Главные вкладки

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
    материал по логопедии (младшая группа) на тему

    Присяжнюк Елена Владимировна

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            «Детский сад комбинированного вида № 30»

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

    Учитель – логопед        Присяжнюк Е.В.


    Схема взаимодействия участников

    коррекционного процесса


    Схема взаимодействия учителя – логопеда

    и музыкального руководителя


    Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

    по двум направлениям:

    • коррекционно-развивающее;
    • информационно-консультативное.

    Учитель - логопед, и музыкальный руководитель

    должны учитывать:

    • структуру речевого нарушения;
    • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
    • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
    • всесторонне развивать личность дошкольника.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

    Развивать дыхание.

    Развивать координацию движений и моторные функции.

    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

    Формировать способность восприятия музыкальных образов.

    Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма.

    Развивать речевое дыхание.

    Развивать артикуляционный аппарат.

    Формировать просодические компоненты речи.

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать грамматический строй и связную речь.

    1.

    Оказывает помощь в рамках логопедического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

    2.

    Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

    3.

    Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

    4.

    Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

    5.

    Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

    6.

    Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

    7.

    Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.


    План взаимодействия  учителя-логопеда

    с музыкальным руководителем

    на учебный год.

    п/п

    Форма работы

    Сроки

    Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп на текущий момент

    Сентябрь

    Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя в логопедических группах.

    Сентябрь

    Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

    Сентябрь

    «Мы в волшебный лес попали» - музыкально-логопедическое развлечение на свежем воздухе.

    Сентябрь

    «День знаний»

    подготовка и проведение музыкального праздника на свежем воздухе

    Сентябрь

    6.

    Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОНР

    Ноябрь

    7.

    Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.)

    В течение года

    8.

    Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей.

    В течение года

    9.

    Использование рифмовок, считалок, поговорок, скороговорок и т.д. на музыкальных занятиях для закрепления правильного звукопроизношения.

    Март

    10.

    Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения.

    Апрель – май

    11.

    Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей и учителей начальных классов

    В течение года

    12.

    Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя.

    В течение года

    13.

    Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального  развития детей логопедических групп.

    Май



    Схема взаимодействия учителя – логопеда

    и воспитателя


    Взаимодействие логопеда и воспитателя ДОУ

    осуществляется по двум направлениям:

    • коррекционно-развивающее;
    • информационно-консультативное.

    Учитель - логопед, и воспитатель ДОУ

    должны учитывать:

    • структуру речевого нарушения;
    • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
    • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
    • всесторонне развивать личность дошкольника.

    Оздоровительные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

    Развивать дыхание.

    Развивать координацию движений и моторные функции.

    Формировать правильную осанку.

    Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

    Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

    Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

    Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.

    Формирование связной речи.

    Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

    Функции  логопеда

    Функции воспитателя

    •    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

    •    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

    •    Работа по коррекции звукопроизношения.

    •    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

    •    Работа по коррекции слоговой структуры слова.

    •    Формирование послогового чтения.

    •    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

    •    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

    •    Предупреждение нарушений письма и чтения.

    •    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

    •    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

    •    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

    •    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

    •    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

    •    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

    •    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

    •    Закрепление навыков чтения и письма.

    •    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

    •    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

         Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

    1.

    Содействует формированию банка развивающих игр с учетом особенностей дошкольников.

    2.

    Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

    3.

    Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

    4.

    Составляет логопедическое заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

    5.

    Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

    6.

    Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.

    7.

    Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

    8.

    Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

    9.

    Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.)

    План взаимодействия  учителя-логопеда

    с воспитателем ДОУ

    на учебный год.

    п/п

    Форма работы

    Сроки

    -Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению артикуляционной, пальчиковой  и дыхательной гимнастики с детьми.

    Сентябрь

    Планирование совместной работы логопеда и воспитателя  в логопедических группах.

    Сентябрь

    Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

    Сентябрь

    -Рекомендации воспитателям логогруппы по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений) 

    Октябрь

    Ознакомление воспитателей логогруппы с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

    Октябрь

    Беседы с воспитателями логогруппы о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения.

    Ноябрь

    Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

    Декабрь

    1.  

    Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя.

    В течение года

    Консультация  для воспитателей д/с на педсовете по теме:   «Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой  структуры слова у детей».

    Январь

    Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на 2013-2014 уч. г.

    Март

    Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием связной речи детей.

    Март

    Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за  правильным звукопроизношением.

    Апрель

    Практические и теоретические рекомендации воспитателям логогруппы по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

    Май



    Схема взаимодействия учителя – логопеда

    и инструктора по физической культуре


    Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре

    осуществляется по двум направлениям:

    • коррекционно-развивающее;
    • информационно-консультативное.

    Учитель - логопед, и инструктор по физической культуре

    должны:

    • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
    • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
    • всесторонне развивать личность дошкольника.

    Оздоровительные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.

    Развивать дыхание.

    Развивать координацию движений и моторные функции.

    Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.

    .

    Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

    Формирование речевого и физического дыхания.

    Работа по развитию моторики:

     а) общей,

     б) мелкой,

     в) лицевой и артикуляционной.


    1.

    Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

    2.

    Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

    3.

    Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

    4.

    Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их  саморегуляции  и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

    5.

    Участвует в обследовании детей  с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.


