Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Михайлова Евгения Викторовна

В проектном задании представлен краткий обзор  методов и приёмов работы с родителями, разработано перспективное планирование по взаимодействию с семьёй в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoe_zadanie_na_pechat.docx448.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО "Ленинградский областной институт развития образования"

Факультет менеджмента в образовании

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

КПК: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

Выполнил:

Руководитель:

МИХАЙЛОВА ЕВГЕНИЯ

ВИКТОРОВНА,

МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №17

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА",

Г. КИРИШИ

ПАНОВА ОКСАНА

КОНСТАНТИНОВНА,

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение....................................................................................................................................................с. 3

  1. Теоретическая часть

1.1. Формы общения учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного процесса....... с. 4

1.2. Принципы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй...............................................................с. 7

  1. Технологическая часть

Обоснование выбора форм взаимодействия с родителями в системе коррекционной работы ......с. 8

Заключение.............................................................................................................................................с. 12

Список использованных источников...................................................................................................с. 13

Приложения............................................................................................................................................с. 14

  Введение

Актуальность темы проектного задания "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях коррекционного процесса", обусловлена тем, что в настоящее время дошкольное образование в России претпевает ряд изменений.

Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 г.  №2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (зарегистрировано в Минобрнауки РФ от 18 января 2012 г., регистрационный №22946) были утверждены  федеральные государственные требования к структуре  основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В типовом положении чётко отражены основные задачи и участники дошкольного образовательного учреждения. Участниками образовательного процесса  являются воспитанники и их родители (законные представители), педагогические работники. Одним из приоритетных направлений обозначено взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Семья для ребёнка - это место его рождения и основная часть его жизни. Родители окружают малыша любовь,  дают чувство защищённости, что необходимо для гармоничного развития личности ребёнка. Авторитет родителей для детей дошкольного возраста неоспорим. Но рано или поздно приходит время, когда необходимо вести малыша в детский сад. Детский сад - это "школа общения" со сверстниками и взрослыми, оказывающая помощь в приобретении умений и навыков, которые очень важны в жизни.

Семья и дошкольное учреждение частично выполняют одинаковые функции, одна из которых обеспечение всестороннего развития ребёнка.  Воспитание звуковой культуры речи неотъемлемая задача развития, ответственность за выполнение которой несут родители и педагоги. Овладение звуковой культурой речи происходит через подражание взрослому, в первую очередь папе и маме. В последнее время отмечается неуклонный рост  речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы.  Когда проблема речевого развития встаёт особенно остро, обеспокоенные родители вынуждены обращаться за помощью к логопеду, при необходимости переводить ребёнка в детский сад компенсирующего или комбинированного вида. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой  перекладывания своих функций на логопедов и воспитателей, а призывает его участников к тесному сотрудничеству. Вовлечение семьи ребёнка, имеющего речевые нарушения в коррекционный процесс, предполагает под собой выполнение нескольких задач. Во-первых, создание доверительных отношений с родителями. Во-вторых, повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений. В-третьих, использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.  

При реализации проекта "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы" результатом работы должно стать преодоление проблемы различия в позициях педагога и родителей в области коррекции речевых нарушений у детей.

Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.

Часть 1. Теоретическая часть

1.1. Формы общения учителя-логопеда в системе коррекционного процесса

Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами коррекции речевых нарушений у  детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание проводится по заранее заявленной теме и всегда назначается в удобное для родителей время.

Консультация и семинар по своей структуре схожи с родительским собранием.  В обеих формах взаимодействия педагог передаёт свои теоретические знания и практические умения родителям.

К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.

Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие логопеда и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе любого участника коррекционно-развивающего процесса. В момент подготовки к беседе логопед должен продумать, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ.

Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами коррекции речевого недоразвития детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

 Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребёнка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности коррекционной, воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

 Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам детского сада. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, логопед может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

Познавательные формы организации общения логопеда с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями речевого развития детей, рациональными методами и приемами коррекции речевых нарушений,  для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции речевых расстройств  у  детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы. Возможна организация родительского клуба. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На таких собраниях дети вместе с родителями просматривают видеоматериалы, книги и обсуждают мультфильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекционно-развивающий процесс. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные нетрадиционные формы организации общения логопеда и родителей решают задачи ознакомления семьи с условиями, содержанием и методами работы логопеда, что позволяет объективнее оценивать деятельность педагога.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две под группы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

1.2. Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1.  Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а  не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

2. Технологическая часть

С такими проблемами как, слабая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, безучастное отношение к деятельности детей в детском саду компенсирующего вида, отрицание того, что родители могут и должны участвовать в коррекционном процессе, сталкивается учитель-логопед каждый раз, когда к нему приходят дети, нуждающиеся в помощи специалиста.  Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к  коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Объединив разные формы взаимодействия с семьёй в систему, я разработала перспективное планирование на учебный год, в котором затронуты наиболее актуальные для родителей темы. (Приложение 1). В данном планировании присутствуют такие формы сотрудничества, как: анкетирование, родительское собрание, мастер-класс, индивидуальная консультация и письменная консультации, открытые  индивидуальные занятия для родителей, информационный стенд -"уголок логопеда", информирование и проведение консультаций с использованием интернет-ресурсов. Остановимся более подробно на каждой из представленных форм.

Анкетирование. В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, для уточнения диагноза и выявления психологических особенностей ребёнка. На этом этапе я приглашаю маму на индивидуальную встречу, во время которой стараюсь  узнать об  условиях проживания ребёнка, его окружении, собрать анамнестические данные и предложить заполнить дома вводную анкету. (Приложение 2). Данное анкетирование необходимо для того, чтобы  к первому родительскому собранию иметь представление о семьях воспитанников и понять,  готовы ли они к активному взаимодействию, понимают ли важность и своевременность решения проблем речевого развития своего ребёнка. В середине учебного года провожу промежуточное анкетирование, целью которого является определение эффективности работы с родителями, и при необходимости, поиск альтернативных способов взаимодействия с ними. Итоговую анкету родители заполняют  в конце учебного года,  и направлена она на определение успешности взаимодействия учителя-логопеда с родителями. (Приложение 2).

                        Родительское собрание. Данная форма взаимодействия с родителями является традиционной и самой распространённой. В конце сентября в группе проводится первое родительское собрание, на котором заведующая и методист очерчивают план работы с детьми на текущий учебный год, дают родителям советы по работе с детьми для лучшего усвоения программы и обращают внимание на режимные и дисциплинарные моменты. Основная часть собрания проводится педагогами группы: логопедом, психологом и воспитателями.  Главной  своей задачей я считаю, доведение до их сведения информации о том, как важна и необходима своевременная работа по формированию и совершенствованию звуковой культуры речи. Особое внимание уделяю беседе о выполнении рекомендаций дом. (Приложение 3). Последующие родительские собрания мы проводим в более тесном кругу – только логопед, воспитатели и родители. Спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого все педагоги группы рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах. Учитывая ограниченный временя, отведённое на выступление логопеда, возникает потребность введения новых форм взаимодействия с семьёй. Одной из них является мастер-класс.

Мастер-класс. Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. (Приложение 4). Ежемесячно я провожу один мастер-класс, тема которого является наиболее актуальной на данный  период времени. Часто на мастер-классе  прибегаю к использованию таких наглядно-инфомационных форм, как выставка, прослушивание аудиозаписи речи детей. В этом учебном году, результатом проведения опроса родителей, были определены следующие темы:

1. Недостатки звукопроизношения и методы их преодоления.

2. Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения.

3. "Дышите - не дышите!" - дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы.

4. Говори - ты это можешь!

5. Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей.

6. Автоматизация звуков в речи через игру.

7. Развитие фонематического восприятия - залог успешности работы.

8. Грамматика - это наука.

9. Развитие связной речи в общении со взрослым.

В момент проведения мастер-класса часто предлагаю сделать родителям пособие, которое пригодится в работе дома и поможет сделать работу с ребёнком более эффективной и приятной. Так на мастер-классе "Дышите - не дышите!" мы делали пособие для игры "Бабочки", которое помогает в развитие неречевого и речевого дыхания. На встрече  "Автоматизация звуков в речи через игру" родители делали "Звуковую дорожку", и даже сами увлечённо поиграли в неё. Картинки для "Звуковых дорожек" подбирала самостоятельно, исходя из этапа работы над звуками на котором находится ребёнок.

