Главные вкладки

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
    консультация на тему

    Карпушева Лариса Владимировна

    Условия для взаимодействия

    *        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.

    *        Наличие полноценной окружающей речевой среды.

    Задачи взаимодействия

    *        формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

    *        преодоление нарушений слоговой структуры слова;

    *        обогащение словарного запаса;

    *        развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

    *        формирование грамматического строя речи и связной речи;

    *        обучение грамоте.

    Деятельность учителя-логопеда предусматривает

    *        Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы

    *        Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников

    *        Коррекцию звукопроизношения

    *        Развитие фонематического слуха

    *        Усвоение норм лексико-грамматических категорий

    *        Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию

    *        Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи

    *        Коррекцию нарушений слоговой структуры

    *        Развитие просодической стороны речи

    *        Профилактику нарушений письма и чтения

    *        Формирование навыков послогового чтения

    *        Совершенствование общей и мелкой моторики

    Перед воспитателями  стоят следующие задачи

    *        Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    *        Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

    *        Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

    *        Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

    *        Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

    *        Формирование связной речи.

    *        Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

    Принципы взаимодействия

    *        Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.

    *        Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.

    *        Систематичности и последовательности в работе.

    *        Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.

    *        Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,

    *        Учета интересов всех участников педагогического процесса,

    *        Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей. 

    Формы взаимодействия. 1 вариант

    *        Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.

    *        Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.

    *        Систематичности и последовательности в работе.

    *        Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.

    *        Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,

    *        Учета интересов всех участников педагогического процесса,

    *        Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей. 

    Формы взаимодействия. 2 вариант

    *        Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время

    *        Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках

    *        Взаимопосещения занятий

    *        Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы

    *        Заседания «Логопедической гостиной»

    *        Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы

    *        Совместный выпуск рекомендаций для родителей

    Формы взаимодействия. 3 вариант

    *        Учитель-логопед:

    *        фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

    *        индивидуальные коррекционные занятия.

    *        Воспитатель:

    *        фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

    *        наблюдения, экспериментальная деятельность;

    *        беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

    *        Совместная деятельность:

    *        музыкально-ритмические игры;

    *        упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

    *        этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

    *        игры-драматизации.

    *        экскурсии

    *        игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

    *        упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

    *        подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

    *        игры на развитие пространственной ориентации

    Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей

    *        1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.

    *        2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.

    *        3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.

    алгоритм   взаимодействия педагогов

    *        Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

    *        Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и  введение  в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)

    *        Третий этап – закрепление  полученных представлений и понятий  через  экспериментирование, практическую и  игровую деятельность, музыкально – художественное творчество  (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)

    *        Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx20.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении

    Выполнила:  Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

    Условия для взаимодействия

    • Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
    • Наличие полноценной окружающей речевой среды.

    Задачи взаимодействия

    • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
    • преодоление нарушений слоговой структуры слова;
    • обогащение словарного запаса;
    • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
    • формирование грамматического строя речи и связной речи;
    • обучение грамоте.

    Деятельность учителя-логопеда предусматривает

    • Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
    • Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников
    • Коррекцию звукопроизношения
    • Развитие фонематического слуха
    • Усвоение норм лексико-грамматических категорий
    • Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
    • Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
    • Коррекцию нарушений слоговой структуры
    • Развитие просодической стороны речи
    • Профилактику нарушений письма и чтения
    • Формирование навыков послогового чтения
    • Совершенствование общей и мелкой моторики

    Перед воспитателями  стоят следующие задачи

    • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
    • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
    • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
    • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
    • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
    • Формирование связной речи.
    • Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

    Принципы взаимодействия

    • Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
    • Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
    • Систематичности и последовательности в работе.
    • Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
    • Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
    • Учета интересов всех участников педагогического процесса,
    • Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.  

    Формы взаимодействия. 1 вариант

    • Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
    • Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
    • Систематичности и последовательности в работе.
    • Интеграции задач развития звуковой культуры речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
    • Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
    • Учета интересов всех участников педагогического процесса,
    • Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.  

    Формы взаимодействия. 2 вариант

    • Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
    • Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
    • Взаимопосещения занятий
    • Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
    • Заседания «Логопедической гостиной»
    • Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
    • Совместный выпуск рекомендаций для родителей

    Формы взаимодействия. 3 вариант

    • Учитель-логопед:
    • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
    • индивидуальные коррекционные занятия.
    • Воспитатель:
    • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
    • наблюдения, экспериментальная деятельность;
    • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
    • Совместная деятельность:
    • музыкально-ритмические игры;
    • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
    • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
    • игры-драматизации.
    • экскурсии
    • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
    • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
    • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
    • игры на развитие пространственной ориентации

    Приемы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей

    • 1. Подготовительно-ознакомительный. Диагностика речевого развития детей.
    • 2. Основной. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
    • 3. Заключительный этап. Профилактика возникновения речевых нарушений.

    алгоритм   взаимодействия педагогов

    • Первый этап – формирование первоначальных представлений и понятий (учитель – дефектолог, учитель – логопед)
    • Второй этап – активизация и обогащение словаря, практическое осознание и  введение  в активную речь (учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатель)
    • Третий этап – закрепление  полученных представлений и понятий  через  экспериментирование, практическую и  игровую деятельность, музыкально – художественное творчество  (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог, учитель – логопед)
    • Четвертый этап – контрольно – аналитический (учитель – дефектолог, учитель – логопед)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Проект "Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями" расчитан на 1 год. Реализация проекта разделена на т...

    Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

    Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

    Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

    Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

    "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...