    План взаимодействия  учителя-логопеда

    с инструктором по физической культуре

    на учебный год.

    п/п

    Форма работы

    Сроки

    Планирование совместной работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

    Сентябрь

    Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

    Сентябрь

    Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об      эффективности занятий фидбол-гимнастикой с детьми, страдающими ОНР (предложено ознакомиться с книгой А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой «Двигательный тренинг для дошкольников»).

    Сентябрь

    Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

    В течение года

    Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

    Октябрь

    1.  

    Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

    В течение года

    Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

    Январь

    Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья

    Февраль

    Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

    Март

    Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями»

    Апрель

    Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

    Май



    Схема взаимодействия учителя – логопеда

    и инструктора по физической культуре

    Взаимодействие учителя - логопеда и педагога - психолога

    осуществляется по двум направлениям:

    • коррекционно-развивающее;
    • информационно-консультативное.

    Психопрофилактическая функция

    Коррекционно – развивающая функция

    Диагностическая функция

    Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к логопедической работе

    Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы

    - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка

    - Выделение факторов риска на основе полученных результатов

    Задачи учителя – логопеда

    Задачи педагога - психолога

    Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

    Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

    Совершенствование мелкой моторики

    Развитие зрительно – моторной координации

    Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

    Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

    Активизация отработанной лексики

    Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

    Повышение психологической культуры родителей и педагогов

    Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

    Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия


    1.

    Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

    2.

    Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

    3.

    Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

    4.

    Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

    5.

    Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

    6.

    Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом.

    7.

    Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).

    8.

    Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

    9.

    Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

    План взаимодействия  учителя-логопеда

    с педагогом - психологом

    на учебный год.

    п/п

    Форма работы

    Сроки

    Планирование совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в логопедических группах.

    Сентябрь

    Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

    Сентябрь

    Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей логопедической группы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

    Октябрь

    Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи.

    Ноябрь

    Помощь в изготовлении пособия для родителей и педагогов“Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

    Декабрь

    Подбор речевого материала к непосредственно образовательной деятельности

    Постоянно

    Проведение совместных занятий для педагогов ДОУ и родителей

    В течение года

    Подбор методической литературы, пособий для обеспечения эффективного взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога

    В течение года

    Участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу

    Март

    Рекомендации педагогу – психологу по выработке у детей контроля по звукопроизношению

    Май



    Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями



    Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

    1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;

    2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;

    3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;

    4. информационная и дидактическая поддержка семьи.

    1.

    Обучает родителей:

    •  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

    •  умению организовывать и направлять разные игры детей;

    •  методам игрового взаимодействия с ребенком;

    •  созданию оптимальной развивающей среды дома;

    •  правилам выбора игровых средств и оборудования.

    2.

    Проводит:

    •  индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей;

    •  групповые тематические консультации для родителей;

    •  игровые детско-родительские сеансы;

    •  логопедическую диагностику детей.

    •  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

    •  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;

    3.

    Знакомит родителей:

    •  с речевыми особенностями ребенка с учетом возраста;

    •  со способами создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    4.

    Объясняет родителям значимость:

    •  создания условий для успешной социализации детей;

    •  обучения игровому взаимодействию с детьми.


    План взаимодействия  учителя-логопеда

    с семьей

    на учебный год.

    п/п

    Форма работы

    Сроки

    Анкетирование и опросы

    Сентябрь

    Май

    Индивидуальные беседы, консультирование

    В течение года

    Участие в родительских собраниях (общесадовских, по группам)

    Октябрь

    Февраль

    Апрель

    "День открытых дверей"

    Октябрь

    Консультация для родителей "Уроки для родителей"

    Октябрь

    Консультация для родителей"Работа с ребёнком по развитию дыхания";

    "Как начинать работу над звукопроизношением"

    Ноябрь

    Беседа с родителями "Общие артикуляционные упражнения

    Декабрь

    Консультация для родителей

    "Развитие мелкой моторики рук";

     "Звук "С". Специальные артикуляционные упражнения"

    Декабрь

    Беседа с родителями "Звук "Л". Специальные артикуляционные упражнения"

    "Развитие речевого слуха"

    Январь

    Консультация для родителей

    "Звук "Ш". Специальные артикуляционные упражнения"

    Февраль

    Беседа с родителями

    "Развитие фонематического слуха"

     "Звук "Р". Специальные артикуляционные упражнения".

    Март

    Беседа с родителями  

    «Работа над интонационной выразительностью"

    Апрель

    Консультация для родителей

    "Как учить буквам"

    Май

    Консультирование родителей воспитанников по запросам

    В течение года


    1.

    Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение  педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

    2.

    Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет логопедическую информацию для сайтов ДОУ.

    3.

    Предоставляет отчетную документацию.

    4.

    Проводит индивидуальное логопедичекое консультирование

    (по запросу).

    5.

    Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных особенностей детей.

    6.

    При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.


    1.

    Участвует в разработке основной общеобразовательной программы.

    2.

    Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.

    3.

    Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

    4.

    Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном.

    5.

    Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК

     

    6.

    Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

    7.

    Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

    8.

    Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

    9.

    Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

    10.

    Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

    В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

    Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

    Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

    Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

    Перспективный тематический план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и профильными специалистами

    Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и профильными специалистами на учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 ле...

    Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

    Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

    «Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

    Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...