Такая современная форма взаимодействия, как мастер-класс, хорошо подкрепляется письменной консультацией.

Письменная консультация. Такую форму сотрудничества можно назвать заочной. Для меня главным её преимуществом является то, что  таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала. При этом используя интернет-ресурсы или тетрадь рекомендаций логопеда, все родители имеют возможность получить материалы проведённого мастер-класса или индивидуальной консультации.

Индивидуальная консультация. Одной их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является консультирование.  От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу приходят оба родителя.

Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

В своей работе я предпочитаю совмещать индивидуальное консультирование с открытым индивидуальным занятием для родителей.

Открытое индивидуальное занятие. На индивидуальные занятия приглашаю родителей детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. На подготовительном этапе, целью которого является подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков, показываю упражнения на развитие артикуляционной моторики, дыхания, слухового внимания и фонематического восприятия.

На этапе работы по преодолению речевого негативизма у неговорящих  детей, приглашаю родителей на занятие и показываю, какие формы работы при этом можно использовать. (Приложение 5).

На этапе формирования первичных произносительных умений, демонстрирую игры и упражнения, направленные на развитие слухового образа звука, уточнение артикуляции звука, автоматизацию на различном речевом материале, дифференциацию произносимых звуков.

На заключительном этапе формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольника развивается умение использовать автоматизированные звуки в спонтанной речи, формируется навык самоконтроля. На индивидуальных занятиях предоставляю родителям возможность познакомиться с приёмами работы по заучиванию стихотворений, составлению предложений по картинке, пересказу текстов.

Информационный стенд. Связь с родителями через "Уголок логопеда" относится к наглядным формам работы. При размещении информации учитываю, что она должна быть динамичной и красочно оформленной.  Стенд  отражает лексическую тему недели в группе и предлагает родителям рекомендации, которые способствуют обогащению словаря и развитию грамматических категорий. Не так давно вместе с воспитателем речевой группы мы создали картотеку рекомендаций для родителей по всем лексическим темам коррекционного процесса.  В логопедическом уголке так же освещаются следующие темы:

1. Родителям о речи ребёнка.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

3. Общее недоразвитие речи.

4. Тяжёлые речевые нарушения.

5. Как организовать занятия дома.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Развитие речевого и неречевого дыхания.

8. Артикуляционная гимнастика.

8. Развитие психических процессов.

И другие, не менее значимые вопросы коррекционно-образовательного процесса. Примеры материалов, размещаемых в "Уголке логопеда", представлены в приложении. (Приложение 6).

Информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ. В этом учебном году я активно ввела в свою практику современные формы работы учителя – логопеда с родителями с использованием ИКТ:

1. Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте и через социальные сети,

2. Ведение сайта детского сада

Использование компьютера и интернет ресурсов позволяет решить такие задачи,  как установление доверительных отношений с семьёй, повышение компетентности родителей в вопросах  коррекции речевых расстройств, применение принципа индивидуального подхода к ребёнку

На сайте детского сада http://www.berezka17.ru родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Заключение

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

За время реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы» задачи, которые я ставила перед собой, были достигнуты.

Удалось вывести отношения с семьями на новый  уровень,  где большинство родители стали считать себя полноправными участниками образовательного процесса.  Использование традиционных и введение инновационных форм взаимодействия с семьёй позволило разнообразить этот процесс. Родители охотно шли на общение через интернет-ресурсы, ежемесячно посещали мастер-классы, часто обращались с просьбой подобрать информацию по интересующему их вопросу. Добавление информации на сайт детского сада позволило родителям знакомиться с предлагаемой информацией не выходя из дома.

Родители стали охотнее выполнять рекомендации логопеда в тетради по автоматизации звуков, приносят в детский сад литературу и рабочие тетради, которые самостоятельно подобрали для занятий дома. О плодотворном сотрудничестве с семьей говорит и хорошая динамика речевого развития детей.

