Логопедический самомассаж как вариант взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в коррекционно-образовательном процессе
консультация (старшая группа)
Поскольку детей с речевой патологией, обусловленной нарушением иннервации органов артикуляции, становится всё больше, возникла необходимость использовать наряду с традиционными технологии, помогающие достигнуть положительного результата в коррекционной работе с детьми в более короткие сроки, а главное, заинтересовать детей. Среди них логопедический самомассаж ложками. В докладе раскрываются цели и задачи; польза и преимущество самомассажа ложками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Логопедический самомассаж как вариант взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в коррекционно-образовательном процессе»
Автор: Смолина Анастасия Андреевна, учитель-логопед.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах коррекции произносительных навыков посредством использования логопедического самомассажа ложками.
Задачи:
- Формировать представление педагогов о современных логопедических технологиях коррекции речевых нарушений;
- Познакомить с эффективным методом коррекции речевых нарушений логопедическим самомассажем ложками;
- Активизировать умения педагогов посредством выполнения самомассажа с помощью ложек, предоставить возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
В последнее время мы слышим всё чаще:
«Ребёнок хороший, но неговорящий.
А этот, хоть скажет – но плохо, невнятно,
И что говорит – ничего не понятно».
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справиться с этим!
Поскольку детей с речевой патологией, обусловленной нарушением иннервации органов артикуляции, становится всё больше, возникла необходимость использовать наряду с традиционными методами – артикуляционной и дыхательной гимнастикой, технологии, помогающие достигнуть положительного результата в коррекционной работе с детьми в более короткие сроки, а главное, заинтересовать детей. Среди них логопедический самомассаж.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастки, выполняемым самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение. Ребенок сам выполняет приёмы самомассажа, которые ему показывает взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование приёмов самомассажа полезно по многим причинам:
- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;
- развития межполушарных связей;
- развития мелкой моторики;
- релаксации;
- нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей
Меня, как специалиста, заинтересовала нетрадиционная методика для развития и активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры – самомассаж ложками.
Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи. Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица. Выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Преимущество логопедического массажа ложками:
- Доступность. Ложки есть и в детском саду, и дома.
- Ложки не требуют стерилизации – их достаточно помыть.
- Массаж ложками может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике
- Массаж ложками легко освоить заинтересованным родителям и применять в домашних условиях
- Движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают, что позволяет проводить самомассаж ложками в подгруппах.
Самомассаж ложками способствует улучшению качества артикуляционных движений, помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов, в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Задачи логопедического самомассажа ложками
- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция периферических звеньев артикуляционного аппарата способствует функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.
- Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве.
- Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.
Хочется отметить, что разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта. (При гипертонусе мышц периодически опускать ложку в стакан с тёплой водой. При гипотонусе периодически опускать ложку в стакан с холодной водой.)
Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях группы для детей с речевыми нарушениями во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи, а особенно от взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому самомассаж можно включить в совместную деятельность родителей с детьми.
Таким образом, логопедический самомассаж ложками можно назвать эффективными, многофункциональным и интересным методом для развития артикуляционной и мимической моторики, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-образовательной работе с детьми логопедической группы
Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы, логопункта на учебный год по коррекции речи...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями В условиях современной действительности роль учителя-логопеда и воспитателя становятся все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечаетс...

Эффективной формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Презентация фокусируется на важности и эффективности взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями для успешного преодоления речевых нарушений у дошкольников. В ней рассматриваются современные ак...

Презентация на тему «Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников (активные формы работы)».
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предпол...

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями и родителями в работе над речевым развитием дошкольников
Аннотация. Системное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей критично для успешного речевого развития дошкольников. Статья рассматривает методы координации, дифференциацию ролей и пр...
