме игры. Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но многие родители изобретают их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Наглядный пример. Леше было тогда около 2,5 лет, он имел серьезные неврологические проблемы, общую задержку психомоторного развития и упорно отказывался говорить. Изобретательная мама придумала такой вариант любимой игры сына. Она записала на магнитофон названия разных предметов и игрушек и изобразила перед Лешей действие, когда спрятанный предмет появляется только тогда, когда громко названо его имя. Получилось что-то типа "сезам - откройся!". Леша с восторгом принял новую игру и, узнавая знакомые названия, радостно хлопал в ладоши еще до нахождения предметов, предвкушая их появление. А потом магнитофон "сломался". Мама и Леша тяжело переживали это событие, потому что игрушки, увы, появляться перестали. Два дня Леша сумрачно страдал, а на третий, с ненавистью глядя на замолчавший магнитофон, коряво выкрикнул: "Мяч!" - и мяч, как вы сами понимаете, тут же появился. Мама шумно ликовала. Леша поднапрягся и к вечеру сказал: "Кука!" - и кукла сразу же возникла из небытия. Процесс пошел. Спустя два месяца Леша имел уже вполне приличный запас слов и пытался строить простые, двухсловные предложения. Овладение речью, в свою очередь, существенно стимулировало общее психомоторное развитие мальчика.
В борьбе с задержкой развития речи у детей до двух лет необходимо стимулировать у них звукоподражание.
- Как говорит киска? Как ревет медведь? Как гудит самолет? Как жужжит пчела? Активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.
Полезно изготовить набор картинок, наклеенных на плотный картон. Среди этих картинок должны быть животные, птицы, насекомые, люди, транспорт и другие предметы, и даже явления (например, гроза, ветер), которые производят какие-либо звуки. Продающиеся в магазинах и на лотках книжки с аналогичными картинками хуже, чем самодельный набор. Перебирать карточки самому ребенку намного удобнее, чем листать книжку, к тому же книжки от частого употребления (особенно маленькими ребенком) быстро портятся и рвутся. А если ребенок сжевал кошку или машину из самодельного набора, вам ничего не стоит заменить утраченное.
Этот набор вы будете использовать долго и полифункционально. Сначала, как уже упоминалось, для стимулирования звукоподражаний. Потом вы показываете картинку и задаете основополагающий вопрос: "Что это?" или "Кто это?". Следующий вопрос на основании той же картинки: "Что он делает?" Еще один вопрос: "Какой он?" То есть, пользуясь все тем же набором, вы сможете простимулировать у ребенка построение трехсловного предложения: "Черная кошка сидит"; "Большая машина едет". Если ребенку уже больше двух лет, то одновременно со звукоподражаниями вы предлагаете и первые два вопроса: "Что это?" и "Что делает?".
Ребенок не отвечает - отвечаете сами. Громко, четко, вразумительно. Столько раз, сколько понадобится.
Каждый день в одно и то же время читайте ребенку короткие сказки или простые истории. Если ребенок не склонен вас слушать и норовит убежать или отвернуться, воспользуйтесь будильником. Поставьте его на две-три минуты. Если ребенок внимательно слушает сказку до того, как будильник зазвенит, похвалите и поощрите его лаской или угощением. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенку в ожидании поощрения придется сохранять внимание. Впоследствии его заинтересуют и сами сказки.
Вместе с другим взрослым продемонстрируйте ребенку, как отвечать на вопросы, требующие ответа "да" и "нет". Задавайте вопросы о знакомых вещах и ситуациях. Когда ребенок сможет отвечать на вопрос, имитируя вас, перестаньте подсказывать ему ответ. Во время игры спросите: "Хочешь мяч?" - и не давайте его ребенку до тех пор, пока он не кивнет головой.
Гуляя с неговорящим или плохо говорящим ребенком старше двух лет, громко и просто рассказывайте ему о том, что вы видите вокруг. К концу прогулки подведите итоги, составьте своеобразный "план-конспект" того, что произошло. (Он может состоять из 3-5 предложений и выглядеть, например, так: "Мама и Костя были на вокзале. Там были поезда. Поезда большие. Они говорили: Ту-ту-у!") Далее попросите всех членов семьи (включая доступных соседей и друзей дома) запросить у Кости имеющуюся информацию: "Где были мама и Костя?", "Что было на вокзале?", "Какие поезда?", "А как они делают?" Мама в этой ситуации тихонько (на ушко) подсказывает ребенку правильный ответ и успокаивает его, если он терпит неудачу и начинает злиться.