В следующем учебном году, продолжу работу в этом же направлении. Планирую разнообразить формы взаимодействия с родителями новыми формами, такими как открытые фронтальные занятия, "Домашний театр", "Родительская газета", консультирование на своём мини-сайте.

Список использованных источников

1. Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 58

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — с. 12

3. Варфоламеева О.В., Савельева Е.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу // Дошкольная педагогика.-2012.- №8.- с.40

4. Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 102

5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

6. Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5. -с.38

7.  Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2. -с.4

Приложение 1.

Перспективны план работы учителя-логопеда с родителями в средней группе

Тема, задачи

Форма проведения

СЕНТЯБРЬ

1. Индивидуальная встреча с родителями.

Задача: формирование партнёрских отношений, сбор анамнестических данных, информации об условиях проживания семьи, его окружении

2."Организация работы в детском саду компенсирующего вида".

Задача: разъяснить родителям  специфику обучения и воспитания детей в логопедической группе, о роли семьи в преодолении дефектов речи.

3."Недостатки звукопроизношения и методы их преодоления".

Задача: повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений, демонстрация некоторых приёмов постановки звуков.

4. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Детский сад", "Игрушки", "Родителям о речи ребёнка", "Как организовать занятие по рекомендациям логопеда дома".

Задачи: донесение до родителей материала логопедического характера, напоминание родителям о выполнении своих обязанностей в коррекционно-развивающем процессе.

5. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Результаты диагностики", "Способы общения с неговорящим  ребёнком"

*индивидуальная (беседа), информационно-аналитическая (анкетирование)

*познавательная (родительское собрание)

*познавательная (групповая консультация, мастер-класс)

*информационно-просветительская (информационный стенд)

*индивидуальная (беседа)

ОКТЯБРЬ

1. "Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения".

Задачи: формирование осознанного включения семьи в коррекционно-развивающий процесс, убеждение родителей в необходимости ежедневного проведения артикуляционной гимнастики и знакомство с правилами особенностей её проведения.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Овощи", "Фрукты", "Сад-огород", "Деревья",  "Правила выполнения артикуляционный гимнастики", "Общий комплекс артикуляционной гимнастики".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Постановка звука" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Развитие фонематического восприятия".

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

просветительская (письменная консультация)

*индивидуальная (беседа, открытое индивидуальное занятие)

НОЯБРЬ

1. "Дышите - не дышите!" - дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы".

Задача: разъяснение родителям значимости выполнения дыхательных упражнений, правилами из выполнения.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Грибы", "Осень", "Дикие животные (подготовка к зиме)", "Правила выполнения дыхательной гимнастики", "Игры и упражнения на развитие речевого и неречевого дыхания".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Постановка звука" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Роль невропатолога в коррекции речевых нарушений"

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

просветительская (письменная консультация)

*индивидуальная (беседа, открытое индивидуальное занятие)

ДЕКАБРЬ

1. Выступление на родительском собрании.

Задачи: выявление недостатков в работе с родителями через анкетирование, отчёт о проделанной работе.

2. "Говори, ты это можешь!" - для родителей детей имеющих тяжёлые речевые нарушения.

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений, совместный поиск путей дополнительного воздействия и демонстрация приёмов работы с неговорящим ребёнком.

3. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Домашние животные", "Домашние птицы", "Зоопарк", "Новый год", "Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений

4. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Автоматизация звуков на разных этапах работы" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Организация занятий дома в период отпуска"

*познавательная (родительское собрание),

информационно-аналитическая (анкетирование)

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

просветительская (письменная консультация)

*индивидуальная (беседа, открытое индивидуальное занятие)

ЯНВАРЬ

1.«Влияние пальчиковой моторики на развитие речи детей».

Задача: пропаганда логопедических знаний для родителей, через разъяснение значимости выполнения пальчиковых упражнений.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Зима", "Зимние забавы", "Зимующие птицы",  "Рекомендации по развитию мелкой моторики", "Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Автоматизация звуков на разных этапах работы" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Использование логопедических компьютерных программ в домашних условиях"

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

*индивидуальная (беседа), использование ИКТ

ФЕВРАЛЬ

1."Автоматизация звуков в речи через игру".

