«Возможности ИКТ в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников ДОУ»
статья по логопедии на тему

МироноваОксанаВениаминовна

В данной статье рассматриваются аспекты консультативного направления в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ посредством интернет-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_mini-sayta.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследование возможностей  интернет-технологий

в работе учителя-логопеда с родителями детей

логопедической группы детского сада»

Аннотация

В данной статье рассматриваются аспекты консультативного направления в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ посредством интернет-технологий.

         Практической значимостью исследования возможностей интернет - технологий в работе с родителями детей логопедической группы является то, что педагог получает в руки информацию о новейших  средствах реализации своей деятельности, а это, в свою очередь повышает результативность работы учителя – логопеда, а также, это может быть использовано в практике многих учителей – логопедов других детских дошкольных учреждений. 

      Наша цель: сделать интересный опыт обучения родителей коррекционным приемам через технические средства коммуникации достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным и «занятым»  родителям захотелось принять участие в жизни своего ребенка. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребенка, мы понимаем и принимаем занятость и загруженность работающих родителей, поэтому учитываем все эти особенности в нашей совместной деятельности.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и - радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Более компетентными в этом оказываются специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получить "обратную связь" от родителей.

            Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя - логопеда. Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Специфику работы учителя-логопеда  с родителями детей логопедической группы детского сада  путем использования интернет-технологий определяет  потребность  специалиста в активном  привлечении   родителей (особенно «занятых» родителей) к коррекционно-развивающей работе. Визуальные рекомендации родителям по организации домашней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры - упражнения, приемы и средства) с детьми необходимы для того, чтобы как можно нагляднее (а значит точнее) передать все особенности, тонкости развивающей (логопедической)  работы.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый учитель-логопед может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для них форме.

Многие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями детей, и действительно, их значимость трудно переоценить. Для того чтобы максимально эффективно проводить просветительскую работу с родителями, необходимо было изучить, в каком виде родители предпочитают получать информацию логопедического характера. Оказалось, что компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования. Они помогают логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

                При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями. Полноценно реализовать такие контакты раньше не представлялось возможным. Интерактивные технологии позволяют это сделать. При необходимости учитель-логопед  может ежедневно консультировать родителей при помощи эсэмэс, ай-си-кью, скайпа или доступных социальных сетей. В начале учебного года педагог раздает родителям памятки, где написаны номера  мобильного телефона, «аськи», адрес блога. Любой родитель может задать интересующий его вопрос учителю-логопеду  и оперативно получить на него ответ. Таким образом,  любой педагог  может общаться с родителями, обсуждать с ними различные проблемы, оповещать о предстоящих мероприятиях.

                   Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной.  Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей.

Блог (англ. blog, от «web log» — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда МБУ помогает создать личный контент, т.е. среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения.

Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. В блоге можно размещать развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития внимания, памяти, логики, фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать и т.д. Блог может пополняться каждый день,  расширяться и обогащаться. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

Электронная почта (от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений учитель-логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и предлагать их родителям на собраниях, очных консультациях и прочих мероприятиях.

Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей  в онтогенезе, о  причинах  нарушения  речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков  и многое другое. Таким образом, при помощи сайта  родители имеют возможность получать информацию о дошкольных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

Скайп – это еще одна удобная и, пожалуй, самая популярная в мире программа для общения через интернет. Скайп – это общение с высоким качеством звука и видео.

Такая взаимосвязь учителя-логопеда с родителями подойдет тем, кто, в силу своей занятости, загруженности, или в силу других причин (родитель-инвалид, работающая мать-одиночка, многодетные родители) не может регулярно встречаться со специалистом для  обсуждения «логопедических» вопросов в работе с ребенком. Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических)  приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих  родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям:

Доступность – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность  личного общения  со специалистом. Это возможность не прерывать занятия с логопедом,  даже если семья уезжает в отпуск, командировку – если там есть интернет, у родителей  будет логопед. Ведь, как известно, один из принципов логопедического воздействия – систематичность, стабильность занятий.

Удобство  - это удобно и для молодых мам с двумя (и более) детьми: не нужно отказываться от консультации  логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время похода к логопеду.

Экономия  времени – для работающих родителей это всегда является актуальным.

Конфиденциальность – интернет - консультации позволяют сохранить конфиденциальность.

Разговоры между пользователями Скайпа совершенно бесплатны. Надо лишь оплачивать интернет, если у вас безлимитный интернет, то и никаких дополнительных плат не требуется. Запустив программу Скайп можно обмениваться текстовыми сообщениями, общаться друг с другом посредством видео связи.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы  учителя-логопеда внутри ДОУ, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации  работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы с каждым конкретным ребенком. В ходе тщательного  и детального исследования возможностей  технических средств коммуникации мы пришли к следующему заключению: применение интернет-технологий  -  это эффективный и  интересный  для всех участников коррекционного процесса  способ их  взаимодействия с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей с ОВЗ.

Литература:

1. Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. ML, 2002.

3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

4. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. 2007.

5. Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.//Логопед. №1\2011.

6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
9. Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Логопедия. 2004.№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...

статья на тему: "Использование педагогических технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей2

Практика показывает, что результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения, зависит от взаимосвязи и преемственности в деятельности учителя-логопеда и родителей. Осознанное включение ...

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».

Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...