План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
материал

Карлова (Лукьянова) Людмила Андреевна

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

Детский сад – это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, коррекционно – педагогическое сопровождение в ДОУ должно быть направлено на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы, поддержку детской инициативы, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_karlova_22-23.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст-цы Должанская

 муниципального образования Ейский район

План по самообразованию учителя -  логопеда

Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками

на  2022-2025 учебный год

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                                       Карлова Л.А.

2022 год

Тема: Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками 

Актуальность темы: 

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

Детский сад – это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, коррекционно – педагогическое сопровождение в ДОУ должно быть направлено на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы, поддержку детской инициативы, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый специалист находится в поиске новых форм и методов работы. Использование техник фототерапии в процессе организации педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении делает этот поиск плодотворным и практически значимым. Работа с использованием фотографии показала стабилизацию эмоционального состояния, развитие эмпатии и эффективную проработку прошлого опыта во всех возрастных группах.


Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения проблем звукопроизношения, связной речи, а также развития и гармонизации личности.

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

Фототерапия в дошкольном возрасте решает многообразие задач:

1.         Развивает детское воображение и мышление.

2.         Обеспечивает познавательное развитие детей. Яркие зрительные образы и их описание позволяют возбуждать детский интерес, который стимулирует любопытство и желание детей больше узнать об этом мире.

3.         Активизирует и стимулирует речевую активность. Обогащает устную речь.

4.         Улучшает качества внимания. Яркий образ фотографии и детальное ее описание обеспечивает стимуляцию детского внимания.

5.         Развивает ребенка творчески. Просмотр фотографий сформирует у ребенка чувство прекрасного и эстетический вкус, понимание красоты и способность ею наслаждаться, настроит на позитивный лад.

6.         Снижает уровень тревожности у детей. Положительный эффект фототерапия оказывает на нервную систему детей, осуществляя расслабляющее и успокаивающее действие.

7.         Терапевтический эффект фотографии – это работа с детскими страхами насекомых, зверей и многого другого. Соприкасаясь со своим страхом через фотографию, у ребенка легче и спокойнее проживаются интенсивные чувства и эмоции.

Этапы проработки материала

Выбор темы.

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

Выявление уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей.

Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса.

Практический

Внедрение планов совместной деятельности, системы мер, направленных на решение работы.

Формирование методического комплекса.

 Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

 Корректировка работы.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

Содержание

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.

План работы на 2022-2023 учебный год

Название мероприятия

Сроки выполнения

Профессионально-педагогическая деятельность

1

Изучить и проанализировать:

ФГОС дошкольного образования.

Октябрь

2

Систематизировать практический материал, интернет  ресурсы по внедрению Фототерапии в коррекционно-развивающую    логопедическую работу

В течение учебного года.

3

Изготовление игр из фотографий:

Игры: «Разноцветные квадраты», «Где живут предлоги», Комнатные растения»

Сентябрь  

Ноябрь

4

Работа по плану проекта

 «Мир вокруг нас» фотопроект (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)

Консультации для родителей: «Фототерапия в процессе речевого развития детей дошкольного возраста»,  

 «Учите детей общаться и видеть мир прекрасным», «Звуковая культура речи»

Октябрь — Май.

5

Коррекция речи детей средствами фототерапии на индивидуально -  подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.

Дидактические игры своими руками для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

В течение учебного года

Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога

6

Изготовление папки передвижки для родителей детей 5–7лет. «Мир глазами ребенка»

Октябрь

7

Открытое занятие для детей подготовительной группы по развитию связной речи

«В гости к фотографу»

Доклад: «Использование фототерапии в коррекционной работе»

Декабрь

8

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию  фототерапии.

В течение года.

9

Консультация: «Мир фотографии»

Январь

10

Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

Февраль

11

Создание раздаточного материала  для индивидуальных занятий.

В течение года

Изучение специальной литературы

Изучение материалов на сайтах:

https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/02/07/fototerapiya-v-praktike-raboty-

https://infourok.ru/fototerapiya-v-rabote-so-starshimi-doshkolnikami-5096978.html

https://science- фототерапия pedagogy.ru/ru/article/view?id=2076 

https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2076 

книги:

- Питер Коул. «Азбука фотосъемки для детей»

- Дженни Биднер: Первый учебник фотографии для детей.

В течение года

План работы на 2021-2022 учебный год

Название мероприятия

Сроки выполнения

Профессионально-педагогическая деятельность

1

Систематизировать практический материал, интернет  ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу

В течение учебного года.

2

Разработать творческий вечер

«Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы.

 

Октябрь.

4

Работа по плану проекта

  • Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
  • Игровая непосредственно образовательная деятельность

«Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)

  • Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
  • Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель- логопед)
  • Игровая непосредственно образовательная деятельность

«С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)

  • Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени»

Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Октябрь — Май.

5

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально -  подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

В течение учебного года

Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога

6

Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:

Автоматизация звуков в играх «Звоночек»

Октябрь

Март

7

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии.

В течение года.

8

Консультация: «Игра – помогает говорить»

Январь

9

Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

Февраль

10

Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей      дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»

Март

11

Создание презентации по теме самообразования.

Апрель

Изучение специальной литературы

Изучение материалов в сети интернет

Логопед.ру   http://www.logoped.ru/index.htm/

Мерсибо mersibo.ru

Logoportal.ru Логопедический портал

Ельцова О.М., Прокопьева Л.В. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТСВО - ПРЕСС», 2018.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТСВО - ПРЕСС», 2018.

Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Старший дошкольный возраст  подготовительная к школе группа (с 6  до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТСВО - ПРЕСС», 2018.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТСВО - ПРЕСС», 2016.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.

Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год...

План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...