Задача: познакомить родителей с игровыми приёмами автоматизации звуков, которые помогают сделать коррекционную работу разнообразной и эффективной.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Человек. Наше тело", "Лицо. Уход за собой", "День защитников Отечества",  "Мужские профессии", "Игры с мячом - эффективное средство автоматизации звуков".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах

коррекции речевых нарушений.

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Автоматизация звуков в играх" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Использование логопедических презентаций в домашних условиях"

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

*познавательная (письменное консультирование)

*индивидуальная (беседа)

МАРТ

1. "Развитие фонематического восприятия - залог успешности работы".

Задача: познакомить родителей с особенности фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, рассказать об основных приёмах работы используемых в коррекционном процессе.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "8 марта. Женский день", "Женские профессии", "Транспорт", "Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков".

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Способы мотивирования детей к совместной деятельности", "По дороге домой" - обзор возможностей автоматизации звуков по дороге из детского сада домой.

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

*индивидуальная (беседа)

АПРЕЛЬ

1."Грамматика - это наука".

Задача: познакомить родителей с особенностями развития грамматического строя у детей группы, предложить интересные формы работы направленные на коррекцию нарушенных грамматических категорий.

2. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Семья", "Дом", "Мебель", "Посуда", "Особенности развития грамматического строя речи у детей с ОНР"

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений.

3. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Леворукий ребёнок", "По дороге домой" - обзор возможностей автоматизации звуков по дороге из детского сада домой.

*познавательная (мастер-класс)

*информационно-просветительская (стенд)

*познавательная (письменное консультирование)

*индивидуальная (беседа)

МАЙ

1. Выступление на родительском собрании.

Задачи: выявление недостатков в работе с родителями через анкетирование, отчёт о проделанной работе.

2. "Развитие связной речи в общении со взрослыми"

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений, совместный поиск путей дополнительного воздействия и демонстрация приёмов работы с неговорящим ребёнком.

3. Еженедельное обновление информации в "Уголке логопеда" по темам "Одежда", "Обувь", "Весна", "Цветы", "Насекомые", "Нужно ли заниматься летом?"

Задачи: повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений

4. Индивидуальные консультации с родителями по предложенным темам: "Автоматизация звуков в связной речи" - индивидуально для каждой семьи и ребёнка, "Организация занятий дома в период отпуска"

*познавательная (родительское собрание),

информационно-аналитическая (анкетирование)

*познавательная (мастер-класс, письменное консультирование)

*информационно-просветительская (стенд)

*познавательная (письменное консультирование)

*индивидуальная (беседа, открытое индивидуальное занятие)

Приложение 2.

 Анкета №1

Вводная анкета для родителей вновь поступивших детей

Ф.И. ребёнка, возраст __________________________________________________

1. У кого-то из Вашей семьи были/есть нарушения речи? ____________________

2.Мешали ли они в жизни и в учёбе?

5.Когда и кем было замечено нарушение речи у Вашего ребёнка?

        а) родителями или ближайшими родственниками;

        б) воспитателями детского сада, специалистами детской поликлиники

4.Как Вы считаете, надо ли бороться с дефектами речи вашего ребёнка?

        а)необходимо;

        б)не придаю этому значения;

        в)нет дефекта

3.Считаете ли Вы, что вашему ребёнку нужна помощь логопеда?

        а) да;

        б)нет

6.Обращались ли вы за помощью за помощью к специалистам - логопед, невролог.

        а) да;

        б)нет

7.  Желаете ли вы тесно сотрудничать с логопедом (выполнять рекомендации логопеда дома, участвовать в консультациях и беседах)

        а) да;

        б)нет

9.Являетесь ли вы активным пользователем ПК? Пользуетесь ли интернет ресурсами?

        а) да;

        б)нет

10. Хотели бы вы регулярно получать на электронный почтовый ящик или через социальные сети рассылку рекомендаций логопеда по вопросам коррекции речевых расстройств.