Здесь надо помнить два правила:
1. Не считайте ребенка глупее себя и не запрашивайте выработанный "план-конспект" сами. Ребенок может
обидеться или просто взглянуть на вас с недоумением: "А ты что, сама, что ли, не видела?!" Запрашивать информацию должен другой человек, который сам там не присутствовал.
2. То, что происходило, требует обязательного употребления слов. Жестами тут никак не обойтись. Это упражнение крайне полезно для детей, которых легко понимают в семье и которые "ленятся" говорить.
Развивайте тонкую моторику ребенка. Пусть он больше лепит (или просто катает шарики и колбаски) из пластилина, глины или теста, рисует (желательно гуашью и пальцем), нанизывает на леску пуговицы или крупные бусы, навинчивает гайки на винтики, складывает очень полезные игрушки пазлы. Центр речи и центр тонкой моторики находятся в мозгу ребенка рядом друг с другом, поэтому, развивая одно, вы совокупно развиваете и другое.
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?
Первый специалист, которого необходимо посетить, если имеется задержка развития речи, – это лор-врач, чтобы обследовать состояние слуха ребенка.
Следующий специалист - это невропатолог. У ребенка с проблемами в развитии речи, в большинстве случаев, имеется какое-то более общее нарушение развития, и задержка развития речи сочетается с нарушениями в межперсональных взаимоотношениях (мать - ребенок, ребенок - другие люди), эмоциональными и поведенческими расстройствами, поражением зрительно-пространственных навыков или двигательной координации. В таком случае, естественно, необходимо лечить все в комплексе, ориентируясь на основной диагноз.
Если же имеется только задержка развития речи, то необходимо посетить двух специалистов - психолога (после года) и логопеда (после двух лет). Особо предусмотрительные родители могут посетить этих специалистов и раньше (даже до рождения ребенка) и получить консультацию, как правильно развивать речь ребенка, чтобы не допустить задержки и нарушения ее развития.
Если задержка будет установлена, то психолог поможет выявить ее причины и вместе с родителями разработает комплекс игр и других мероприятий, способствующих ее преодолению и стимуляции общего умственного развития ребенка.
Логопед в свою очередь начнет занятия с ребенком по коррекции речи и правильной постановке звукопроизношения.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ И ГОЛОС.
Обучение по этой методике позволяет детям с усваивать правила использования плавности речевого высказывания, нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует программированию речевого высказывания у детей с такими нарушениями речи как : дизартрия, ринолалия, алалия, заикание.
Подготовка к развитию грудобрюшного дыхания (1 этап)
(4 недели)
Длительность упражнения – 4-5 минут; повторить 2-3 раза в день; каждое упражнение отрабатывается в течение недели.
Упражнение 1.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку, ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Качаю рыбку (утку) на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох),
Плывет по мне.
Или:
Качели вверх,
Качели, вниз,
Крепче, куколка, держись! (игрушки в течение недели можно менять)
Упражнение 2.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот то поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 3.
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Сели бегемотики,
Потрогали животики,
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение 4.
Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно». Следить, чтобы плечи ребенка не поднимались, вдох был спокойным.
Встали бегемотики, То животик поднимается,
Потрогали животики. То животик опускается
II этап
Развитие грудобрюшного дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики
(6 недель)
Первый комплекс упражнений
Каждое упражнение отрабатывается 1 неделю, перед разучиванием нового упражнения повторяются ранее усвоенные упражнения. Первые дни упражнение повторяется 4 раза, затем количество повторений увеличить до 12.
Упражнение 1.
«Собачки». Выполнение пары «быстрых вдохов».
И. П.: стоя перед взрослым, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены. Руки на поясе, ноги на ширине плеч: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «Нюх-нюх» и отдыхаем». Ребенок выполняет упражнение перед зеркалом, наблюдая, как во время вдоха ноздри сближаются с носовой перегородкой. Следить, чтобы плечи не поднимались, выдох не задерживался.
Упражнение 2.
«За стеклянными дверями…», «Мышки водят хоровод». Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу взрослого (быстрое движение руки вверх).
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Взрослый произносит рифмовку, ребенок выполняет «быстрые вдохи» по его сигналу:
Текст 1 Текст 2
За стеклянными дверями (два вдоха) Мышки водят хоровод(вдохи),
Стоит мишка с пирогами (вдохи) На диване дремлет кот (вдохи)
Здравствуй, мишенька – дружок(вдохи) И мышиный хоровод (вдохи)
Дай понюхать пирожок (вдохи). Вдруг увидел серый кот (вдохи)
«Кот понюхал нас! Ура! (вдохи)
Разбегайся, детвора!» (вдохи)
Упражнение 3.
