Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Башанова Баира Борисовна

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда и воспитателя становятся все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом, воспитателем и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество -  видим в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:

·  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·  Объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

·  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

·  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

· Консультативно–просветительская работа

· Коррекционно-обучающая работа

· Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда и воспитателя. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт педагогов и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда и воспитателя становятся все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом, воспитателем и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество -  видим в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:

·  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·  Объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

·  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

·  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

· Консультативно–просветительская работа

· Коррекционно-обучающая работа

· Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

· Ознакомление с результатами логопедического обследования.

· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями

· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда и воспитателя. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт педагогов и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

«Использование ИКТ при взаимодействии учителя- логопеда с педагогами ДОУ, с родителями».

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

План взаимодействия учителя-логопеда Таран О.В. с родителями

План взаимодействия учителя-логопеда Таран О.В. с родителями   логопедической группыМБДОУ Детский сад №1 г.Калачинска на 2016-2017 учебный год....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Взаимодействие учителя логопеда, учителя дефектолога, психолога и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Данная статья о взаимодействии службы специалистов (дефектолога, учителя-логопеда, психолога) и родителей с детьми ОВЗ. Совместные пути решения проблем....