        а) да;

        б)нет

8.Принимала ли ранее Ваша семья активное участие в образовании и воспитании своего ребёнка (интересовались успехами ребёнка в детском саду, помогали ребёнку преодолевать трудности в образовательном процессе под руководством воспитателей, психолога, участвовали в спортивных и мероприятиях детского интересовались проведением оздоровительных и развивающих мероприятий в детском саду) - нужное подчеркнуть.

Анкета №2

Промежуточная анкета для родителей

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? ______________________________

2.Какие звуки Ваш ребёнок научился говорить?____________________________________

3. Какие звуки Ваш ребёнок ещё не научился произносить?__________________________

4.Считаете ли Вы, что речь Вашего ребёнка улучшилась?___________________________

5.Считаете ли Вы себя активным и полноправным участником коррекционно - развивающего процесса?______________________________________________________________

6.Занимаетесь ли Вы дома по рекомендациям логопеда в тетради?_____________________

7.Сколько времени уходит у Вас на подготовку и выполнение рекомендаций_____________________________________________________________________
        8.Если нет, то что Вам в этом мешает?____________________________________________

9. Помогают ли Вам рекомендации логопеда в работе дома?

10.Сколько раз Вы побывали на консультации у логопеда?___________________________

11. Требуются ли Вам для занятий с родителями дополнительные индивидуальные консультации, мастер-классы? _________________________________________________________

Анкета №3

Итоговая анкета для родителей

1.Наблюдаете ли Вы динамику в речевом развитии ребёнка?________________________

2.Как вы оцениваете речь вашего ребёнка на данном этапе коррекции?________________

3.Совпали ли результаты коррекционного воздействия логопеда с вашими ожиданиями______________________________________________________________________

4. Довольны ли вы работой логопеда?__________________________________________

5. Принимали ли Вы активное участие в коррекционном процессе?__________________

6. Желаете ли Вы в дальнейшем работать в условиях тесного сотрудничества?

7. Какие формы взаимодействия Вам понравились? (анкетирование, родительское собрание, мастер-класс, индивидуальная консультация и письменная консультации, информационный стенд -"уголок логопеда", информирование и проведение консультаций с использованием интернет ресурсов, открытые занятия)

8. Какие темы родительских собраний, консультаций были для Вас познавательны и интересны?________________________________________________________________________

Приложение 3.

Выступление учителя-логопеда на первом родительском собрании.

Тема:  "Роль семьи в коррекционно-развивающем процессе".

Задачи: формировать атмосферу доверительных, партнёрских отношений между  учителем-логопедом и семьёй, рассказать родителям о специфике обучения и воспитания детей в логопедической группе, о роли семьи в преодолении дефектов речи.

Содержание.

1. Особенности  работы специалистов в детском саду компенсирующего вида.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» в переводе с греческого обозначает  "воспитание речи", соответственно человек занимающийся коррекцией речи называется логопедом.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада? В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- формирование правильного звукопроизношения;

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи сходные по своему звучанию и артикуляции в родном языке;

- обогащение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи, т.е. умения связно излагать свои мысли, пересказывать тексты и составлять рассказы;

-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления без которых не возможно успешное проведение коррекционно-развивающего процесса;

-развитие мелкой моторики, т.е. движений пальцев, подготовка руки к письму.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

2. Особенности проведения обследования.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Краткий обзор результатов обследования.

3. Роль семьи в коррекционно-развивающем процессе.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются домой ежедневно и возвращают на следующий день;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Приложение 4.

Мастер-класс логопеда для родителей и детей «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения»

Цели:

 1. объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной гимнастики с детьми дома;

 2. познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

3. формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

4. расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Форма работы: групповой мастер-класс.

Оборудование: Зеркала по количеству участников, кукла Бибабо (Лягушка).

Ход мастер-класса.

 1. Организационный момент.

Родители с детьми приглашаются в группу.

- Здравствуйте, родители и ребята! Мы рады вас снова приветствовать вас в группе. Сегодня мы с вами поговорим о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики дома, потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений.

2. Теоретическая часть. Вступительное слово

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быстрая истощаемость. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются логопедом каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарата  ребенка, его возможностей. Сегодня мы с вами рассмотрим базовые артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков.