«Ищем зайчика». Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.
И. П.: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Раз, два, три, четыре, пять!
Где же зайчика искать?
Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха»,
возврат головы в исходное положение);
Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха»,
возврат головы в исходное положение).
Упражнение 4.
«Слушаем зайчика». Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону (прислушиваемся и нюхаем).
И. П.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.
Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Упражнение 5.
«Ищем птичку». Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.
И. П.: стоя. голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение и выдох).
Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «Нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Упражнение 6.
«Слушаем комара». Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
И. П.: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем (возврат в исходное положение, выдох).
Второй комплекс упражнений
(6 недель)
Развитие грудо-брюшного дыхания в процессе ходьбы. Комплекс изучается 6 недель, сначала дети повторяют упражнения первого комплекса при увеличении физической нагрузки. Сначала упражнения выполняются 4-5 минут, затем – 8-10 минут. Для регуляции темпа и ритма движений взрослый использует хлопки в ладоши. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе, затем скорость увеличивается. С этого времени рекомендуется выполнять движения под музыку.
Упражнение 1.
На первый шаг выполняется пара «быстрых» вдохов, далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И.П.: стоя
«На первый шаг нюхаем воздух: «нюх-нюх» - раз. Затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».
Маршировка длится 3-5 минут.
Упражнение 2.
На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых» вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: «нюх-нюх»
Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.
А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.
Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух.
Упражнение 3.
На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: «нюх-нюх»
Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».
Упражнение 4.
На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: Стоя
«На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Затем смотрим прямо и делаем три шага.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать. Посмотрите, как это буду делать я».
Упражнение 5.
На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.
И,П,: стоя
«На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Затем смотрим прямо и делаем три шага.
А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Опять смотрим прямо и делаем три шага.
Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух.
Упражнение 6.
На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладоши, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладоши и спонтанно выдыхают воздух.
И,П,: стоя
«На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.
Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.
А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.
Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.
Смотрите, как я буду шагать, прислушиваться, нюхать воздух и хлопать в ладони».
Третий комплекс упражнений (3 недели)
Дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличения объема легких. Первые упражнения выполняются не более 4 раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие. Желательно повторение упражнений в течение дня. Каждое упражнение обычно усваивается 5-7 дней.
Упражнение 1.
Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется 2 раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение. Взрослый следит за движениями рук – они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать. Ритм и темп движений задает взрослый.
И, П,: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.
«В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи.
Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение.
Согрелись? Помните, что та рука, которая сейчас у вас сверху, должна потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть «мягкими», не напряженными. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите».
«А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет «раз» - быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет «два» - снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет «три, четыре, пять».
Упражнение 2.
Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох.
И, П,: см. упражнение !.
«На счет «раз» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.
Вернули руки в исходное положение, не опускаем их.
На счет «два» - быстро обняли плечи и понюхали воздух.
Опускаем руки и отдыхаем на счет «три, четыре, пять».
Упражнение 3.
Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины).
И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку (рукоятку насоса).
«Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед – «нюх» - раз. Чуть выпрямились.
Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять»,
III этап
Развитие фонационного выдоха
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Этап включает сеть упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
(8 недель)
Упражнение 1.
Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас будем петь звук А (позже звуки: О, У, И, Э)
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха6 «нюх-нюх» и поем: «А-А-А».
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех. Следите за моими руками».
Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
Упражнение 2.
Выполнение ротового выдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
И. П,: произвольное.
«Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились (взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе порадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, с паузой между ними. Упражнению обучают в течение недели.
Упражнение 3.
Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
Затем будем медленно опускать руки и петь звук А.
Посмотрите и послушайте, как я пою.
А теперь давайте споем вместе».
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
Упражнение 4.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
1. «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.
Послушайте, как это у меня получится (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У).
А теперь вместе погудим, как паровоз».
2. «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.
Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку¸ тихо поет звук У).
А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении недели.
Упражнение 5.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
И.П.: тоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
1. «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как это у меня получится (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И) А теперь вместе порычим, как большой медведь».
2. «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И) А теперь вместе порычим как маленький медвежонок».
Пропевание других гласных звуков (Э, О, Ы) проходит аналогичным способом.
Упражнение выполняют 2-3 раза в день в течение 1 недели.
Упражнение 6.
Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
«Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ). А теперь поем вместе. Давайте попробуем спросить на волшебном языке: «Как дела?» (аналогично: ряд этих же гласных пропевается с вопросительной интонацией).
Затем тот же ряд гласных пропевается с интонацией удивления, радости, жалобы.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении 2 недель.
Упражнение 7.
Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука (тренировка длительного фонационного выдоха).
И. П.: произвольное.
«Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте.
Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: « Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет протянуть голосянку». Первым решил попробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: «А!» Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: «У-у», она тут же у него кончилась. Нужно было снова вдохнуть, но этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была Лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха и не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей.
Ребята, как вы думаете, почему Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка все сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском.
Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку (взрослый быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз).
А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным. У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали!»
Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки взрослого вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день в течение 1 недели.
IV этап.
Развитие речевого дыхания
Цель: развитие собственно речевого дыхания.
Данный этап является базовым. Он связан с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети в процессе выдоха произносят слоги, отдельные слова, а затем фразы из 2-3 (5) слов, короткие стихотворные тексты. На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх – начало быстрого вдоха через рот.
Каждое упражнение длится не более 5 минут и повторяется 3-4 раза в день. Этап длится 5 недель.
Первый комплекс упражнений (1 неделя)
Упражнения 1 – 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.
1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми:
МА, МО, МУ, МИ, МЫ; НА, НО, НУ, НИ, НЫ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ;
ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ…
2. используются слоги, которые будут входить в состав слов, пропеваемых при изучении второго комплекса упражнений: КА, КО, КИ, ЛА, ЛО…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, МА). А теперь произносим вместе.
Второй комплекс упражнений
(2 недели)
Упражнение 1.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). Слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, ДЕТИ, КОНИ,…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как это у меня получается (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, МА-А – МА-А). А теперь произносим все вместе».
Каждое слово пропевается 4-5 раз.
Упражнение 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам). Слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ,…
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
Выполняется аналогично упражнению 1.
Третий комплекс упражнений
(1 неделя)
Упражнение 1.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 2 слов. Фразы: Мама мыла. Мила шила. Маша ела. Дети запели.
И. П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
«Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как я это сделаю (взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, на выдохе нараспев произносит фразу, например: Ма-а – ма-а мы-ы – л- -а). А теперь произнесем все вместе».
Упражнение 2.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.
И. П.: аналогично предыдущему.
«А теперь мы будем присоединять у паровозику новые слова-вагончики (взрослый, называя каждое слово «вагончиком», рисует схему:
Затем, указывая рукой на каждый вагончик, проговаривает фразу:
Мама мыла Милу.
После этого взрослый проговаривает фразу слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох).
Мама мыла Милу.А теперь давайте вместе проговорим: Мама мыла Милу.
Введение в упражнении е новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: «Мила ела кашу»
Упражнение 3.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из 4 слов. Фразы, состоящие из двусложных слов: Мама мыла Милу мылом. Мама мыла Машу мылом. Мама шила Маше шубу.
И. П.: аналогично предыдущему.
Инструкция аналогична предыдущей. Взрослый проговаривает фразу и зарисовывает схему: Мама мыла Милу мылом.
Четвертый комплекс упражнений
(1 неделя)
Дети не просто повторяют фразу по образцу и схеме, а самостоятельно заканчивают предложение, называя предметную картинку. Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, затем – фраза целиком, например: маша еле кашу и банан. Маша ела кашу и салат. Мила ела кашу и банан. Мама шила шубу и пальто.
Упражнения.
И. П.: аналогично предыдущему.
«Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: Мила ела кашу. Рисуется схема:
В конце схемы выкладывается картинка, схема приобретает следующий вид:
Что нарисовано на картинке? Послушайте, как я скажу:
Мила ела кашу и грушу. (взрослый выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: «мила ела кашу и…», показывает на картинку и заканчивает фразу: «грушу».) А теперь давайте повторим все вместе». В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно.
Пятый комплекс упражнений
(2 недели)
Упражнение 1.
Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.
Используются стихотворения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака и др.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
и зарисовывает схему (место каждого слова в схеме указывается:
«Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение )взрослый выполняет ротовой вдох с быстрым движением руки вверх и произносит текст, медленно опуская руку вниз; после первой строчки небольшая пауза (1-2 сек), затем аналогично произносится вторая строчка. Дети произносят фразы сначала сопряжено (2-3 раза), затем – самостоятельно по сигналу взрослого – подъем руки.
Упражнение 2.
Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает текст, зарисовывая схему, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
«Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом (соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит каждую строчку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки). А теперь произнесем все вместе:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов под музыку, при маршировании.
V этап.
Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Примерная длительность – 4 недели.
Упражнение 1.
Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы и зарисовывает их схемы (место каждого слова указывается):
Это яблоко. Яблоко большое и красное.
«Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня (взрослый выполняет ротовой вдох с быстрым движением руки, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу. После небольшой паузы аналогично произносит вторую фразу. А теперь произнесем все вместе по моему знаку:
Это яблоко.
Яблоко большое и красное.
Затем дети произносят эти фразы самостоятельно – по сигналу взрослого.
Упражнение 2.
Произнесение трех – четырех фраз прозаического текста по схеме.
И. П.: произвольное.
Взрослый проговаривает фразы и зарисовывает их схемы:
Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое.
«А теперь мы более подробно расскажем о яблоке:
Это яблоко.
Яблоко большое и красное.
Оно сочное и сладкое.
А теперь произнесем все вместе.
Упражнение 3.
Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет (картинку).
И. П.: произвольное.
«Сейчас вы будете подбирать слово сами и сами заканчивать фразу: На столе лежат яблоко и … (взрослый показывает грушу) … груша.
Упражнение 4.
Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи).
И.П.: произвольное.
«Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе. Перечислять будете по моему сигналу. … ты начинаешь. Будь внимателен (внимательна). (взрослый взмахивает рукой, ребенок начинает называть картинки или предметы, взрослый медленно опускает руку по мере проговаривания слов ребенком).
Предварительный просмотр:
Консультации логопеда родителям
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка»
УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.
Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным эпизодом в его жизни.
Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
• в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
• сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
• предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;
• написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
• придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
• рассказать историю от лица любого героя или предмета;
• описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Советы логопеда
«УЧИМСЯ, ИГРАЯ»
Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.
Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»
Задачи:
• учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;
• развивать интерес к значению слова;
• Учить активно использовать их в речи.
Тише едешь - (дальше будешь).
Крепкую дружбу водой (не разольёшь).
Один в поле (не воин).
Глупые ссорятся, а умные - (договариваются).
Под лежачий камень (вода не течет).
Семь раз отмерь - (один отрежь).
Что посеешь - (то и пожнешь).
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Задачи:
• учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
• развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.
Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)
Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)
Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)
В чем можно утонуть, опечалившись? (В слезах.)
Какую часть лица надувают, обидевшись? (Надуть губы.)
Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)
Дидактическая игра «Одним словом».
Задачи:
• учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;
• познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;
• развивать аналитическое мышление.
Надуть губы. (Обидеться.)
Как снег на голову. (Внезапно.)
Вылетело из головы. (Забыть.)
Как по команде. (Дружно.)
Со всех ног. (Быстро.)
Рукой подать. (Близко.)
Советы логопеда
ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА!
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.
Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы - ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы - никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.
Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.
Советуем вам прочитать:
1. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…». – М.: «Просвещение», 1999.
2. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. – М, 2009.
3. Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М, 2009.
4. Стародубова Н.А. Развитие речи ребенка. – М, 2003.
Рекомендации логопеда родителям по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях
Рекомендации логопеда
"Роль книги в речевом развитии детей»
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.
Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.
Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.
Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.
Предварительный просмотр:
Проектный метод как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с речевыми патологиями. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников в непрерывной образовательной деятельности претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.
Мы пошли по пути организации проектной деятельности для развития связной речи у детей. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения.
Главная наша задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Как мы используем метод в работе? Мы применяем технологии речевого развития:
Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)
Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)
Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)
Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)
Сказкотерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)
Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)
Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры.
Театрализация (Постановка сказки, составление сценария, распределение ролей)
Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.
Роль, исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй. И итогом работы над проектом был спектакль «12 месяцев». В этом году мы хотели бы совместно с логопедом разработать проект.
Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи.
В прошлом году нами был разработан и запущен в реализацию большой, долгосрочный, групповой проект «Здорово быть здоровым». Проект охватывает все стороны жизни детей в ДОУ и состоит из малых, краткосрочных и среднесрочных проектов, разработанных с учетом интересов и направлений работы, как самих педагогов, так и интересов и особенностей детей. Проект достаточно объемный и мы очень надеемся, завершить его успешно.
Как показала практика, именно в проектной деятельности с детьми оптимально реализуются задачи взаимодействия воспитателя и логопеда.
Проектный метод представляется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и ребенка, имеющего ОВЗ. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. В нашем учреждении разработано комплексно-тематическое планирование в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей.
Используя в работе проектный метод, мы полностью реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников (описание)
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители реб...

«Возможности ИКТ в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников ДОУ»
В данной статье рассматриваются аспекты консультативного направления в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ посредством интернет-технологий....

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"
В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями воспитанников
«Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей». (А. Дистервег) Представлен опыт работы учителя-логопеда по взаимодейст...
НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов. Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...