3. Практикум по выполнению общего комплекса артикуляционной гимнастики (по Е. Н. Краузе).

Появляется Лягушонок, он плачет и никого не замечает.

 - Здравствуй, Лягушонок, что с тобой, почему ты плачешь? Может, мы сможем тебе помочь.

Лягушонок: Я как пьёхо явговавиваю, фто се сеютя.

- Ой, дети, вы поняли, что сказал лягушонок? А я хоть и поняла, но с большим трудом. Лягушонок сказал, что он так плохо разговаривает, что все над ним смеются.

- Лягушонок, не расстраивайся. Хорошо, что ты к нам пришел. Покажи свой язычок. Ой, какой он у тебя слабый и вялый. Наши ребята умеют выполнять специальные упражнения, которые укрепляют мышцы языка. Ребята, научим Лягушонка? Дети вместе с родителями выполняют перед зеркалами артикуляционную гимнастику по заданию логопеда.

Логопед говорит об особенностях выполнения каждого упражнения, обращает внимание на типичные ошибки, смотрит за правильностью выполнения упражнений:

  • "лягушка"
  • "хоботок"
  • "лягушка-хоботок"
  • "окошко"
  • "лопаточка"
  • "иголочка"
  • "часики"
  • "качели"
  • "лошадка".

Лягушонок повторяет за детьми. Выполнение каждого упражнения сопровождается демонстрацией иллюстрации и стихотворением.

3. Итог 

- Молодцы! А где Лягушонок? Лягушонок, поцокай язычком, как лошадка. Смотри, какой у тебя язычок стал сильный и ловкий. А теперь как ты говоришь?

Лягушонок: Я говорю красиво, внятно, так что всем теперь понятно!

 Лягушонок радуется, благодарит ребят за помощь и уходит.

- Ребята, и вы, если будете выполнять артикуляционную гимнастику каждый день, то тоже скоро научитесь правильно произносить все звуки. Логопед благодарит родителей и детей за участие в мастер-классе и прощается.

Приложение 5.

Конспект индивидуального занятия для родителей детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Тема: «Заюшкина избушка»

Цели: Формирование умений и навыков общения  родителей  с ребёнком имеющим тяжёлое нарушение речи.

Задачи:

 - продолжать работу по преодолению речевого негативизма у ребёнка;

- развивать умение подражать действиям взрослого;

 - продолжать работу по вызыванию речевого подражания;

- развивать  артикуляционную моторику;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать общую моторику;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать психические процессы: зрительное внимание и память.

Оборудование: книжка «Заюшкина избушка», маленькие иллюстрации к сказке; пунктирное изображение зайчика; игрушки из киндер-сюрпризов: заяц, лиса, волк, медведь, собачка, петушок; картинки для арт. гимнастики: окошко, лягушка, хоботок (слоник), лопаточка,  качели, часики; 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение; серый карандаш, салфетка.

Предварительная работа: чтение сказки "Заюшкина избушка"

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Основная часть

2.1.Развитие лексики и активизация словаря

Логопед вместе с ребёнок рассматривает книгу со сказкой, обращая внимание ребёнка на иллюстрации к ней и содержание сказки.

2.2. Сенсорное развитие

- Найди в пальчиковом сухом бассейне героев сказки: зайца, лису, собаку, волка, медведя, петушка.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

-Зайка каждое утро делал зарядку для язычка. Сегодня мы сделаем зарядку вместе с зайчиком.

Логопед показывает родителям особенности проведения комплекса общей артикуляционной гимнастики для детей со стёртой  дизартрией. (по Е.Н. Краузе)

  • "Окошко".
  • "Лягушка".
  • "Хоботок".
  • "Печём блинчики".
  • "Лопаточка"
  • "Качели"
  • "Часики"

2.4. Развитие мелкой моторики.

-Зайчику очень понравилось, как ты делал зарядку для язычка, так понравилось, что у него даже ушки зашевелились. Вот так. Логопед показывает ребёнку как при помощи пальчиков сделать длинноухого зайку и пошевелить ушками, ребёнок  повторяет.

2.5. Развитие общей моторики

-Прогнала лиса зайца из дома, сидит он на улице, холодно ему.

-Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! (Ребёнок сидит, ладони приставлены к голове. Ритмично шевелит ладонями).

-Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть. Вот так! (Ритмично трёт ладони друг о друга).

-Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Вот так! (Стоит «столбиком», кисти согнуты перед грудью. Прыгает на месте).

2.6. Стимуляция звукоподражания.

- Давай мы с тобой изобразим каждого персонажа сказки.  

-Зайка улыбается: "Ф-Ф-Ф-Ф".

-Лиса ласково песенку поёт: "Ля-ля-ля-ля".

- Собачка лает: "Ав-ав-ав".

- Волк в лесу воет: "У-у-у-у".

-Медведь ревёт: "Уо-уо-уо".

Петушок громко кричит: "Ку-ка-ре-ку".

2.7. Развитие связной речи и памяти.

-А теперь мы с тобой разложим иллюстрации к сказке и вспомним её.

Ребёнок, опираясь на маленькие иллюстрации с помощью логопеда, рассказывает сказку: Жили – были з… и л… У лисы весной избушка растаяла, попросилась она жить к з... и прогнала его. Плачет зайчик. Идёт мимо с..., стала она прогонять лису - не прогнала. Идёт мимо в..., стал он прогонять лису - не прогнал. Идёт мимо м..., стал он прогонять лису - не прогнал. Идёт мимо п...., стал он прогонять лису - испугалась его лиса и убежала.

3 Итог

- Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! Как называется сказка? Кто выгнал зайчика из дома? Кого испугалась лиса? Кто спас зайчика?

-А этого зайчика ты обведёшь по контуру и раскрасишь дома.

Приложение 6.

Материалы для "Уголка логопеда".

Игровые упражнения для развития дыхания

ПИЛКА ДРОВ. Мама или папа вместе с ребёнком образуют пару и берутся за руки. Начинаем имитировать  пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Предлагаем ребёнку  надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаем ребёнку тонкие полоски зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребёнок плавно дует на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ. Перед ребёнком лежит «зеленая полянка» с бабочкой вырезанной из тонкой бумаги. Бабочка прикреплена тонкими нитками к «полянке». По сигналу «Бабочка полетела» ребёнок дует на бабочку.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. Подносим к ребёнку  зажженную  свечу. По сигналу  «Тихий ветерок» ребёнок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Ребёнку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. Ребёнку понадобится пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «Чайник закипел» ребёнок  дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточку прикрепляется легкий кусочек ваты или вырезанная из тонкой бумаги снежинка. Ребёнку предлагается длительно подуть на неё по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Ребёнок должен длительно дуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

Лексическая тема: «Транспорт»

Родителям рекомендуется:

Понаблюдать с ребёнком на улице за движением различного транспорта, закрепить название видов транспорта: наземный, водный, воздушный. Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта. Побеседовать с ребенком о правилах дорожного движения, обратить внимание во время прогулки на светофор, уточнить, когда можно переходить улицу, а когда – нет.

Задание 1. Игровое упражнение "Назови ласково"

Самолет – самолетик,  грузовик - … , флаг - …,  мотор - …,  лодка - …, велосипед - …,   паровоз - … , колесо - … , машина - … , пароход - … , и т.д.

Задание 2. Отгадайте загадку и выучите её вместе с ребёнком

 Дом по улице идет, на работу всех везет,

 Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Придумать самостоятельно одну-две описательных загадки о транспорте.

Задание 3. Игра «Сосчитай до пяти»                       

один корабль, два корабля, ......пять кораблей.

один капитан. два капитана, .... пять капитанов.

Так же: самолёт и лётчик, грузовик и водитель.

Задание 4.  Составить рассказ о любом виде транспорта по плану: 

1.Как называется?

2.Назови части транспорта и материал из которого они сделаны

3. Для чего нужен этот вид транспорта?

 4. Кто им управляет?

Задание 5. Игра «Четвертый лишний»

Самолет, лодка, пароход, корабль.                      Троллейбус, автобус, машина, ракета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...